Дело № 5-1545/2021
25RS0010-01-2021-006230-25
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 декабря 2021 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, д. 22
Мотивированное постановление составлено 17 декабря 2021 года (в порядке части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья Находкинского городского суда Приморского края Алексеев Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО16, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
04 августа 2021 года в 10 часов 30 минут по адресу: <.........> возле входа в здание <данные изъяты> ФИО16, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Закон о публичных мероприятиях), без подачи в орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия, проводил публичное мероприятие (пикетирование), с применением плакатов, на которых имелись надписи: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «#<данные изъяты>», совершив своими действиями административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
ФИО16 его защитник ФИО32. в судебном заседании вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признали, пояснили, что ФИО16. не проводил публичное мероприятие, а лишь предложил нескольким гражданам сфотографироваться с плакатами.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании поддержало обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Правовые отношения, связанные с обеспечением реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно и без оружия, являются предметом правового регулирования Закона о публичных мероприятиях.
Законом о публичных мероприятиях определён порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусматривающий ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях).
Частью 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях.
При этом на основании пункта 3 части 2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, относятся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
В судебном заседании установлено, что ФИО16 вышеуказанные требования законодательства по установленному порядку проведения публичного мероприятия, не были соблюдены, соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия в администрацию Находкинского городского округа, являющуюся исполнительным органом местного самоуправления Находкинского городского округа, не подавалось.
Обстоятельства совершения правонарушения и вина лица, в отношении которого ведётся производство по делу, подтверждаются материалами дела, включая: протокол об административном правонарушении; объяснения ФИО15 а также самого ФИО16., фотографии граждан с плакатами, содержащими надписи: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «#<данные изъяты>».
Оценивая доводы ФИО16 о том, что им не проводилось публичное мероприятие, а было лишь предложено нескольким гражданам, являющимся сторонниками <данные изъяты> сфотографироваться с плакатами в его поддержку на фоне здания <данные изъяты>, судья учитывает, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пунктом 6 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях предусмотрено, что пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Из объяснений ФИО16 от 11 августа 2021 года, данных в ходе административного расследования, следует, что ФИО16. является <данные изъяты> <данные изъяты> является сторонником <данные изъяты> <данные изъяты>. 04 августа 2021 года по адресу: <.........> ФИО16 увидел сторонников <данные изъяты> и предложил им сфотографироваться перед зданием <.........>, с плакатами, на которых были изображены фотографии <данные изъяты> с требованиями вернуть <данные изъяты> в список, а также с надписью «#<данные изъяты>». Никакого протеста ФИО16 и граждане не выражали, лозунгов, требований и призывов не было, они просто хотели выразить своё мнение. Плакаты ФИО16 отправили из г. Москва по электронной почте, ФИО16 их распечатал на своём личном принтере. 04 августа 2021 года около 10 часов 30 минут ФИО16 приехал к зданию <данные изъяты> по своим личным делам, не планировал заранее какие-либо митинги, пикеты и шествия, а плакаты он предложил сам для фото на память и в поддержку народного кандидата <данные изъяты>., на что граждане добровольно согласились. Они с плакатами постояли возле здания суда буквально минуту, ФИО16. их сфотографировал на свой телефон, затем забрал плакаты и уехал.
В материалах дела имеется фотография граждан на фоне здания <данные изъяты> с плакатами, на которых имелись надписи: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «#<данные изъяты>».
Таким образом, подобные действия ФИО16 фактически являются проведением публичного мероприятия в виде пикетирования с использованием плакатов.
Полученные в ходе административного расследования доказательства отвечают предъявляемым частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ требованиям, согласно которым доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Зафиксированные на фотографиях обстоятельства проведения публичного мероприятия согласуются с объяснениями самого ФИО16 показаниями свидетелей, опрос которых был выполнен должностным лицом с соблюдением процедуры, установленной статьёй 25.6 КоАП РФ, оснований не доверять показаниям этих свидетелей не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом. Процедура составления протокола об административном правонарушении и его содержание отвечают требованиям статьи 28.4 КоАП РФ.
Незнание требований действующего законодательства или неисполнение требований действующего законодательства лицом, которому поручено исполнение соблюдения установленных требований, не освобождает указанное лицо от административной ответственности.
Вводя процедуру предварительного уведомления органов публичной власти о проведении таких публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, федеральный законодатель имел целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на свободу собраний в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц – с другой, и исходил из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан (как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих), а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Приведённая правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года № 12-П, равно как и аналогичная ей позиция Европейского Суда по правам человека, который полагает, что требование подать уведомление о проведении публичного мероприятия не нарушает сущность права на свободу собраний и не только позволяет примирить это право с правами и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков или преступлений (Постановления от 18 декабря 2007 года по делу «Н. Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции» и от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии»).
Состав указанного правонарушения является формальным, и действия организатора публичного мероприятия, нарушающие установленную Законом о публичных мероприятиях процедуру, образуют его объективную сторону независимо от наступивших последствий.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ФИО16 допущено нарушение части 5 статьи 5 Закона о собраниях, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Санкцией части 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области общественного порядка и общественной безопасности при реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
При назначении наказания, основываясь на принципах справедливости и соразмерности, судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, пренебрежительное отношение лицом, в отношении которого возбуждено дело об административных правонарушениях к исполнению своих публично-правовых обязанностей, данные о личности и имущественном положении виновного лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу, что ФИО16 следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Применение такой меры государственного принуждения с наибольшим эффектом будет способствовать достижению целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 20.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░