РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Усть-Ордынский 22 июня 2021 г.
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Танхаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-359/2021 по административному исковому заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Захальское» о признании бездействия по обустройству детских игровых площадок в д.Куяда, д.Еловка, д.Мурино незаконным, обязать устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Эхирит-Булагатского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Захальское» полномочий посозданию условий для массового отдыха населения, в том числе детей, в ходе которой установлено следующее.
Статьей 38 Конституции РФ установлено, что детство находится под защитой государства.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу указанной нормы федерального закона дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий отдыха граждан (ч. 2 ст. 18 ФЗ № 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 ФЗ №124-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Согласно ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
В соответствии со п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Аналогичные нормы закреплены в приложении 11 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения».
Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Захальское» меры к организации досуга и оздоровления детей в д. Куяда, д. Еловка, д. Мурино не принимаются. В указанных населенных пунктах до настоящего времени детские игровые и спортивные площадки не оборудованы, земельные участки под их размещение не выделены и в муниципальную собственность не оформлены.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе поселения вносилось представление с требованием принятия мер к обустройству в указанных населенных пунктах детских игровых и спортивных площадок. Однако, до настоящего времени администрацией поселения меры к устранению закона не приняты, площадки не оборудованы.
Несоблюдение муниципалитетом требований действующего законодательства в сфере защиты интересов несовершеннолетних нарушает права несовершеннолетних на организованный и безопасный досуг на территории поселения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Точный круг лиц, права которых нарушаются, в виду постоянных миграционных процессов в обществе определить невозможно, в связи с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, не запрещенными законом.
Настоящее иск прокурора заявлен в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления (определение ВС РФ от 02.12.2009 № 75-Впр09-6).
Прокурор Эхирит-Булагатского района Иркутской области просит суд:
- признать бездействие администрации муниципального образования «Захальское» по обустройству детских игровых площадок в <адрес> незаконным;
- обязать администрацию муниципального образования организовать и обустроить в <адрес> детские игровые и спортивные площадки.
В судебном заседании помощник прокурора Саватеев И.А. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Захальское» ФИО5против административного иска не возражал.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу пунктов 3, 13, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация отдыха детей в каникулярное время; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии со п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст.78 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 бездействие органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способом защиты гражданских прав, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Эхирит-Булагатского района Иркутской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требованийзаконодательства в сфере обеспечения безопасности детского игрового и спортивного оборудования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.1, ч.2 ст.4, п.3 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.7, ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.4.3.2, 4.3.7, 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст, п.6.1., 6.2., 6.3., 6.6., 7.1., 7.5., 7.7. ГОТ Р 52301-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утв. приказом Росстандарта от 24.06.2013 №182-ст, администрацией муниципального образования «Захальское» не приняты меры к организации досуга и оздоровления детей в д. Куяда, д. Еловка, д. Мурино. В указанных населенных пунктах до настоящего времени детские игровые и спортивные площадки не оборудованы, земельные участки под их размещение не выделены и в муниципальную собственность не оформлены.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе поселения внесено представление с требованием принятия мер к обустройству в указанных населенных пунктах детских игровых и спортивных площадок. До настоящего времени администрацией поселения меры к устранению закона не приняты, площадки не оборудованы.
Из информации и.о.главы муниципального образования «Захальское» от ДД.ММ.ГГГГ, главы муниципального образования «Захальское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что будут изыскиваться бюджетные средства на организацию детских площадок, строительство площадок возможно только в 2022-2023 гг., причиной сложившейся ситуации является дефицит местного бюджета.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение требований ч.1, ч.2 ст.4, п.3 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.7, ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»администрацией МО «Захальское»не организованы места массового отдыха населения, в том числе детей, детские игровые и спортивные площадки не оборудованы, земельные участки под их размещение не выделены и в муниципальную собственность не оформлены, не созданы благоприятные условия для отдыха граждан, что не обеспечивает конституционные гарантии и нарушает права несовершеннолетних детей на организованный и безопасный отдых на территории поселения.
При установленных обстоятельства, исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области подлежат удовлетворению.
Надлежит признать бездействие администрации муниципального образования «Захальское», выразившееся в непринятии мер по обустройству детских игровых площадок в д. Куяда, д. Еловка, д. Мурино, незаконным.
Согласно ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости установить срок исполнения соответствующей обязанности до 01.06.2022г.
При таких обстоятельствах, на администрацию муниципального образования «Захальское» в срок до 01.06.2022г. надлежит возложить обязанность устранить выявленные нарушения закона путем:
- организации и обустройства в д. Куяда, д. Еловка, д. Мурино детских игровых и спортивных площадок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01.06.2022░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.06.2021.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-359/2021