Решение по делу № 3а-11/2020 от 13.08.2019

Дело №3а-11/2020

УИД 21ОS0000-01-2019-000111-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова А.Г. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Тихонова А.Г. – Карымова П.А., представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - Васильева С.В., представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики – Васильева С.В., представителя административного соответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики – Павловой Е.С., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Чувашской Республике – Молоствовой М.Г.,

установил:

Тихонов А.Г. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости – ..., назначение: нежилое, этажность: ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивировал тем, что он является собственником указанного объекта капитального строительства – ... с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 29 февраля 2008 года . По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 25181 806 руб. 82 коп. Однако, согласно отчету независимого оценщика ООО «.1.» от 19 июля 2019 года , выполненного по заданию Тихонова А.Г., рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года составляет 7268800 руб. Таким образом, установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, административный истец в первоначальном административном исковом заявлении просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – ..., назначение: нежилое, этажность – ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 7268800 руб.

В последующем Тихонов А.Г. административные исковые требования изменил и просил установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости в размере 8698 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года в соответствии с заключением судебной экспертизы от 26 ноября 2019 года, проведенной экспертами ООО «.2.» (л.д. 139-140, т.2).

В судебное заседание Тихонов А.Г., извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, не явился.

Представитель административного истца Карымов П.А. поддержал административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – ..., общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 8698000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости просит считать 5 мая 2019 года исходя из даты обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представительадминистративного соответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - Васильев С.В. удовлетворение уточненного административного искового заявления оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что замечаний и возражений относительно заключения судебной экспертизы от 26.11.2019 не имеют.

В судебном заседании представитель административного соответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики – Павлова Е.С. удовлетворение уточненного административного искового заявления оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что замечаний и возражений относительно заключения судебной экспертизы от 26.11.2019 не имеют.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Чувашской Республике – Молоствова М.Г. удовлетворение заявленного требования оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что замечаний и возражений относительно заключения судебной экспертизы от 26.11.2019 не имеют.

Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике администрация Батыревского района Чувашской Республики, администрация Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Административный истец Тихонов А.Г. является собственником объекта недвижимости – ..., назначение: нежилое, этажность – ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 29 февраля 2008 года (л.д.8-9, том 1).

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2018 года составляет 25181806, 82 руб. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 1 января 2019 года (л.д.7, т.1).

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года № 312-ФЗ, далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности»).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Данный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 г. N 177-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание, принадлежащее административному истцу.

Поскольку Тихонов А.Г., зарегистрированный в качестве <данные изъяты>, является собственником нежилого здания с кадастровым номером ..., результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца как в налоговых правоотношениях, так и иных имущественных правоотношениях, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

В рассматриваемом случае в отношении нежилого здания налоговая база определяется как кадастровая стоимость независимо от участия в налоговых правоотношениях Тихонова А.Г. как физического лица, так и <данные изъяты>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Административным истцом Тихоновым А.Г. был представлен Отчет от 4 июля 2019 года , составленный ООО «.1.»», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания – ..., общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере 7268800 руб. (л.д.11-112, том 1).

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 11 октября 2019 года по ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «.2.».

Согласно заключению судебной экспертизы эксперта ООО «.2.» от 26 ноября 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости ..., назначение: нежилое, этажность – ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 8698 000 рублей (л.д. 31-127, т.1).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нем, выводов.

Из заключения судебной экспертизы, проведенной на основании определения суда, следует, что эксперт обладает специальным образованием и опытом работы, предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Выводы, изложенные в заключении, мотивированы, соответствуют предмету исследования, характеристики объекта оценки соответствуют технической документации, производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом-оценщиком сравнительным методом (метод сравнения продаж). Данный метод выбран экспертом как наиболее реализуемый.

В заключении судебной экспертизы проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт использовал сравнительный подход, при этом в отчете также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. Подробно обоснованы последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, поэтапность определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов экспертизы. В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации и его ответственность застрахована, то есть указанные требования закона соблюдены.

Оценив заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установлено, что заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Более того, в уточненном административном исковом заявлении Тихонов А.Г. просит установить кадастровую стоимость рассматриваемого объекта недвижимости в размере 8698 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года в соответствии с заключением судебной экспертизы ООО «.2.» от 26 ноября 2019 года.

В ходе производства по делу стороны, заинтересованные лица какие-либо замечания к заключению судебной экспертизы не заявляли, полагают возможным при разрешении административного искового заявления руководствоваться указанным заключением эксперта ООО «Чебоксарская экспертно-сервисная компания» от 26 ноября 2019 года.

Исходя из изложенного, суд находит уточненное административное исковое заявление Тихонова А.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с заключением судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «.2.».

На основании положений ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 7 мая 2019 года (л.д. 215-218).

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 13 августа 2019 года.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с абзацем 5 п. 15 статьи 378 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

установить кадастровую стоимость нежилого здания – ..., назначение: нежилое, этажность: ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 8698 000 (восемь миллионов шестьсот девяносто восемь тысяч) руб. на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 мая 2019 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Чувашской Республики Блинова М.А.

Мотивированное решение составлено 12 февраля 2020г.

3а-11/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИП Тихонов А.Г.
Ответчики
Кабинет Министров ЧР
Министерство юстиции и имущественных отношений
Управление Росреестра
Другие
Карымов П.А.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
13.08.2019Регистрация административного искового заявления
13.08.2019Передача материалов судье
15.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Производство по делу возобновлено
11.10.2019Судебное заседание
04.12.2019Производство по делу возобновлено
19.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее