Дело № 2а-311/2022
11RS0009-01-2022-000485-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Княжпоготстского района Республики Коми 12 июля 2022 года административное дело по административному иску Лыюрова Алексея Владимировича к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий исправительных учреждений, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Лыюров А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действия исправительного учреждения, в части постановки на профилактический учет как склонного к побегу и взыскании компенсации в размере 100 000 руб.
В обоснование указано, что по прибытию на лечение в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми 02 февраля 2022 года узнал, что состоит на профилактическом учете как лицо склонное к побегу, с чем административный истец не согласен, поскольку при постановке осужденного на профилактический учет должна проводится соответствующая комиссия с участием осужденного, однако, административный истец не был уведомлен о проведении данной комиссии, административный истец является <данные изъяты> и его постановка на профилактический учет противоречит нормам закона и здравому смыслу.
Определением от 05 мая 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Алиев К.А., утвердивший решение комиссии от 11 сентября 2020 года о постановке Лыюрова А.В. на профилактический учет.
В последующем, Лыюров А.В. в рамках настоящего дела увеличил исковые требования, просит взыскать в его пользу компенсацию в размере 100 000 руб.
В обоснование указано, что протоколом №1 от 25 января 2021 года истец был снят с профилактического учета в ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, однако, к материалам его личного дела осужденного не была приобщены подтверждающие документы о снятии с профилактического учета, в связи с чем по прибытию в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми незаконно подвергался обыскным мероприятиям, проверкам каждые два часа, в связи с чем не мог полноценно получать лечение, <данные изъяты>, нарушался полноценный сон и отдых в результате чего ему причинялся физический вред, моральные и нравственные страдания.
Протокольным определением от 25 мая 2022 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
Определением от 16 июня 2022 года к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика привлечены ФСИН России, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, последний освобожден от участия в настоящем деле в качестве заинтересованного лица.
Лыюров А.В. в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи из <адрес> административные требования поддержал, пояснил, что по прибытию на лечение в больнице подвергался частым проверкам как лицо, состоящее на профилактическом учета, находясь в палате, так и при прохождении лечения. Между тем, с профилактического учета в ФКУ ИК-42 был снят в январе 2021 года. Просит установить надлежащего ответчика, по чьей вине проводились проверки в отношении него как лица, состоящего на профилактическом учете.
Представитель ФСИН России, ФКУ ИК-42 Манов А.И. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Лыюров А.В. состоял в исправительном учреждении на профилактическом учете, с которого был снят решением административной комиссии ИК-42 25 января 2021 года. К личному делу осужденного приобщена выписка о снятии истца с профилактического учета, ни каких отметок в виде красной полосы на обложке осужденного не имеется.
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, надлежащим образом извещенный о слушании дела, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание. В материалах дела имеется письменная информацию по делу о том, что Лыюров А.В. 01 февраля 2022 года поступил на лечение, в его личном деле имелись материалы о постановке осужденного на профилактический учет, как склонного к побегу, имелись ориентировки, а на личном деле имелась красная полоса-как у осужденных склонных к побегу. В соответствии с пунктами 26-31 Приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» в отношении Лыюрова А.В. была инициирована проверка указанных сведений для возможной постановки на данный вид профилактического учета ежу в ФКЛПУ Б-18. Сроки проверки составляют 10 дней. Однако 11 февраля 2022 года Лыюров А.В. убыл из учреждения до окончания проверки, комиссия по постановке на профилактический учет, проходившая 15 февраля 2022 года материалы на Лыюрова А.В. не рассматривала в связи с его убытием из учреждения. В период нахождения в учреждении в отношении Лыюрова А.В. осуществлялись проверки в соответствии с пунктом 39 Правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившегося представителя ФКЛПУ Б-18.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их, находит административный иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
На основании статьи 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Частью 1 и 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (введенной в действие с 27 января 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и исконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295. Согласно пунктам 16, 39- 41, 193 настоящих Правил, осужденные обязаны, в том числе: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Проверки наличия осужденных в ИУ осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных.
Администрация ИУ вправе проверять наличие осужденных по спальным, рабочим и другим возможным местам нахождения осужденных, выявлять причины их отсутствия в определенное время, в определенном месте, следить за выполнением распорядка дня, исполнением осужденными своих обязанностей.
Проверки наличия осужденных проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. При проведении проверки после объявления фамилии осужденного администрацией ИУ осужденный называет свои имя и отчество.
Проверки наличия осужденных могут проводиться с использованием технических средств в местах, определенных администрацией ИУ, и в установленное распорядком дня время.
От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), женщины, проживающие с детьми в домах ребенка ИУ, а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по спальным или рабочим местам.
Проверки наличия осужденных-инвалидов первой и второй групп с учетом медицинских показаний производятся по местам их нахождения.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).
Согласно пункту 5 настоящей Инструкции, профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26 Инструкции).
Согласно пункту 29 Инструкции сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30 Инструкции).
Таким образом, администрация исправительного учреждения с целью профилактики правонарушений среди осужденных вправе проводить мероприятия, предусмотренные Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72.
Судом установлено, что Лыюров А.В. приговором мирового судьи <данные изъяты> от 23 октября 2018 года осужден по <данные изъяты> 1 году лишения свободы. Постановления <данные изъяты> от 06 августа 2020 по совокупности приговоров путем частичного сложения наказаний с приговором Сысольского районного суда Республики Коми от 11 июля 2017 года окончательно назначено наказание в виде 3 лет 10 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Постановлением <данные изъяты> от 11 июня 2020 года Лыюров А.В. для дальнейшего отбывания наказания переведен в исправительную колонию общего режима.
03 сентября 2020 года Лыюров А.В. прибыл для отбытия наказания в ФКУ ИК-42, где решением административной комиссии от 11 сентября 2020 (протокол № 8) был поставлен на профилактический учет осужденных как лицо склонное к побегу. Решением административной комиссии ФКУ ИК-42 от 25 января 2021 года Лыюров А.В. снят с профилактического учета осужденных. В протоколе заседания комиссии указано передать в отдел специального учета и приобщить к материалам личного дела осужденных выписки из настоящего протокола.
Для прохождения лечения Лыюров А.В. убывал из исправительного учреждения в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми: 16 марта 2021 года, 15 июля 2021 года, 02 февраля 2022 года.
В период нахождения на лечении в ФКЛПУ Б-18 с 02 по 11 февраля 2022 года в отношении Лыюрова А.В. проводилась проверка в соответствии с пунктами 26-31 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72. В связи с убытием 11 февраля 2022 года из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми вопрос о постановке Лыюрова А.В. на профилактический учет не рассматривался на комиссии учреждения. В период нахождения в ФКЛПУ Б-18 в отношении Лыюрова А.В. осуществлялись проверки в соответствии с пунктом 39 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.
Лыюров А.В. не является инвалидом 1 или 2 группы.
Лыюров А.В. в судебном заседании пояснил, что проверки его наличия в больнице осуществлялась как в палате, так и при прохождении лечения, каждые два часа. Такие проверки в марте и июле 2021 года в отношении него в ФКЛПУ Б-18 после снятия его с профилактического учета осужденных в ФКУ ИК-42 25 января 2021 года не проводились.
Учитывая приведенные правовые нормы, обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушений требований закона, предъявляемых к условиям содержания Лыюрова А.В., в период нахождения на лечении в ФКЛПУ Б-18 с 02 по 11 февраля 2022 года не установлено, проведение соответствующих проверок наличия Лыюрова А.В. в ФКЛПУ Б-18 нельзя рассматривать как пытку или бесчеловечное, унижающее достоинство обращение, так как имеет цель обеспечить сохранность жизни и здоровья как самих осужденных, так и работников учреждения. Следует отметить, что содержание в местах лишения свободы неизбежно сопряжено с элементом страдания и унижения, связанного с применением данной формы правомерного обращения, что не может свидетельствовать о причинении физических или нравственных страданий истцу, поэтому в административном иске о признании незаконным действий (бездействия) ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 руб. следует отказать.
Руководствуясь статьями 218, 227.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В административном иске Лыюрова Алексея Владимировича к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий исправительных учреждений, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 19 июля 2022 года.
Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.В. Черникова