ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-1279/2021 (№ 33-4201/2022)
6 апреля 2022 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Набиева Р.Р.,
судей Гафаровой Л.Ф., Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Власове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хорева Д.В. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 января 2022 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хорев Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Павловой Т.П., в котором с учетом последующего уточнения просил признать недействительными завещание адрес0 от 21.03.2014 г., составленное Хоревом П.И. и удостоверенное нотариусом Петровой И.Н., зарегистрированное в реестре за №..., доверенность от 26 июня 2018 года, выданную умершим Хоревым П.И. Требования обоснованы тем, что 15 мая 2020 г. умер дедушка истца Хорев П.И., который при жизни оставил завещание от 21 марта 2014 г., которым завещал сестре Павловой Т.П. всю принадлежащую ему на праве собственности долю квартиры по адресу: адрес24. В рамках рассмотрения иска Павловой Т.П. к Хореву Д.В. о признании договора дарения от 10 апреля 2020 г. недействительным, признании права собственности не возникшим, истцу стало известно о наличии указанного завещания. Кроме того, в рамках указанного дела заключение судебной экспертизы от 2 апреля 2020 года №... установлено, что на 10 апреля 2020 г. Хорев П.И. имел изменения психической деятельности, которые были значительно выражены и нарушали его критические и прогностические способности, он не был способен к самостоятельному принятию решений, произвольному поведению, реализации своих решений и не мог понимать юридические особенности сделки и прогнозировать её последствия. В связи с чем на момент подписания договора дарения от 10 апреля 2020 г. Хореев П.И. не мог понимать значение своих действий и руководить ими. В связи с чем, истец, считает, что уже в 2014 году Хорев П.И. страдал старческими расстройствами и не осознавал значимость и юридические последствия своих действий, а потому завещание и доверенность являются недействительными.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 января 2022 г. постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Хорев Д.В. к Павлова Т.П. о признании недействительными завещания адрес0 от 21 марта 2014 года и доверенности от 26 июня 2018 года, выданной Хоревом П.И. отказать».
В апелляционной жалобе Хорева Д.В. ставится вопрос об отмене решения суда его незаконности и необоснованности. Требования мотивированы тем, что суд и эксперт не учли наличие на момент совершения завещания и доверенности у Хоревом П.И. признаков психического расстройства с изменением психический функций; при этом эксперты при даче заключений по делу не учли показания свидетеля Крупина В.Ю., Хоревой Л.Д., Алеманова А.С., Алемановой Е.Б., Дунюшкиной Н.Н., Хоревой Е.В.; в связи с чем имелись основания для назначения проведения повторной экспертизы, в удовлетворении которого судом необоснованно отказано.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца Ибрагимову К.В., поддержавшую жалобу, ответчика Павлову Т.П. и ее представителя Куракова Д.В., просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 марта 2014 года Хоревым П.И. составлено нотариально удостоверенное завещание, согласно которому он принадлежащую ему на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: адрес завещал Павловой Т.П.
дата Хорев П.И. выдал Павловой Т.П. доверенность по вкладу/счету в ПАО «Сбребанк» №...
Согласно заявлению Хорева П.И. от дата в адрес ПАО «Сбербанк России» настоящим заявлением Хорев П.И. уведомил об отмене доверенности, оформленной ПАО Сбербанк дата по вкладу/счету № №... на Павлова Т.П.
дата Хорев П.И. умер.
Заключением комиссии судебно-психиатрических экспертов №... от 16.11.2021 г., проведенной по настоящему делу, установлено, что Хорев П.И. на дату оформления завещания от 21 марта 2014 г. и на дату оформления доверенности от 26.06.2018 г. обнаруживал признаки Органического психического расстройства с изменением психических функций. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о возрасте подэкспертного, наличии у него цереброваскулярного заболевания, связанного с атеросклеротическим поражением сосудов головного мозга, многолетнем течении имеющихся у него других заболеваний (ишемической болезни сердца, хронической сердечной недостаточности, гипертонической болезни), диагностировании у него хронической ишемии головного мозга, вестибулоатаксического синдрома, отмечавшихся у него слабости, головных болей, головокружений, шума в ушах, что в целом сопровождалось изменением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Однако уточнить степень изменения психических функций и эмоционально-волевых нарушений у Хорева П.И., его критические и прогностические способности, и решить вопрос о возможности понимать значение своих действий и руководить ими на дату оформления завещания от 21 марта 2014 г. и на дату оформления доверенности от 26.06.2018 г., не представляется возможным, в виду отсутствия свидетельских показаний и описания его психического состояния в медицинской документации на интересующие суд периоды времени.
Допросив в судебном заседании свидетелей Хорева Л.Д., Алеманов А.С., Алеманова Е.Б., Дунюшкина Н.Н., Хорева Е.В., Крупина В.Ю., Зиянгирова Г.М., определением суда от 9 декабря 2021 г. по делу назначено проведение дополнительной судебной экспертизы.
Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы (комиссии судебно-психиатрических экспертов) № 1280 от 22.12.2021 г., Хорев П.И. на дату оформления завещания от 21 марта 2014 г. и на дату оформления доверенности от 26.06.2018 г. обнаруживал признаки органического психического расстройства с изменением психических функций. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о возрасте подэкспертного, наличии у него цереброваскулярного заболевания, связанного с атеросклеротическим поражением сосудов головного мозга, многолетнем течении имеющихся у него других заболеваний (ишемической болезни сердца, хронической сердечной недостаточности, гипертонической болезни), диагностировании у него хронической ишемии головного мозга, вестибулоатаксического синдрома, отмечавшихся у него слабости, головных болей, головокружений, шума в ушах, что в целом сопровождалось изменением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Однако уточнить степень изменения психических функций и эмоционально-волевых нарушений у Хорева П.И., его критические и прогностические способности, и решить вопрос о возможности понимать значение своих действий и руководить ими на дату оформления завещания от 21 марта 2014 г. и на дату оформления доверенности от 26.06.2018 г., не представляется возможным, в виду недостаточной информативности свидетельских показаний и отсутствия описания его психического состояния в медицинской документации на интересующие суд периоды времени.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Хорева Д.В., суд первой инстанции приняв во внимание положения ст. 168, 177, 1118, 1125, 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в момент совершения завещания и доверенности Хорев П.И. не мог понимать значение и характер своих действий и руководить ими, а также доказательств, свидетельствующих о совершении завещания и доверенности под влиянием заблуждения либо обмана или несоответствия закону. Указав, что в медицинских документациях Хорева П.И. отсутствуют клинически объективные данные о состоянии его психического здоровья в период составления и подписания завещания от 21 марта 2014 г. и на дату оформления доверенности от 26 июня 2018 г. Из текста самого завещания следует, что нотариус проверила его дееспособность, разъясняла положения ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации, Хорев П.И. перед подписанием прочитал завещание и подписал, что является выражением его воли, а комиссия экспертов пришла к выводу о невозможности уточнения степени изменения психических функций и выраженности эмоционально-волевых нарушений на 21 марта 2014 г., 26 июня 2018 г., о невозможности определить – мог ли Хорев П.И. понимать значение своих действий или руководить ими.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку представленные суду доказательства как в отдельности, так и в своей совокупности, не подтверждают доводы иска о том, что на момент совершения оспариваемого завещания и доверенности, Хорев П.И. находился в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, а наоборот свидетельствуют о том, что его воля на совершение сделок была свободна и полностью соответствовала действительному волеизъявлению указанного лица, что свидетельствует подписания им указанных завещания и доверенности. Нарушений требований закона к составлению и удостоверению завещания допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы Хорева Д.В. о том, что суд и эксперт не учли наличие на момент совершения завещания и доверенности у Хорева П.И. признаков психического расстройства с изменением психический функций; при этом эксперты при даче заключений по делу не учли показания свидетеля Крупина В.Ю., Хоревой Л.Д., Алеманова А.С., Алемановой Е.Б., Дунюшкиной Н.Н., Хоревой Е.В., в связи с чем имелись основания для назначения проведения повторной экспертизы, в удовлетворении которого судом необоснованно отказано, являются несостоятельными и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку указанные доводы основаны на субъективной оценке истцом экспертного заключения и показаний допрошенных свидетелей. При этом экспертным заключением не дан категоричный ответ о наличии оснований для суждения о том, что на момент совершения завещания и доверенности, с учетом выявленных заболеваний, состояния здоровья, Хорев П.И. не понимал значение своих действий и не мог руководить ими. При этом установление состояние Хорева П.И. на момент совершения иного договора, в ходе другого судебного разбирательства, не свидетельствует о наличии оснований для признания недействительными завещания от 21 марта 2014 г. и доверенности от 26 июня 2018 г.
Доводы апеллянта о том, что при даче заключения по делу не были учтены показания допрошенных свидетелей Крупина В.Ю., Хоревой Л.Д., Алеманова А.С., Алемановой Е.Б., Дунюшкиной Н.Н., Хоревой Е.В., также несостоятельны, поскольку согласно тексту заключения дополнительной судебной экспертизы показания указанных лиц учтены экспертами при подгото░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░. 18-19 ░░░ № 2).
░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 307 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░. 81, 84, 86, 87 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 87 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 194-196 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.