Решение по делу № 3-12/2012 от 17.01.2012

Дело №3-12/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2012 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе:

судьи Абрамова Д.М.,

при секретаре Скоковой Э.М.,

с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного судагражданское дело по заявлению Овчарова Владимира Андреевича о признании недействующим частично пункта 2 статьи 3 Областного закона Ростовской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области»,

УСТАНОВИЛ:

в силу статьи 2 Областного закона Ростовской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» (принятого Законодательным Собранием Ростовской области 08.09.2006 года, подписанного Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области 18.09.2006 года и опубликованного в газете «Наше время» от 26.09.2006 года №253) звание "Ветеран труда" присваивается:

1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Статьей 3 Областного закона установлено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются:

1) ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами;

2) Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.

Овчаров В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 3 Областного закона Ростовской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» в части слов «федеральных органов власти и управления СССР», сославшись на противоречие данных положений требованиям статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», нарушение своих прав, поскольку он награжден ведомственными знаками отличия в труде «Победитель Социалистического соревнования» за 1975 и 1979 годы.

Овчаров В.А. и его представитель Пырсиков Б.П. в суд явились, уточнили предмет заявления и просили признать недействующим пункт 2 статьи 3 Областного закона в части слов «федеральных органов государственной власти», «органов власти и управления СССР». Они пояснили, что заявителю было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» МУ УСЗН Неклиновского района Ростовской области, решением Неклиновского районного суда от 01.03.2007 года отказано в удовлетворении иска об оспаривании данного решения МУ УСЗН, решение вступило в законную силу. Основанием к отказу в присвоении звания «Ветеран труда» послужила оспариваемая правовая норма, МУ УСЗН и районный суд исходили из того, что два знака отличия «Победитель Социалистического соревнования» за 1975 и 1979 годы выданы органом власти союзной республики (Казахской ССР), что не влечет возможность удовлетворения заявления. Заявитель и его представитель полагали, что Законодательное Собрание Ростовской области превысило свои полномочия, установленные Федеральным законом «О ветеранах», установив не только порядок и условия присвоения звания, но и ограничив определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения данного звания.

Представители Законодательного Собрания Ростовской области – Дереза Н.В., Широкова Ю.В., действующий на основании доверенностей, в суд явились, просили заявление оставить без удовлетворения по мотивам, указанным в отзыве.

Представитель Правительства Ростовской области – Ларичкина Н.Н, действующая на основании доверенности, в суд явилась, просила в удовлетворении

требований заявителя отказать.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей Законодательного Собрания Ростовской области, Правительства Ростовской области, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Оспариваемым Областным законом Ростовской области определены условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области.

Областной закон является надлежаще опубликованным нормативным правовым актом в соответствии с Областным законом Ростовской области «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» от 29.12.2003 года №85-ЗС.

Установлено, что Овчаров В.А. награжден ведомственными знаками отличия в труде - «Победитель Социалистического соревнования» за 1975 и 1979 годы (в 1975 году на основании постановления Коллегии Минмонтажспецстроя Казахской ССР и Президиума Казахского РК Профсоюза, в 1979 году – от имени Министерства и ЦК профсоюза). Решением Неклиновского районного суда от 01.03.2007 года отказано в удовлетворении иска Овчарова В.А. об оспаривании решения МУ УСЗН об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» на основании указанных знаков отличия, решение вступило в законную силу.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Правоотношения, в связи с которыми возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О и от 21 апреля 2011 г. N 544-О-О).

Нормы Областного закона не определяют круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливают перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".

Таким образом, в оспариваемом законе субъект Российской Федерации правомерно предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми.

Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 года, награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия. Следовательно, данный знак относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку он учрежден органами власти и управления СССР независимо от субъекта его вручения заявителю.

Таким образом, оспариваемая норма Областного закона в части слов «федеральных органов государственной власти», «органов власти и управления СССР» не противоречит нормам более высокой юридической силы и не нарушает прав заявителя.

В силу ст.253 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку противоречие оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству не установлено, заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления Овчарова Владимира Андреевича о признании недействующим пункта 2 части 3 Областного закона Ростовской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» в части слов «федеральных органов государственной власти», «органов власти и управления СССР».

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.

Решение принято в окончательной форме 17.02.2012 года.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

3-12/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчаров В.А.
Другие
Законодательное Собрание РО
Правительство РО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
17.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2012Передача материалов судье
19.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2012Предварительное судебное заседание
14.02.2012Судебное заседание
14.02.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее