Решение по делу № 33-11294/2024 от 29.08.2024

Дело № 33-11294/2024 (2-1213/2024)

УИД 59RS0035-01-2024-001326-97

Судья Крымских Т.В.

Мотивированное определение изготовлено 07 ноября 2024г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 24.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казакова М.В.,

судей Букатиной Ю.П., Крюгер М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Трушковой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Соликамскбумпром» о принуждении к выполнению законных требований, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,

по апелляционному представлению Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц на решение Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024.

Заслушав доклад судьи Букатиной Ю.П., пояснения представителя истца Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рычковой А.Б., представителя ответчика Акционерного общества «Соликамскбумпром» Воложанинова П.В., представителя третьих лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Черенковой Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к АО «Соликамскбумпром» с требованием о принуждении к выполнению законных требований, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверок участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий для осужденных, содержащихся в данном учреждении. Приказом ФСИН России № 62 от 04.02.2022 создан участок ФКУ«ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю». Пунктом 2 данного приказа регламентирована обязанность ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить функционирование данного участка после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части его пригодности для проживания осужденных к принудительным работам. АО «Соликамскбумпром» является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1. Имущество АО «Соликамскбумпром», по вышеуказанному адресу, было передано по договору от 18.01.2023 в безвозмездное пользование ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» для целей организации участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю». По условиям договора АО «Соликамскбумпром» (ссудодатель) обязуется предоставить в безвозмездное временное пользование ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ссудополучателю) помещение площадью 906,3 кв.м. и помещение площадью 106,9 кв.м., находящиеся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1 для создания участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в состоянии, пригодном для его использования по назначению. В соответствии с пунктом 1.3. договора помещения, указанные в пункте 1.2 договора, предоставляются в безвозмездное пользование по акту приема-передачи со всеми принадлежностями, неотделимым имуществом и относящимся к ним документами, а также имуществом ссудодателя, поименованном в Приложении № 2 к договору. В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно - профилактических учреждений. В соответствии со статьей 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к принудительным работам гарантируется право на материально-бытовое обеспечение, в участке ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» данные права осужденных нарушаются. На участке ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» комната личного приема осужденных администрацией отсутствует. Использование переданных по договору помещений по целевому назначению, в соответствии с требованиями закона не представляется возможным, переданное по договору имущество условиям договора не соответствует. Ссудодатель обязан предоставить вещь в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению. Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 22.02.2024 направлено представление президенту АО «Соликамскбумпром» с требованием устранения выявленных нарушений закона. Из поступившего в Усольскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ответа АО «Соликамскбумпром» следует, что АО «Соликамскбумпром» признает несоответствие участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» требованиям Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, однако надлежащих мер к устранению нарушений не принимает.

Прокурор просил возложить на АО «Соликамскбумпром» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, расположенные по адресу: ул. Степана Разина, дом № 1/1, г. Соликамск, Пермский край в соответствие СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденному приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.:

1) оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20 кв.м.;

2) оборудовать комнату отдыха дежурной смены размером не менее 12 кв.м.;

3) оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми из расчета 0,6 на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы;

4) оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10 кв.м.;

5) оборудовать уборную для сотрудников дежурной смены в блоке служебных помещений;

6) проходные помещения постирочной с сушилкой, расположенные в подвале оборудовать стенами; и размером постирочной с сушилкой не менее 18,6 кв.м.;

7) оборудовать комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи размером не менее 18,6 кв.м.;

8) оборудовать комнату мытья и хранения посуды размером не менее 13,95 кв.м.;

9) оборудовать кладовую чистого белья размером не менее 4 кв.м.;

10) оборудовать кладовую грязного белья размером не менее 4 кв.м.;

11) оборудовать помещение хранения хозяйственного инвентаря размером не менее 9,3 кв.м.;

12) оборудовать душевую (не менее 13,6 кв.м.), 8 душевыми кабинами, исходя из размера 1,7 кв.м, на одну душевую сетку;

13) оборудовать мужские уборные на 2 и 3 этажах здания — писсуарами и ножными ваннами - из расчета 1 на 15 человек;

14) оборудовать умывальную комнату;

15) оборудовать комнату для мытья и хранения посуды раковиной, трехсекционной ванной для мытья посуды, трапом 100 мм., поливочным краном;

16) оборудовать постирочные трапом диаметром 100 мм, поливочным краном;

17) помещения для содержания осужденных участка ИЦ, комнату отдыха дежурной смены оборудовать телевизионными розетками;

18) коридоры здания участка ИЦ, помещение дежурной смены, проходной коридор КПП (пункта пропуска) оборудовать электронными часами;

19) внутренние двери усиленной конструкции, установленные на входах, ведущих в лестничную клетку, общие коридоры II и III этажей оборудовать смотровыми окнами размерами 150 х 200 мм., остеклёнными многослойным ударостойким стеклом с классом защиты не ниже Р4А по ГОСТ 30826;

20) в помещениях для содержания нарушителей громкоговоритель системы радиофикации и громкоговорящей связи установить в нишу над дверным проемом;

21) осветительный прибор изолированной кабины с унитазом в помещении для содержания нарушителей установить в нишу внутренней стены, разделяющем санитарную кабину и общий коридор;

22) оборудовать комнату личного приема осужденных администрацией.

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения (т.3л.д.46-54).

Не согласившись с принятым решением, истец Усольская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направила апелляционное представление. В обоснование представления указанно, что здание изначально подбиралось АО «Соликамскбумпром» под участок ФКУ «ИЦ № 1» в 2021 году, поэтому ответчик должен был принять во внимание, что приобретаемый объект должен соответствовать предъявляемым требованиям, либо должен быть приведен в соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017. Кроме того, нераспространение положений указанного Свода Правил на здания и помещения, которые были спроектированы и построены до его введения, ставило бы в неравное (худшее) положение осужденных, отбывающих наказание (проживающих) в помещениях более поздней постройки. В связи с чем полагает, что вывод суда о том, что нормативные требования Свода Правил не должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до введения НПА в действие - является несостоятельным. Указывает, что Свод Правил не ставит требования к составу, площадям и оборудованию помещений здания ИЦ в зависимость от пожеланий осужденных и сотрудников учреждения. Суд не принял во внимание тот факт, что пункт 141 ПВР ИЦ регламентирует, что личный прием осужденных к принудительным работам проводится в специально выделенных помещениях, которого на участке ФКУ «ИЦ № 1» не имеется. Полагает, что нарушения законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания принудительных работ в участке ФКУ «ИК № 1», установлены и подтверждены в материалы дела доказательствам, ответчиками не опровергнуты. Просит решение суда отменить (т.3л.д.57-63).

Представитель истца Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рычкова А.Б. в судебном заседании доводы апелляционного представления поддержала.

В возражениях на апелляционное предоставление ответчик АО «Соликамскбумпром» указал, что ФКУ «ИЦ № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» с разногласиями, претензиями о ненадлежащем исполнении обязательств по заключенным договорам не обращалось, судебные споры не инициировало. В свою же очередь, обращение органов прокуратуры с заявленными требованиями является вмешательством в гражданско-правовые отношения участников договоров. Здание по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом 1/1, собственником которого является АО «Соликамскбумпром», не является исправительным центром УИС. Правомочия собственника здания в части его владения и пользования временно переданы по Договору БП от 18.01.2023 ФКУ «ИЦ № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», в настоящее время АО «Соликамскбумпром» обладает лишь правом распоряжения Зданием. Со ссылкой на часть 3 статьи 60.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указывает, что законодательство разделяет объекты принадлежащие администрациям исправительных центров и объекты, принадлежащие администрациям организаций (гражданских предприятий), в которых работают осужденные к принудительным работам, и относит последние к общежитиям или другим помещениям, необходимым для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, а не к исправительным центрам УИС. Полагает, что специализированной прокуратурой иск предъявлен к ненадлежащему ответчику - АО «Соликамскбумпром», поскольку исполнение изложенных прокурором требований в иске в силу закона возложены на органы уголовно-исполнительной системы (т.3л.д.66-67).

Представитель ответчика АО «Соликамскбумпром» Воложанинова П.В. просила решение суда оставить без изменения, указав, что в материалы дела представлены доказательства того, что комната для мытья и хранения посуды оборудована раковой и трехсекционной ванной для мытья посуды, трапом 100 мм., поливочным краном; в комнате воспитательных работ установлен телевизор с приставкой, поэтому необходимости устанавливать телевизионные розетки не имеется; электронные часы предоставлены, громкоговоритель системы радиофикации и громкоговорящей связи установлены.

Представитель третьих лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Черенкова Н.В. полагала, что исковые требования Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях заявлены не в пределах ее полномочий.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительного него, проверив законность и обоснованность решения суда в его пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра (пункт «в» части 2 статьи 60.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в общежитиях исправительных центров, помещениях или некапитальных строениях, сооружениях, соответствующих установленным для жилых помещений требованиям, осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в частности, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях) (далее по тексту - СП 308.1325800.2017).

Согласно п. 1.1 СП 308.1325800.2017 Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных центров, в том числе направленные как на соблюдение прав осужденных на безопасные и благоприятные условия проживания, так и на безопасные и благоприятные условия труда сотрудников УИС.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом ФСИН России № 62 от 04.02.2022 создан участок ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю (т.1л.д.11-12).

Пунктом 2 названного приказа на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность обеспечить функционирование участка ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части пригодности для проживания осужденных к принудительным работам.

18.01.2023 между АО «Соликамскбумпром» (судодатель) и Федеральное казенное учреждение «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (судополучатель) заключен договор безвозмездного пользования имуществом. По условиям договора ответчик принял на себя обязанность обеспечить проживание осужденных на участке исправительного центра учреждения в соответствии с нормами 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ (т.1л.д.145-151).

Согласно пунктам 1.1, 1.2. Договора АО «Соликамскбумпром» (ссудодатель) обязуется предоставить в безвозмездное временное пользование Федерального казенного учреждения «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ссудополучателю) помещение площадью 906,3 кв.м., находящееся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1, кадастровый номер: **, принадлежащее ссудодателю на основании договора купли-продажи от 16.11.2021, удостоверенного нотариусом П1., зарегистрированного в реестре № **, помещение, площадью 106,9 кв.м., находящееся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1, кадастровый номер: **, принадлежащее ссудодателю на основании договора купли-продажи от 16.11.2021, удостоверенного нотариусом Петраковой Т.В., зарегистрированного в реестре № ** для создания участка Федерального казенного учреждения «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в состоянии, пригодном для его использования по назначению.

В соответствии с пунктом 1.3. Договора, помещения указанные в пункте 1.2. Договора, предоставляются в безвозмездное пользование по акту приема-передачи со всеми принадлежностями, неотделимым имуществом и относящимся к ним документами, а также имуществом ссудодателя, поименованном в Приложении № 2 к договору.

Стороны договора также предусмотрели, что ссудодатель не отвечает за недостатки объекта, имущества, которые были им оговорены при заключении договора либо были известны заранее ссудополучателю либо должны были быть ссудополучателем обнаружены во время осмотра объекта, имущества при заключении договора или при передаче и объекта, имущества (п. 4.3 Договора).

Актом приема-передачи недвижимого имущества по договору безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2023 подтверждается, что начальник ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю принял помещения, расположенные по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, д. 1/1, которые по своему техническому состоянию пригодны для использования в целях, определённых Договором (т.1л.д.152-153).

В ходе проверки Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения, в том числе требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, по результатам выявленных нарушений направлено представление об их устранении (т.1л.д.29-39).

В ответ на Представление АО «Соликамскбумпром» указало, что при изменении площади для размещения дополнительных душевых и умывальных комнат на 2 и 3 этаже здания УФИЦ необходима установка дополнительных стояков канализации для соблюдения необходимого уклона и слива от раковин и душевых, но при этом будут нарушены нормы СанПиН, так как на первом этаже под проектируемыми помещениями душевых и умывальных комнат располагаются «сухие» служебные помещения, в том числе предполагается размещение комнаты приема пищи персонала. Кроме этого, при реализации предложенных план-схемой решений, в подвале, в комнате воспитательной работы пройдут канализационные трубу от новых стояков к существующему, что также не является нормой. Увеличение количества душевых, умывальных комнат предполагает увеличение водопотребления, которое ограничено существующим диаметром ввода водопровода (40 мм) в здании УФИЦ. Комната религиозных обрядов не может находиться в дальнем углу подвала – пути эвакуации не соответствуют нормам (СП 1.13130-20), не являются эвакуационными. Отмечено, что при организации ремонтных работ по размещению в помещениях 2 и 3 этажах здания УФИЦ дополнительных душевых и умывальных комнат повлечет за собой демонтаж и отключение систем видеонаблюдения, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, что не позволит эксплуатировать здание по назначению, и потребует переселение контингента осужденных в количестве 93 человек сроком не менее шести месяцев. Мероприятия, не требующие вмешательства в конструктивные элементы здания, и не нарушающие установленные нормы, могут быть исполнены (в частности, возведение некапитальных перегородок в подвальном помещении здания для выделения помещений хозяйственного назначения). Сделан вывод о необходимости разработки проектно-сметной документации, без которой невозможно оценить исполнимость предложенных мероприятий и соответствии их СНиП, ГОСТ, иным нормативам (т.1л.д.40-45, 46).

Из мнения специалиста П2., представленного стороной ответчика, следует, что в здании по ул. Степана Разина, 1/1 площадью 1057 кв.м. максимально использованы существующие площади и технические возможности для размещения участка ИЦ-1 с учетом существующих норм (набор помещений, технологические решения, поточность, отделочные материалы и т.д.).

В том числе специалист указала на то, что:

оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20 м2 не позволяют площади здания. В проектных решениях в помещении расположено все необходимое оборудование. Блок помещений дежурной смены включает: помещение дежурной смены – 9,1 м.кв.; комнату отдыха – 7,6 кв.м.; комнату подогрева и приема пищи 9,6 кв.м. – общая площадь помещений дежурной смены 26,3 кв.м.,

здание оборудовано общими душевыми кабинами в количестве 7 шт., 1,7 кв.м. каждая на первом этаже. Оборудовать отдельно для дежурной смены нет технической возможности, не позволяют площади здания и разводка инженерных коммуникаций,

ножные ванны установлены, исходя из наличия свободного места: одна ножная ванна оборудована в санузле на втором этаже и одна ножная ванна оборудована в санузле на третьем этаже. Ножные ванны и писсуары из расчета 1 штука на 15 осужденных оборудовать невозможно – не позволяют площади здания,

комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи дооборудовать до площади 18,6 кв.и. и комнату мытья и хранения посуды дооборудовать до площади 13,95 кв.м. невозможно – не позволяют площади здания, предусмотрена комната мыть и хранения посуды площадью 7,6 м.кв.,

кладовую чистого и грязного белья, помещение хозяйственного и уборочного инвентаря предложено разместить на площадях подвала (т.1, л.д.183-187).

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 45, 46, 123 Конституции Российской Федерации, положениями статей 1, 8, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 60.5, 60.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённого приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр), приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы» сделал правильные выводы об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционного представления Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях эти выводы не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления прокурора о том, что не распространение положений СП 308.1325800.2017 на здания и помещения, которые были спроектированы и построены до введения СП 308.1325800.2017, ставило бы в неравное (худшее) положение осужденных, остывающих наказание (проживающих) в помещениях более поздней постройки, - отклоняются судебной коллегией, поскольку не являются основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права и на основе фактических обстоятельств дела.

Вопреки иным доводам, изложенным в апелляционном представлении, из совокупности представленных доказательств и материалов дела следует, что по условиям заключённого 13.01.2023 между ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю и АО «Соликамскбумпром» договора следует, что последний обязуется, в том числе обеспечить проживание осужденных на участке исправительного центра Учреждения в соответствии с нормами, установленными частью 1 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также предоставлять помещения и имущество, необходимое для обеспечения установленного порядка и условий отбывание принудительных работ (т.2 л.д.138-143).

Условия договора сторонами были выполнены, актом от 18.01.2023 подтверждается то, что приёмка участка ИЦ- 1 ГУФСИН России по Пермскому краю проведена.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что при рассмотрении требований Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю», ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности привести ФКУ «ИК-1 ГУФСИН России по Пермскому краю» в соответствие с требованиями действующего законодательства (дело № **/2023) было установлено, что здание, где располагается ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, построено и введено в эксплуатацию в 1984 году, при его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД ССР), имеющиеся здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат и площадей, в связи с чем не имеется возможности производить какие-либо перепланировки, реконструкцию, оборудовать недостающее количество комнат и площадей для приведения в соответствие с СП 308. Мероприятия по реконструкции и строительству здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в Федеральную целевую программу, отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИЦ-1, которое не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений.

Следовательно, используемое помещение не может быть приведено в указанной части в состояние, соответствующее требованиям СП 308.1325800.2017, в силу объективных препятствий. В связи с изложенным избранный прокурором способ защиты права путем понуждения к реконструкции (ремонту) помещений является ненадлежащим.

Таким образом, оснований для возложения обязанности по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, не имелось, поэтому в удовлетворении иска прокурора судом первой инстанции отказано правомерно.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционное представление прокурора не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись

Дело № 33-11294/2024 (2-1213/2024)

УИД 59RS0035-01-2024-001326-97

Судья Крымских Т.В.

Мотивированное определение изготовлено 07 ноября 2024г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 24.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казакова М.В.,

судей Букатиной Ю.П., Крюгер М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Трушковой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Соликамскбумпром» о принуждении к выполнению законных требований, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,

по апелляционному представлению Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц на решение Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024.

Заслушав доклад судьи Букатиной Ю.П., пояснения представителя истца Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рычковой А.Б., представителя ответчика Акционерного общества «Соликамскбумпром» Воложанинова П.В., представителя третьих лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Черенковой Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к АО «Соликамскбумпром» с требованием о принуждении к выполнению законных требований, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверок участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий для осужденных, содержащихся в данном учреждении. Приказом ФСИН России № 62 от 04.02.2022 создан участок ФКУ«ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю». Пунктом 2 данного приказа регламентирована обязанность ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить функционирование данного участка после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части его пригодности для проживания осужденных к принудительным работам. АО «Соликамскбумпром» является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1. Имущество АО «Соликамскбумпром», по вышеуказанному адресу, было передано по договору от 18.01.2023 в безвозмездное пользование ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» для целей организации участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю». По условиям договора АО «Соликамскбумпром» (ссудодатель) обязуется предоставить в безвозмездное временное пользование ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ссудополучателю) помещение площадью 906,3 кв.м. и помещение площадью 106,9 кв.м., находящиеся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1 для создания участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в состоянии, пригодном для его использования по назначению. В соответствии с пунктом 1.3. договора помещения, указанные в пункте 1.2 договора, предоставляются в безвозмездное пользование по акту приема-передачи со всеми принадлежностями, неотделимым имуществом и относящимся к ним документами, а также имуществом ссудодателя, поименованном в Приложении № 2 к договору. В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно - профилактических учреждений. В соответствии со статьей 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к принудительным работам гарантируется право на материально-бытовое обеспечение, в участке ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» данные права осужденных нарушаются. На участке ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» комната личного приема осужденных администрацией отсутствует. Использование переданных по договору помещений по целевому назначению, в соответствии с требованиями закона не представляется возможным, переданное по договору имущество условиям договора не соответствует. Ссудодатель обязан предоставить вещь в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению. Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 22.02.2024 направлено представление президенту АО «Соликамскбумпром» с требованием устранения выявленных нарушений закона. Из поступившего в Усольскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ответа АО «Соликамскбумпром» следует, что АО «Соликамскбумпром» признает несоответствие участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» требованиям Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, однако надлежащих мер к устранению нарушений не принимает.

Прокурор просил возложить на АО «Соликамскбумпром» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения участка ФКУ «ИЦ № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, расположенные по адресу: ул. Степана Разина, дом № 1/1, г. Соликамск, Пермский край в соответствие СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденному приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.:

1) оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20 кв.м.;

2) оборудовать комнату отдыха дежурной смены размером не менее 12 кв.м.;

3) оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми из расчета 0,6 на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы;

4) оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10 кв.м.;

5) оборудовать уборную для сотрудников дежурной смены в блоке служебных помещений;

6) проходные помещения постирочной с сушилкой, расположенные в подвале оборудовать стенами; и размером постирочной с сушилкой не менее 18,6 кв.м.;

7) оборудовать комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи размером не менее 18,6 кв.м.;

8) оборудовать комнату мытья и хранения посуды размером не менее 13,95 кв.м.;

9) оборудовать кладовую чистого белья размером не менее 4 кв.м.;

10) оборудовать кладовую грязного белья размером не менее 4 кв.м.;

11) оборудовать помещение хранения хозяйственного инвентаря размером не менее 9,3 кв.м.;

12) оборудовать душевую (не менее 13,6 кв.м.), 8 душевыми кабинами, исходя из размера 1,7 кв.м, на одну душевую сетку;

13) оборудовать мужские уборные на 2 и 3 этажах здания — писсуарами и ножными ваннами - из расчета 1 на 15 человек;

14) оборудовать умывальную комнату;

15) оборудовать комнату для мытья и хранения посуды раковиной, трехсекционной ванной для мытья посуды, трапом 100 мм., поливочным краном;

16) оборудовать постирочные трапом диаметром 100 мм, поливочным краном;

17) помещения для содержания осужденных участка ИЦ, комнату отдыха дежурной смены оборудовать телевизионными розетками;

18) коридоры здания участка ИЦ, помещение дежурной смены, проходной коридор КПП (пункта пропуска) оборудовать электронными часами;

19) внутренние двери усиленной конструкции, установленные на входах, ведущих в лестничную клетку, общие коридоры II и III этажей оборудовать смотровыми окнами размерами 150 х 200 мм., остеклёнными многослойным ударостойким стеклом с классом защиты не ниже Р4А по ГОСТ 30826;

20) в помещениях для содержания нарушителей громкоговоритель системы радиофикации и громкоговорящей связи установить в нишу над дверным проемом;

21) осветительный прибор изолированной кабины с унитазом в помещении для содержания нарушителей установить в нишу внутренней стены, разделяющем санитарную кабину и общий коридор;

22) оборудовать комнату личного приема осужденных администрацией.

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения (т.3л.д.46-54).

Не согласившись с принятым решением, истец Усольская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направила апелляционное представление. В обоснование представления указанно, что здание изначально подбиралось АО «Соликамскбумпром» под участок ФКУ «ИЦ № 1» в 2021 году, поэтому ответчик должен был принять во внимание, что приобретаемый объект должен соответствовать предъявляемым требованиям, либо должен быть приведен в соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017. Кроме того, нераспространение положений указанного Свода Правил на здания и помещения, которые были спроектированы и построены до его введения, ставило бы в неравное (худшее) положение осужденных, отбывающих наказание (проживающих) в помещениях более поздней постройки. В связи с чем полагает, что вывод суда о том, что нормативные требования Свода Правил не должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до введения НПА в действие - является несостоятельным. Указывает, что Свод Правил не ставит требования к составу, площадям и оборудованию помещений здания ИЦ в зависимость от пожеланий осужденных и сотрудников учреждения. Суд не принял во внимание тот факт, что пункт 141 ПВР ИЦ регламентирует, что личный прием осужденных к принудительным работам проводится в специально выделенных помещениях, которого на участке ФКУ «ИЦ № 1» не имеется. Полагает, что нарушения законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания принудительных работ в участке ФКУ «ИК № 1», установлены и подтверждены в материалы дела доказательствам, ответчиками не опровергнуты. Просит решение суда отменить (т.3л.д.57-63).

Представитель истца Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рычкова А.Б. в судебном заседании доводы апелляционного представления поддержала.

В возражениях на апелляционное предоставление ответчик АО «Соликамскбумпром» указал, что ФКУ «ИЦ № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» с разногласиями, претензиями о ненадлежащем исполнении обязательств по заключенным договорам не обращалось, судебные споры не инициировало. В свою же очередь, обращение органов прокуратуры с заявленными требованиями является вмешательством в гражданско-правовые отношения участников договоров. Здание по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом 1/1, собственником которого является АО «Соликамскбумпром», не является исправительным центром УИС. Правомочия собственника здания в части его владения и пользования временно переданы по Договору БП от 18.01.2023 ФКУ «ИЦ № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», в настоящее время АО «Соликамскбумпром» обладает лишь правом распоряжения Зданием. Со ссылкой на часть 3 статьи 60.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указывает, что законодательство разделяет объекты принадлежащие администрациям исправительных центров и объекты, принадлежащие администрациям организаций (гражданских предприятий), в которых работают осужденные к принудительным работам, и относит последние к общежитиям или другим помещениям, необходимым для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, а не к исправительным центрам УИС. Полагает, что специализированной прокуратурой иск предъявлен к ненадлежащему ответчику - АО «Соликамскбумпром», поскольку исполнение изложенных прокурором требований в иске в силу закона возложены на органы уголовно-исполнительной системы (т.3л.д.66-67).

Представитель ответчика АО «Соликамскбумпром» Воложанинова П.В. просила решение суда оставить без изменения, указав, что в материалы дела представлены доказательства того, что комната для мытья и хранения посуды оборудована раковой и трехсекционной ванной для мытья посуды, трапом 100 мм., поливочным краном; в комнате воспитательных работ установлен телевизор с приставкой, поэтому необходимости устанавливать телевизионные розетки не имеется; электронные часы предоставлены, громкоговоритель системы радиофикации и громкоговорящей связи установлены.

Представитель третьих лиц ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Черенкова Н.В. полагала, что исковые требования Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях заявлены не в пределах ее полномочий.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительного него, проверив законность и обоснованность решения суда в его пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра (пункт «в» части 2 статьи 60.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в общежитиях исправительных центров, помещениях или некапитальных строениях, сооружениях, соответствующих установленным для жилых помещений требованиям, осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в частности, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях) (далее по тексту - СП 308.1325800.2017).

Согласно п. 1.1 СП 308.1325800.2017 Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных центров, в том числе направленные как на соблюдение прав осужденных на безопасные и благоприятные условия проживания, так и на безопасные и благоприятные условия труда сотрудников УИС.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом ФСИН России № 62 от 04.02.2022 создан участок ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю (т.1л.д.11-12).

Пунктом 2 названного приказа на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность обеспечить функционирование участка ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части пригодности для проживания осужденных к принудительным работам.

18.01.2023 между АО «Соликамскбумпром» (судодатель) и Федеральное казенное учреждение «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (судополучатель) заключен договор безвозмездного пользования имуществом. По условиям договора ответчик принял на себя обязанность обеспечить проживание осужденных на участке исправительного центра учреждения в соответствии с нормами 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ (т.1л.д.145-151).

Согласно пунктам 1.1, 1.2. Договора АО «Соликамскбумпром» (ссудодатель) обязуется предоставить в безвозмездное временное пользование Федерального казенного учреждения «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ссудополучателю) помещение площадью 906,3 кв.м., находящееся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1, кадастровый номер: **, принадлежащее ссудодателю на основании договора купли-продажи от 16.11.2021, удостоверенного нотариусом П1., зарегистрированного в реестре № **, помещение, площадью 106,9 кв.м., находящееся по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, дом № 1/1, кадастровый номер: **, принадлежащее ссудодателю на основании договора купли-продажи от 16.11.2021, удостоверенного нотариусом Петраковой Т.В., зарегистрированного в реестре № ** для создания участка Федерального казенного учреждения «Исправительный центр № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в состоянии, пригодном для его использования по назначению.

В соответствии с пунктом 1.3. Договора, помещения указанные в пункте 1.2. Договора, предоставляются в безвозмездное пользование по акту приема-передачи со всеми принадлежностями, неотделимым имуществом и относящимся к ним документами, а также имуществом ссудодателя, поименованном в Приложении № 2 к договору.

Стороны договора также предусмотрели, что ссудодатель не отвечает за недостатки объекта, имущества, которые были им оговорены при заключении договора либо были известны заранее ссудополучателю либо должны были быть ссудополучателем обнаружены во время осмотра объекта, имущества при заключении договора или при передаче и объекта, имущества (п. 4.3 Договора).

Актом приема-передачи недвижимого имущества по договору безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2023 подтверждается, что начальник ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю принял помещения, расположенные по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Степана Разина, д. 1/1, которые по своему техническому состоянию пригодны для использования в целях, определённых Договором (т.1л.д.152-153).

В ходе проверки Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения, в том числе требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, по результатам выявленных нарушений направлено представление об их устранении (т.1л.д.29-39).

В ответ на Представление АО «Соликамскбумпром» указало, что при изменении площади для размещения дополнительных душевых и умывальных комнат на 2 и 3 этаже здания УФИЦ необходима установка дополнительных стояков канализации для соблюдения необходимого уклона и слива от раковин и душевых, но при этом будут нарушены нормы СанПиН, так как на первом этаже под проектируемыми помещениями душевых и умывальных комнат располагаются «сухие» служебные помещения, в том числе предполагается размещение комнаты приема пищи персонала. Кроме этого, при реализации предложенных план-схемой решений, в подвале, в комнате воспитательной работы пройдут канализационные трубу от новых стояков к существующему, что также не является нормой. Увеличение количества душевых, умывальных комнат предполагает увеличение водопотребления, которое ограничено существующим диаметром ввода водопровода (40 мм) в здании УФИЦ. Комната религиозных обрядов не может находиться в дальнем углу подвала – пути эвакуации не соответствуют нормам (СП 1.13130-20), не являются эвакуационными. Отмечено, что при организации ремонтных работ по размещению в помещениях 2 и 3 этажах здания УФИЦ дополнительных душевых и умывальных комнат повлечет за собой демонтаж и отключение систем видеонаблюдения, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, что не позволит эксплуатировать здание по назначению, и потребует переселение контингента осужденных в количестве 93 человек сроком не менее шести месяцев. Мероприятия, не требующие вмешательства в конструктивные элементы здания, и не нарушающие установленные нормы, могут быть исполнены (в частности, возведение некапитальных перегородок в подвальном помещении здания для выделения помещений хозяйственного назначения). Сделан вывод о необходимости разработки проектно-сметной документации, без которой невозможно оценить исполнимость предложенных мероприятий и соответствии их СНиП, ГОСТ, иным нормативам (т.1л.д.40-45, 46).

Из мнения специалиста П2., представленного стороной ответчика, следует, что в здании по ул. Степана Разина, 1/1 площадью 1057 кв.м. максимально использованы существующие площади и технические возможности для размещения участка ИЦ-1 с учетом существующих норм (набор помещений, технологические решения, поточность, отделочные материалы и т.д.).

В том числе специалист указала на то, что:

оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20 м2 не позволяют площади здания. В проектных решениях в помещении расположено все необходимое оборудование. Блок помещений дежурной смены включает: помещение дежурной смены – 9,1 м.кв.; комнату отдыха – 7,6 кв.м.; комнату подогрева и приема пищи 9,6 кв.м. – общая площадь помещений дежурной смены 26,3 кв.м.,

здание оборудовано общими душевыми кабинами в количестве 7 шт., 1,7 кв.м. каждая на первом этаже. Оборудовать отдельно для дежурной смены нет технической возможности, не позволяют площади здания и разводка инженерных коммуникаций,

ножные ванны установлены, исходя из наличия свободного места: одна ножная ванна оборудована в санузле на втором этаже и одна ножная ванна оборудована в санузле на третьем этаже. Ножные ванны и писсуары из расчета 1 штука на 15 осужденных оборудовать невозможно – не позволяют площади здания,

комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи дооборудовать до площади 18,6 кв.и. и комнату мытья и хранения посуды дооборудовать до площади 13,95 кв.м. невозможно – не позволяют площади здания, предусмотрена комната мыть и хранения посуды площадью 7,6 м.кв.,

кладовую чистого и грязного белья, помещение хозяйственного и уборочного инвентаря предложено разместить на площадях подвала (т.1, л.д.183-187).

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 45, 46, 123 Конституции Российской Федерации, положениями статей 1, 8, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 60.5, 60.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённого приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр), приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы» сделал правильные выводы об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционного представления Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях эти выводы не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления прокурора о том, что не распространение положений СП 308.1325800.2017 на здания и помещения, которые были спроектированы и построены до введения СП 308.1325800.2017, ставило бы в неравное (худшее) положение осужденных, остывающих наказание (проживающих) в помещениях более поздней постройки, - отклоняются судебной коллегией, поскольку не являются основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права и на основе фактических обстоятельств дела.

Вопреки иным доводам, изложенным в апелляционном представлении, из совокупности представленных доказательств и материалов дела следует, что по условиям заключённого 13.01.2023 между ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю и АО «Соликамскбумпром» договора следует, что последний обязуется, в том числе обеспечить проживание осужденных на участке исправительного центра Учреждения в соответствии с нормами, установленными частью 1 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также предоставлять помещения и имущество, необходимое для обеспечения установленного порядка и условий отбывание принудительных работ (т.2 л.д.138-143).

Условия договора сторонами были выполнены, актом от 18.01.2023 подтверждается то, что приёмка участка ИЦ- 1 ГУФСИН России по Пермскому краю проведена.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что при рассмотрении требований Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю», ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности привести ФКУ «ИК-1 ГУФСИН России по Пермскому краю» в соответствие с требованиями действующего законодательства (дело № **/2023) было установлено, что здание, где располагается ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, построено и введено в эксплуатацию в 1984 году, при его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД ССР), имеющиеся здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат и площадей, в связи с чем не имеется возможности производить какие-либо перепланировки, реконструкцию, оборудовать недостающее количество комнат и площадей для приведения в соответствие с СП 308. Мероприятия по реконструкции и строительству здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в Федеральную целевую программу, отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИЦ-1, которое не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений.

Следовательно, используемое помещение не может быть приведено в указанной части в состояние, соответствующее требованиям СП 308.1325800.2017, в силу объективных препятствий. В связи с изложенным избранный прокурором способ защиты права путем понуждения к реконструкции (ремонту) помещений является ненадлежащим.

Таким образом, оснований для возложения обязанности по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, не имелось, поэтому в удовлетворении иска прокурора судом первой инстанции отказано правомерно.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционное представление прокурора не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Соликамского городского суда Пермского края от 09.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись

33-11294/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Усольская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Соликамский городской прокурор
Ответчики
АО "Соликамскбумпром"
Другие
Черенкова Наталья Васильевна
ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю
Воложанинов Павел Валерьевич
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГУФСИН России по Пермскому краю
ФСИН России
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Букатина Юлия Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.08.2024Передача дела судье
24.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024Передано в экспедицию
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее