Дело № 2-6865/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 августа 2017 года гражданское дело по иску Нестерова А.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Нестеров А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Нестеров А.А. исковые требования поддержал.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что истец до достижения возраста ** ** ** не обращался в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии его на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилыми помещениями, на момент обращения с иском утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Нестеров А.А., ** ** **, остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. ...
Постановлением администрации ... от ** ** ** № ... Нестеров А.А. передан под опеку ... Е.В. и ... Г.В.
Постановлением администрации МО «...» от ** ** ** № ... за Нестеровым А.А. закреплено жилье по адресу: ...
Постановлением администрации Маджского сельсовета МО «...» от ** ** ** № ... за Нестеровым А.А. закреплено жилье в ... – дом ** ** ** постройки жилой площадью ... кв.м.
Постановлением администрации МО «...» от ** ** ** № ... Нестеров А.А. передан под опеку ... Г.В.
Нестеров А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... с ** ** ** и до настоящего времени.
Жилых помещений на праве собственности Нестеров А.А. не имеет.
** ** ** Нестеров А.А. закончил обучение в МОУ «....
** ** ** Нестеров А.А. закончил обучение в ФГБОУ ВПО «...».
Согласно справке, выданной ООО «...» от ** ** ** № ... Нестеров А.А. работает в должности ... развлекательного центра «...» в ТРК «...» с ** ** **, ранее оказывал услуги по договору возмездного оказания услуг с ** ** ** по ** ** **
Как следует из ответа Прокуратуры ... района от ** ** ** на обращение Нестерова А.А., по результатам обращения Нестерова А.А. ** ** ** в администрацию МР «...» принято решение об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сведений об обращении Нестерова А.А. в администрацию МР «...» до достижения возраста ** ** ** в ходе проверки не представлено. Прокурором ... района ** ** ** внесен протест на Постановление администрации ... сельсовета МО «...» от ** ** ** № ...
** ** ** Нестеров А.А. обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... утвержден протокол заседании общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** ** № ..., которым Нестерову А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по тем основаниям, что заявитель зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... возраст заявителя составляет более ** ** **, в связи с чем им утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт нахождения места его жительства на территории МО ГО «Сыктывкар».
Так, истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: .... Доказательств того, что истец постоянно проживает на территории МО ГО «Сыктывкар» на основании договора аренды или найма жилого помещения, на ином законном основании, суду не представлено. Выполнение работы на территории МО ГО «Сыктывкар» само по себе не свидетельствует о проживании истца в указанном муниципальном образовании и в отсутствие иных доказательств не является достоверным подтверждением факта проживания. Более того, из материалов дела следует, что в ** ** ** истец обращался в Прокуратуру ... района и администрацию МР «...» по вопросу предоставления ему жилья на территории ... района Республики Коми.
Кроме того, из содержания ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что реализация лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жилыми помещениями имеет заявительный характер, в связи с чем лицо, претендующее на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязано до достижения возраста 23 лет обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в списки для получения жилья.
Установив, что Нестеров А.А. обратился к Администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в возрасте ** ** **; до достижения возраста ** ** ** с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления, в том числе по адресу его регистрации по месту жительства, не обращался, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ему жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Нестерова А.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Нестерова А.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова