Дело № 2а-2476/2020
УИД 32RS0027-01-2020-001734-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Степониной С.В.
при секретаре Данченковой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Никонову Сергею Владимировичу о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик Никонов С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, плательщиком страховых взносов, налога на доходы физических лиц, однако установленную законом обязанность по уплате налогов не исполнил, несмотря на направленное в его адрес требование, задолженность обязательным платежам в установленный срок не погасил.
На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с Никонова С.В. пеню по налогу на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 18,77 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9360,96 руб.; пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставками, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 594,97 руб.; пеню по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,64 руб., а всего взыскать 9977,34 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Административный ответчик Никонов С.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Аналогичный срок установлен и в абзаце 1 пункта 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено иное: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
При этом согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней, в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Из материалов дела следует, что сумма подлежащего уплате налога, превысила 3000 руб. по состоянию на 26.07.2019 года (требование №66476 имеет срок исполнения – до 09.09.2019)
По заявлению административного истца 29.10.2019 был вынесен судебный приказ, то есть за судебной защитой административный истец обратился в течение установленного законом шестимесячного срока.
Определением от 11.02.2020 года мирового судьи судебного участка №11 Советского судебного района города Брянска отменен судебный приказ №2а-1937/2019 от 29.10.2019 о взыскании с Никонова С.В. задолженности.
С административным исковым заявлением в Советский районный суд города Брянска административный истец обратился 14.04.2020 года (согласно почтовому штемпелю на конверте), т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Для налогов, исчисленных после 01.01.2016 года, ставки налога на имущество физических лиц устанавливается согласно части 2 Решения Брянского Городского Совета Народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» № 298 от 25.11.2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Общие правила в отношении объектов налогообложения, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога, установлены главой 7 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно части 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52); в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению №14215771 от 18.09.2018 налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц в размере 36802 руб. со сроком уплаты 03.12.2018, налог оплачен только 06.02.2019.
Судом установлено, что за административным ответчиком числится недоимка по пене по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границе городских округов в размере 594,97 руб. Согласно представленному расчету пеня рассчитана в соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Задолженность своевременно не уплачена.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Согласно налоговому уведомлению №14215771 от 18.09.2018 налогоплательщику начислен транспортный налог в размере 372 руб., со сроком оплаты до 03.12.2018. Данный налог оплачен только 03.07.2019. В связи с несвоевременной уплатой налога за административным ответчиком числится задолженность по пене по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,64 рубля, что подтверждается соответствующим расчетом.
Из материалов дела следует, что административный ответчик имеет статус адвоката с 30.09.2002 по настоящее время.
Согласно ст. 419 НК РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 430 НК РФ плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то дополнительно уплачивает взнос на обязательное пенсионное страхование – 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован ст. 430 НК РФ.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2018 административному ответчику начислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в сумме 26546 со сроком оплаты 09.01.2019, обязанность по уплате была выполнена в срок (28.12.2018). В тоже время величина дохода плательщика за расчетный период превысила 300 000 рублей, соответственно административному ответчику был дополнительно начислен взнос в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 рублей – в размере 14253,30 рублей.
С учетом частичного погашения 30.01.2019 в сумме 2446,17 руб., 14.03.2020 в сумме 2446,17 руб., непогашенный остаток задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составляет 9360,96 рублей. Указанная задолженность административным ответчиком своевременно не оплачена.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 227 НК РФ.
Согласно ст. 227, 228 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Налоговым периодом, на основании ст. 216 НК РФ по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Административным ответчиком оплачен НДФЛ за 2017 год 10.09.2018, т.е. несвоевременно.
На основании п. 4 ст. 75 НК РФ административному ответчику была начислена пеня в процентах от неоплаченной суммы долга, равных одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, согласно представленному расчету за период с 16.01.2018 по 04.02.2018 в размере 18.77 рублей.
Направленные в адрес налогоплательщика налоговые требования №1995 от 05.02.2019, №26114 от 17.02.2019, №66476 от 26.07.2019 оставлены без исполнения.
При таких обстоятельствах заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Брянску требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Никонову Сергею Владимировичу о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.
Взыскать с Никонова Сергея Владимировича, зарегистрированного <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску задолженность в общей сумме 9 977,34 руб., в том числе:
пеня по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 18,77 рублей;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9360,96 руб.;
пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставками, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 594,97 руб.;
пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,64 руб.
Взыскать с Никонова Сергея Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года.