Дело №а-944/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
11 октября 2021 года г.Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Вишняковой Т.Н., при секретаре Павловой О.П.,
СЃ участием представителя административного истца – помощника РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РњСѓСЂР·РѕРІР° Рџ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области об оспаривании бездействия административного ответчика,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области, в котором с учетом заявления в порядке ст.46 КАС РФ просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента, предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, возложить на административного ответчика обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент.
В обоснование заявленных требований указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальной услуги, так в нарушении ст. 2, п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 11, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ, администрацией Мирновского сельского поселения не приняты меры по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации поселения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Отдельными категориями граждан в рассматриваемом случае, являются граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы. Отсутствие административного регламента влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей муниципальной услуги. С учетом изложенного просит суд признать бездействие администрации Мирновского сельского поселения в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложить обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в установленный ч.9 ст.227 КАС РФ уведомить суд и Торжокскую межрайонную прокуратуру.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке ст.47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Торжокского района Тверской области.
Р’ судебном заседании представитель истца - помощник РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РњСѓСЂР·РѕРІ Рџ.Р. поддержал административные исковые требования РІ полном объеме СЃ учетом уточнений, РїСЂРѕСЃРёР» РёС… удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда письменные возражения на административное исковое заявление, в которых, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 39.5 ЗК РФ, просил отказать Торжокскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
РР· содержания Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚.227 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что решение РѕР± удовлетворении полностью или РІ части заявленных требований Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РїСЂРё установлении СЃСѓРґРѕРј совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам Рё нарушение РёРјРё прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ). Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с требованиями п.7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом п.7 ст. 39.5 ЗК РФ является отсылочной нормой, которая указывает на положения Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Согласно п.4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» следует, что внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, то есть распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, есть ни что иное, как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, то есть является муниципальной услугой.
Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к названной категории граждан.
На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
РР· статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1), РїРѕСЂСЏРґРѕРє разработки Рё утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15).
Структура административного регламента, стандарт предоставления муниципальной услуги предусмотрены статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных Рё муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов РЅР° официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни.
Администрацией Мирновского сельского поселения факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, не оспаривался.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка предоставления земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, вследствие чего лица, относящиеся к названной категории граждан, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку бездействие ответчика по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор. Поэтому срок, требуемый административным истцом для исполнения административным ответчиком возложенной обязанности, суд считает разумным и достаточным.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, об исполнении возложенной на него обязанности, административный ответчик, в силу закона, должен сообщить административному истцу и в суд, следовательно, в данной части требования Торжокского межрайонного прокурора также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области об оспаривании бездействия административного ответчика удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно.
Возложить на администрацию Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в течение одного месяца с момента исполнения сообщить Торжокскому межрайонному прокурору и в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Т.Н. Вишнякова
Мотивированное решение составлено 11.10.2021.
РљРѕРїРёСЏ верна. Подлинник находится РІ деле в„– 2Р°-944/2021 (РЈРР” 69RS0032-01-2021-002511-89) РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного СЃСѓРґР° Тверской области.
Председательствующий Т.Н. Вишнякова
Дело №а-944/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
11 октября 2021 года г.Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Вишняковой Т.Н., при секретаре Павловой О.П.,
СЃ участием представителя административного истца – помощника РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РњСѓСЂР·РѕРІР° Рџ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области об оспаривании бездействия административного ответчика,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области, в котором с учетом заявления в порядке ст.46 КАС РФ просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента, предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, возложить на административного ответчика обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент.
В обоснование заявленных требований указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальной услуги, так в нарушении ст. 2, п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 11, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ, администрацией Мирновского сельского поселения не приняты меры по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации поселения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Отдельными категориями граждан в рассматриваемом случае, являются граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы. Отсутствие административного регламента влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей муниципальной услуги. С учетом изложенного просит суд признать бездействие администрации Мирновского сельского поселения в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложить обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в установленный ч.9 ст.227 КАС РФ уведомить суд и Торжокскую межрайонную прокуратуру.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке ст.47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Торжокского района Тверской области.
Р’ судебном заседании представитель истца - помощник РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РњСѓСЂР·РѕРІ Рџ.Р. поддержал административные исковые требования РІ полном объеме СЃ учетом уточнений, РїСЂРѕСЃРёР» РёС… удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда письменные возражения на административное исковое заявление, в которых, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 39.5 ЗК РФ, просил отказать Торжокскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
РР· содержания Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚.227 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что решение РѕР± удовлетворении полностью или РІ части заявленных требований Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РїСЂРё установлении СЃСѓРґРѕРј совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам Рё нарушение РёРјРё прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ). Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с требованиями п.7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом п.7 ст. 39.5 ЗК РФ является отсылочной нормой, которая указывает на положения Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Согласно п.4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» следует, что внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, то есть распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, есть ни что иное, как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, то есть является муниципальной услугой.
Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к названной категории граждан.
На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
РР· статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1), РїРѕСЂСЏРґРѕРє разработки Рё утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15).
Структура административного регламента, стандарт предоставления муниципальной услуги предусмотрены статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных Рё муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов РЅР° официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни.
Администрацией Мирновского сельского поселения факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, не оспаривался.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка предоставления земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, вследствие чего лица, относящиеся к названной категории граждан, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку бездействие ответчика по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор. Поэтому срок, требуемый административным истцом для исполнения административным ответчиком возложенной обязанности, суд считает разумным и достаточным.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, об исполнении возложенной на него обязанности, административный ответчик, в силу закона, должен сообщить административному истцу и в суд, следовательно, в данной части требования Торжокского межрайонного прокурора также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области об оспаривании бездействия административного ответчика удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно.
Возложить на администрацию Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте администрации Мирновского сельского поселения Торжокского района Тверской области административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в течение одного месяца с момента исполнения сообщить Торжокскому межрайонному прокурору и в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Т.Н. Вишнякова
Мотивированное решение составлено 11.10.2021.
РљРѕРїРёСЏ верна. Подлинник находится РІ деле в„– 2Р°-944/2021 (РЈРР” 69RS0032-01-2021-002511-89) РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ межрайонного СЃСѓРґР° Тверской области.
Председательствующий Т.Н. Вишнякова