Решение по делу № 2а-3183/2020 от 23.07.2020

Дело № 2а-3183/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2020г. г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Киселева К.И.

при секретаре Новиковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазарева Сергея Анатольевича к УМВД России по Смоленской области, ИЦ УМВД России по Смоленской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» о возложении обязанности по внесению данных о погашении судимости,

установил:

Лазарев С.А., уточнив требования, обратился в суд с административным иском к ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», УМВД России по Смоленской области, Информационному центру УМВД России по Смоленской области о возложении обязанности по внесению изменения в базу данных и дополнении сведений о его судимости с отражением информации о том, что соответствующая судимость погашена, с указанием даты погашения.

Отмечает, что погашение судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные уголовным законодательством, связанные с судимостью. Отсутствие в выданной ИЦ УМВД России по Смоленской области справке от ДД.ММ.ГГГГ сведений о погашении судимости Лазарева С.В. нарушает его права и охраняемые законом интересы, включая право на избрание в органы государственного управления и местного самоуправления, а также трудоустройству на должности, замещение которых предполагает отсутствие судимости, и, кроме того, препятствует реализации права на свободный выезд заграницу.

Представитель Лазарева С.А. Шикута С.И. поддержал доводы административного иска, настаивал на его удовлетворении. В ходе ранее состоявшихся судебных заседаний административный истец также поддержал предъявленные требования.

Представитель УМВД России по Смоленской области, ИЦ УМВД России по Смоленской области Кожар А.Е. возражала против удовлетворения административного иска, полагая его необоснованным. Указала на пропуск Лазаревым С.А. установленного законом срока на обращение в суд и необоснованность предъявленных административных требований. Отметила, что действия должностных лиц ИЦ УМВД России по Смоленской области при оформлении вышеуказанной справки соответствовали требованиям действующего законодательства.

ФКУ «ГИАЦ МВД России» направило письменные возражения, в которых также приведены ссылки на то, что требования административного истца не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ч.2, ч.3 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 33 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставлено право формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно ст.17 указанного Закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (ч.1). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (ч.2). Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием (ч.3). Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (ч.4). Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч.5). Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.6). Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (ч.7). Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч.8).

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (утверждено Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Минюста России №253, ФСБ России №780, Минэкономразвития России №353, ФСКН России №399 от 29 декабря 2005 г.) определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На основании п.2.2 Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектами учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в п.2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

По правилам п.п.2.12, 27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (в частности, в связи с примирением сторон, за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения); вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения. Основанием учета преступлений является помимо прочего постановление о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, порядок формирования и ведения банков данных о гражданах регламентируется ведомственным нормативным правовым актом – приказом «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (межведомственный приказ согласован МВД России (приказ от 12 февраля 2014 года N 89дсп) с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г.).

По состоянию на период рассмотрения настоящего административного дела действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 27 сентября 2019 г. №660 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 29 января 2020 г. регистрационный номер 57322, источник публикации - официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 января 2020 г., начало действия указанного Административного регламента – ДД.ММ.ГГГГ).

Ранее, в период спорных правоотношений (подачи Лазаревым С.А. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и оформления ИЦ УМВД России по Смоленской области справки от ДД.ММ.ГГГГ, полученной Лазаревым С.А. ДД.ММ.ГГГГ) действовал Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121.

В соответствии с пунктами 72 и 73 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121, должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по паспортным данным, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ должностным лицом, уполномоченным на оформление соответствующей справки, оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. В справке о наличии (отсутствии) судимости указываются имеющиеся в учетах сведения.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лазарев С.А. обратился в ИЦ УМВД России по Смоленской области с заявлением о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (л.д. 59).

По результатам рассмотрения указанного заявления была оформлена справка от ДД.ММ.ГГГГ , в которой, среди прочего, отмечается, что ДД.ММ.ГГГГ Лазарев С.А. осужден <данные изъяты> городским судом Смоленской области по <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> года лишения свободы на основании <данные изъяты> УК РФ условной с испытательным сроком на <данные изъяты> года; также отражено, что ДД.ММ.ГГГГ указанное лицо осуждено <данные изъяты> районным судом г. Смоленска по <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> лет лишения свободы; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Смоленским областным судом не отбытый срок сокращен, к отбытию <данные изъяты> года лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ – условное освобождение; постановление <данные изъяты> районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> день на основании <данные изъяты> УПК РФ – л.д.61-62).

Изложенные обстоятельства подтверждены объяснениями участников процесса, а также вышеуказанными письменными материалами.

Исследование представленных сторонами доказательств и анализ установленных при рассмотрении дела обстоятельств позволяют суду прийти к выводу об отсутствии предпосылок для удовлетворения административных требований.

Централизованные учеты МВД России предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, а также для подтверждения наличия (отсутствии) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 №1474-р создано ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», которое осуществляет формирование и ведение централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации (приказ от 12 февраля 2014, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014, регистрационный номер 31681) утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, согласно п.8 которого автоматизированное ведение централизованных учетов осуществляется ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационными центрами путем формирования интегрированного банка данных федерального уровня, интегрированного банка данных регионального уровня, а также автоматизированных информационно-поисковых систем и автоматизированных банков данных.

В приложении №1 к данному Наставлению содержатся Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение.

В силу п.15.2 Правил учетные данные на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста. Учетные алфавитные карточки на лиц, привлекаемых в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, хранятся в ИЦ 25 лет со дня прекращения дела.

Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

Предусмотренная указанной выше правовой нормой обработка персональных данных соответствует достижению конкретных, заранее определенных и законных целей, а сама эта норма каким-либо нормативным правовым актам большей юридической силы, в том числе Конституции Российской Федерации, не противоречит.

Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных», ст.5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., ратифицированной Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. №160-ФЗ, а также требованиям ч.7 ст.17 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 №АПЛ18-143).

Приводившиеся представителем административного истца доводы о наличии у Лазарева А.С. права на получение справки с указанием на отсутствие сведений о судимости проверялись при разбирательстве дела, но не нашли объективного подтверждения.

Из представленных материалов дела следует, что Лазарев С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, указанный в п.15.2 Правил срок хранения касающейся его информации в настоящее время не истек. Внесение в указанную базу данных информации в отношении Лазарева С.А. и ее хранение являются правомерными, а размещенные в этой базе данных сведения в отношении административного истца носят достоверный характер - соответствуют действительности.

Наличие в информационной базе данных предусмотренных законом сведений об уголовном преследовании Лазарева С.А. не ущемляет прав последнего. Эти сведения носят конфиденциальный характер и могут быть представлены только по запросам правоохранительных органов, судов (судей), органов прокуратуры или по заявлению административного истца.

Ссылки Лазарева С.А. на обстоятельства погашения его судимости не изменяют факта вступления в законную силу вышеуказанных приговоров суда и не означают, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования, привлечения к уголовной ответственности не подлежит хранению и должна быть уничтожена.

Суждения административного истца о допустимости дополнения выданной ему справки указанием на погашение судимости также нельзя признать обоснованными.

Как отмечалось выше, исходя из действовавшего на дату выдачи справки пункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121, в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Более того, согласно пункту 15.1 вышеуказанных Правил в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и информационных центрах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Тем самым, в рассматриваемой правовой ситуации возможность отражения Информационным центром сведений о погашении судимости гражданина действующим законодательством не предусмотрена - погашение судимости осуществляется автоматически по истечении установленного Уголовным кодексом Российской Федерации срока без особого решения суда по этому вопросу, в связи с чем, внесение в оперативно-справочный учет сведений о погашении судимости исключается.

Указание административного истца на то, что оспариваемое бездействие затрагивает его право на трудовую деятельность, замещение государственных и муниципальных должностей, а также на свободный выезд за пределы Российской Федерации, в нарушение ч.1 ст.226 КАС РФ объективно ничем не подтверждено. Кроме того, само по себе наличие в базе данных УМВД России по Смоленской области информации о судимости Лазарева С.А. его прав не ущемляет, поскольку решение об отказе в допуске к трудовой деятельности, занятию должностей в муниципальных и государственных органах, отказе в выезде заграницу, могут быть оспорены им в судебном порядке.

Также суд соглашается с доводами возражений УМВД России по Смоленской области о пропуске Лазаревым С.А. срока на обращение в суд соответствующим административным иском.

По правилам ч.1, ч.8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно копии корешка справки , соответствующий документ был получен Лазаревым С.А. ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, о предполагаемом нарушении своих прав административный истец достоверно узнал ДД.ММ.ГГГГ при получении указанной справки, в связи с чем, административный иск в суд подлежал предъявлению до истечения трех месяцев с указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ), однако административное исковое заявление было предъявлено Лазаревым С.А. за пределами установленного процессуальным законом срока – лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Приведенные представителем административного истца суждения о том, что на соответствующую категорию споров не распространяются требования о сроках обращения в суд, несостоятельны – действующее административное процессуальное законодательство не содержит соответствующих исключений, в связи с чем, с указанной позицией согласиться нельзя.

Наличие ограничений, связанных с короновирусной инфекцией, в рассматриваемом случае не может быть признано уважительной причиной пропуска процессуального срока.

Исходя из принятых Советом судей России постановлений от 18 марта 2020г. №808, от 08 апреля 2020 г. № 821, от 29 апреля 2020г. №822, подача заявлений в суд в период пандемии не была приостановлена, судами осуществлялся прием процессуальных документов посредством электронного документооборота и почтовой связи.

Данных, указывающих на наличие непреодолимых препятствий для направления заявления в суд в период самоизоляции, включая применение электронной почты и услуг почтовой связи, в материалах дела не имеется.

Таким образом, поскольку при разбирательстве дела установлено, что Лазарев С.А. ранее был осужден вступившими в законную силу приговорами судов, права на реабилитацию не имеет, хранение информационными центрами органов внутренних дел сведений о привлечении его к уголовной ответственности действующему законодательству не противоречит, а дополнение сведений в соответствующей справке указанием на погашение судимости не основано на законе, предпосылки для удовлетворения предъявленных требований отсутствуют - в том числе с учетом пропуска административным истцом срока на обращение в суд

Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Лазарева Сергея Анатольевича к УМВД России по Смоленской области, ИЦ УМВД России по Смоленской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» о возложении обязанности по внесению данных о погашении судимости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 1 месяца.

Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2020г.

                            Судья К.И. Киселев

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Киселев К.И.

секретарь судебного заседания ________________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Новикова М.А.

(Фамилия, инициалы)

«____»________2020 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2020-003182-88

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3183/2020

2а-3183/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазарев Сергей Анатольевич
Ответчики
ИЦ УВД по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Киселёв К.И.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
23.07.2020Регистрация административного искового заявления
24.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2020Предварительное судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее