Дело № 2–80/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоаннинский 09 февраля 2018 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи – Савченко И.Н.,
при секретаре судебного заседания – Мавшовой Т.И.,
с участием:
представителя истца Меньшиковой С.В. – Меньшикова Р.А.,
представителей ответчика жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области - Александрова Ф.С., Комиссарова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшиковой С.В. к жилищно-коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по выплате субсидий на оплату жилья, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Меньшикова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к жилищно-коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по выплате субсидий на оплату жилья, взыскании компенсации морального вреда, в котором просит суд: признать отказ начальника жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Александрова Ф.С. в назначении субсидий незаконным; обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области начислить ей субсидии на основании пакета документов, поданного 15.08.2017 года; взыскать с администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование исковых требований указывает, что она 15.08.2017 года обратилась к ответчику с полным пакетом документов (оригиналов) для получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Аналогичные документы на получение субсидии она подает каждые 6 месяцев, при этом справки о доходах аналогичные, а её заявления были удовлетворены. В своём ответе за № 75/1 от 24.08.2017 года начальник жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского района Александров Ф.С. сообщил ей об отказе в предоставлении субсидии. С указанным решением начальника жилищно-коммунального отдела она не согласна по следующим основаниям. В своём ответе ответчик умышленно изменил текст пункта 32 части V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 (ред. от 27.02.2017 года) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Кроме того, в своём ответе ответчик поменял понятия, указав, что п. 8 Правил требует «документы, подтверждающие доход за 6 последних календарных месяцев». Однако такой фразы в п. 8 Правил нет. Документом, подтверждающим доход истца, является справка о доходах, которую она предоставила с пакетом документов 15 августа 2017 года. Считает, что свои доходы она полностью подтвердила. Она обращалась с жалобой в администрацию Волгоградской области, Комитет социальной защиты и Комитет по труду и занятости Волгоградской области, откуда получила письменные разъяснения, в том числе первого заместителя председателя комитета К., который подтвердил, что для получения субсидий необязательно подавать справку о доходах за все 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. Когда справка о доходах не за все 6 месяцев, то это может являться причиной отказа в назначении субсидии. Указывает, что она на протяжении многих лет получает субсидии на основании аналогичных справок о доходах. Предоставленная ею 15.08.2017 года справка о доходах соответствует, требованиям, установленным п. 46 Приказа Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2006 года «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий…». Считает, что отказом начальника жилищно-коммунального отдела нарушается её право на получение субсидий. Кроме того считает, что действиями начальника жилищно-коммунального отдела ей причинён моральный вред, который заключается в нарушении сна и потере времени на собирание документов для судебного разбирательства, судебные тяжбы требуют значительных психических сил, нервное напряжение приводит к повышению артериального давления, риску инсульта.
В судебное заседание истец Меньшикова С.В. не явилась, извещена судом надлежащим образом, в исковом заявлении (л.д. 39-40) просит провести судебное заседание в её отсутствие с участием своего представителя по доверенности.
Суд, с учётом мнения участников процесса и положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, так как в его отсутствие возможно выяснение всех обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель истца Меньшиков Р.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит суд иск Меньшиковой С.В. удовлетворить. Пояснил, что ответчиком неверно трактуются п. 8 и п. 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». При обращении Меньшиковой С.В. в администрацию Новоаннинского района был предоставлен пакет документов, в который входили справка о доходах за два месяца, трудовая книжка. Никаких дополнительных доходов Меньшикова С.В. не имеет. Считает, что п. 48 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минстроя России № 1037/пр, Приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016 года не относится к возникшим правоотношениям. Меньшикова С.В. статуса безработного не имеет, на учёте в центре занятости населения не состоит. Считает, что ответчик требует от истца не предусмотренные законом документы, нарушая требования п. 10 Правил. Кроме того, ответчик в своём уведомлении не привёл ни одного пункта Правил, по которым отказывает истцу в получении субсидии.
Представитель ответчика жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Александров Ф.С. исковые требования не признал, предоставил отзыв на исковое заявление (л.д. 86-88). Пояснил, что 15.08.2017 г. Меньшикова С.В. обратилась в жилищно-коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг. В удовлетворении ее заявления было отказано. Согласно п. 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанных в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. В соответствии с п. 37 указанных Правил среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путём деления суммы его доходов, полученных в течение расчётного периода, на количество месяцев этого расчётного периода, в течение которых он имел данные доходы. К заявлению истец приложила две справки, содержащих разные сведения о доходах за два месяца. Кроме того, истцом не был задекларирован и не указан доход за другие месяцы. Меньшиковой С.В. было отказано в выплате субсидии в июне 2017 года по тем же основаниям. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Комиссаров С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, считая отказ в выплате субсидий от 24 августа 2017 года № 75/1 жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района законным и обоснованным, просит суд отказать Меньшиковой С.В. в удовлетворении иска.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца Меньшиковой С.В. по следующим основаниям.
Частями 1-3, 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учётом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 12.12.2005г. № 1145-ОД (ред. от 28.11.2016) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
Уполномоченным органом по предоставлению такой субсидии на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, является жилищно-коммунальный отдел администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (п. 2.4 Положения о жилищно-коммунальном отделе администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, утверждённого распоряжением главы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 11.04.2012г. № 379-р (л.д. 48-54).
В судебном заседании установлено, что Меньшикова С.В. является собственником двухкомнатной квартиры №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 107).
15.08.2017 года Меньшикова С.В. через филиал по работе с заявителями Новоаннинского района Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» обратилась в жилищно-коммунальный отдел (далее по тексту - ЖКО) администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 101-102).
Вместе с заявлением Меньшикова С.В. предоставила пакет документов (л.д. 103-116), в том числе копию трудовой книжки и справку №1 от 11.08.2017 года <данные изъяты>, из которых следовало, что истец с 30.05.2017 года по 14.06.2017 года работала в <данные изъяты>, при этом за период с мая 2017 года по июнь 2017 года ей начислена заработная плата с учётом пособий за счёт ФСС 6 353 рубля 59 копеек, за период с мая 2017 года по июнь 2017 года её средний заработок составлял 3 176,80 рублей.
Уведомлением начальника ЖКО от 24.08.2017 года № 75/1 (л.д. 100) Меньшиковой С.В. было отказано в предоставлении субсидии в связи с непредставлением части документов, предусмотренных п. 8 Правил, а именно документов, подтверждающих доход за 6 последних календарных месяцев с февраля по июль 2017 года. Одновременно заявителю разъяснено, что в соответствии с п. 32 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761, субсидия назначается при предоставлении Заявителем соответствующего заявления с приложением определённого перечня документов, в том числе содержащих сведения и подтверждающих доходы заявителя за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, учитываемые при определении совокупного дохода семьи заявителя при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Отказ в предоставлении субсидии вследствие непредставления документов о доходах истца за 6 последних месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий, суд считает основанным на законе, поскольку непредставление истцом сведений о доходах исключает возможность рассчитать размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Согласно подп. «д» п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 Правил, согласно пункту 10 настоящих Правил не допускается.
Согласно пункту 32 вышеназванных Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Пунктом 34 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учётом: а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан; б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем; г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан; д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемых приёмной семье на содержание каждого ребёнка; е) денежных средств, направленных на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счёт средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе; ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных; и) ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся: доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации; единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации; алименты, получаемые членами семьи; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства; денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Таким образом, доводы представителя истца Меньшикова Р.А. о том, что приложенные истцом Меньшиковой С.В. к заявлению от 15 августа 2017 года о выплате субсидий документы – трудовая книжка и справка о размере доходов, полученных от трудовой деятельности за май и июнь 2017 года, являются достаточными доказательствами того, что Меньшикова С.В. не имела возможности представить справку о доходах за последние 6 месяцев, предшествующих подачи заявлению, являются несостоятельными.
При этом, не имея доходов от трудовой деятельности, заявитель Меньшикова С.В. могла иметь иные виды доходов, которые могут учитываться при расчёте и выплате субсидий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", и не лишена была возможности представить соответствующие справки из налогового органа, а также выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, иные документы, подтверждающие отсутствие доходов.
Доводы истца об отсутствии необходимости декларирования доходов несостоятельны.
Приказом Минстроя России № 1037/пр, Приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016 года утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.
Согласно п. 36 Методических рекомендаций, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Так пунктом 45 указанных Методических рекомендаций рекомендуется уполномоченным органам в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, рассматривать следующие документы:
- заявление о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе;
- иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом, в пункте 45.1 указано, что декларирование в заявлении своих доходов и доходов членов своей семьи, относящихся к социально-демографическим группам "трудоспособное население" и "пенсионеры", в размере, равном нулю за все месяцы расчётного периода, рекомендуется уполномоченным органам не признавать как декларирование.
Согласно пункту 48 указанных Методических рекомендаций к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся: а) для граждан, имеющих статус безработных, - документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным; б) для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, - справка об отсутствии стипендии; в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся: несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего образования; лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства; лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения); лица, находящиеся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим; матери (отцы), осуществляющие уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не получающие ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трёхлетнего возраста, или иные родственники, фактически осуществляющие уход за такими детьми (один на семью); неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трёх и более несовершеннолетних детей; г) для осуждённых к аресту или лишению свободы - справка администрации учреждения, где осужденный отбывает наказание, или органа исполнения наказания об отсутствии доходов.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путём направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Пунктом 8(1) Правил определён перечень документов (сведений), необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии, которые уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия. Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, в данном перечне не поименованы.
Согласно пункту 14 Правил заявитель несёт ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Исходя из анализа имеющихся в материалах дела документов, усматривается, что истец Меньшикова С.В., представив заявление о назначении субсидий с документами о доходах только за два месяца (май, июнь 2017 года), в заявительном порядке не указала на отсутствие у неё доходов за остальные четыре месяца, предшествующие месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии и не представила соответствующие документы в подтверждение этих сведений.
Доводы истца о неправомерности отказа в назначении субсидии со ссылкой на ответ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 01.11.2017 года (л.д. 7-8) суд считает несостоятельными, поскольку подпунктом «д» пункта 8 Правил, в совокупности с пунктом 32 Правил, для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в императивном порядке предусмотрено предоставление документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о субсидии, за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
В силу пункта 14 Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы истца о неверном толковании и искажении ответчиком в уведомлении об отказе в выплате субсидии от 24.08.2017 года положений п. 8 и п. 32 Правил суд также находит несостоятельными, поскольку уведомление предоставлено заявителю в доступной для восприятия форме, основано на соответствующих нормах права, при его подготовке ответчиком верно сделана ссылка на соответствующие пункты Правил, регулирующий спорные отношения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Меньшиковой С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным отказа жилищно-коммунального отдела администрации Новоаннинского муниципального района в назначении субсидии на оплату жилья.
Поскольку исковые требования Меньшиковой С.В. о возложении на ответчика обязанности по выплате субсидий на оплату жилья и взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначальных, указанные требования также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Меньшиковой С.В. к жилищно-коммунальному отделу администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении субсидии на оплату жилья, возложении обязанности по выплате субсидий на оплату жилья, на основании пакета документов, поданных 15 августа 2017 года, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Председательствующий судья И.Н. Савченко