Дело № 3а-696/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Шалагиной О.В.
при секретаре Хайминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 26 сентября 2016 года административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Хлеб» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Хлеб» обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельных участков:
с кадастровым номером 42:30:0207051:13, общей площадью 24552 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, р-н Куйбышевский, ул. Вокзальная, 65;
с кадастровым номером 42:30:0302073:21, общей площадью 19451 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул. Транспортная, 87.
На указанных земельных участках находятся принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости.
Определенная по состоянию на 01 августа 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207051:13 составляет 37096353,36 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:30:0302073:21 – 29389099,43 руб.
Между тем рыночная стоимость земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетами оценщика.
Согласно отчету оценщика № 9-2/О/16 от 25.03.2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207051:13 на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 9227000 руб.
Согласно отчету оценщика № 9-1/О/16 от 25.03.2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0302073:21 на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 8944000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на нормы ст.66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0207051:13 и 42:30:0302073:21 в размере их рыночной стоимости, составляющей 9227000 руб. и 8944000 руб. соответственно.
В судебном заседании представитель ООО «Хлеб» Фомина Т.А., действующая на основании доверенности от 18.05.2015г., заявленные требования поддержала.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованное лицо администрация г.Новокузнецка своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Администрация г. Новокузнецка в письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области письменных возражений по иску не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.2 ст.246 КАС РФ к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и положительное экспертное заключение в отношении этого отчета, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
В силу положений частей 1 и 5 ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе, в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как следует из материалов дела, ООО «Хлеб» является собственником земельных участков:
с кадастровым номером 42:30:0207051:13, общей площадью 24552 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, р-н. Куйбышевский, ул. Вокзальная, 65. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 16.07.2009г. (л.д. 10);
с кадастровым номером 42:30:0302073:21, общей площадью 19451 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул. Транспортная, 87. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 20.07.2009г. (л.д. 134).
Из кадастровых паспортов от 05 августа 2016 года видно, что земельный участок с кадастровым номером 42:30:0207051:13 образован и поставлен на государственный кадастровый учет 06 сентября 2004 года (т.1 л.д. 11-13), а земельный участок с кадастровым номером 42:30:0302073:21 образован и поставлен на государственный кадастровый учет 01 ноября 2006 года (т.1 л.д.135-137).
Согласно кадастровым справкам от 05 августа 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207051:13, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, составляет 37096353,36 руб., эта же стоимость указана по состоянию на 03 августа 2016 года (л.д.14);
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0302073:21, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, составляет 29389099,43 руб., эта же стоимость указана по состоянию на 03 августа 2016 года (л.д. 138).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участков (ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.
Установленный ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц досудебный порядок урегулирования данного спора соблюден, поскольку ООО «Хлеб» с целью досудебного урегулирования спора 15 апреля 2016 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, но решением Комиссии от 11 мая 2016 года в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости было отказано.
В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 30 августа 2016 года.
Из представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленных оценщиком ООО «Центр Недвижимости» ФИО, следует, что согласно отчету №9-2/О/16 от 25.03.2016 года рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207051:13, общей площадью 24552 кв.м., по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 9227000 руб. (т.1 л.д.15-108). Согласно отчету №9-1/О/16 от 25.03.2016 года рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:30:0302073:21, общей площадью 19451 кв.м., по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 8944000 руб. (т.1 л.д.139-214).
Проверяя относимость и допустимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 августа 2014 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01 августа 2014 года.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом, в том числе Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, не представлено возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков.
При этом в отношении данных отчетов представлены положительные экспертные заключения № 80/2016 от 05 апреля 2016 года на отчет № 9-2/О/16 от 25.03.2016 года (т.1 л.д. 109-132) и № 81/2016 от 05 апреля 2016 года на отчет № 9-1/О/16 от 25.03.2016 года (т.2 л.д. 1-23), подготовленные экспертом Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является оценщик ФИО, составивший отчеты, согласно которым представленные отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, а проведенные экспертизы отчетов подтверждают итоговую рыночную стоимость объектов оценки, определенную оценщиком в отчетах.
Отчеты оценщика о рыночной стоимости земельных участков, как и положительные экспертные заключения, содержат подробные описания проведенных исследований, в них указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом с применением метода распределения, в рамках которого использовалась процедура корреляционно-регрессионного анализа, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки спорных земельных участков оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки и выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом проведен анализ соответствия используемых оценщиком для расчета стоимости данных на соответствие состоянию рынка, проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки и дано заключение о том, что расчет стоимости объектов оценки, проведенный оценщиком, соответствует выбранным и обоснованным оценщиком подходам и методам. Отчеты оценщика и экспертные заключения содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельных участков, а у суда не имеется оснований не доверять отчетам оценщика, определившим рыночную стоимость спорных земельных участков в размере 9227000 руб. и 8944000 руб., и положительным экспертным заключениям, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчеты оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков являются надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права административного истца оплачивать земельный налог в экономически обоснованном размере, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования ООО «Хлеб» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Хлеб» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207051:13, общей площадью 24552 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, р-н Куйбышевский, ул.Вокзальная, 65, в размере его рыночной стоимости 9227000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года и до проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0302073:21, общей площадью 19451 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул.Транспортная, 87, в размере его рыночной стоимости 8944000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года и до проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Дата обращения Общества с ограниченной ответственностью «Хлеб» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 15 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Согласовано. Судья ________________ О.В. Шалагина