УИД № 23RS0044-01-2024-000887-91
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
22 мая 2024 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Поповой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании оказать государственную услугу и вынести постановление о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Баланёв Е.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район, в котором просит признать незаконным решение последней № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: №, на праве аренды на 36 месяцев, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Обязать администрацию муниципального образования Северский район оказать государственную услугу по его заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ и вынести постановление о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка с целью ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: №, на праве аренды на 36 месяцев, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им посредством портала «госуслуги» в адрес администрации муниципального образования Северский район было подано заявление № о предоставлении государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» с целью ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: №, на праве аренды на 36 месяцев, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: ведение огородничества, с приложенной схемой КПТ.
В отношении поданного заявления ответчик принял решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующему основанию: «Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования испрашиваемого земельного участка».
С данным отказом он не согласен, так как указанное выше решение ответчика, по мнению истца, было вынесено с нарушением требований законодательства РФ по следующим основаниям. В силу действующего законодательства РФ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории ст. Новодмитриевской осуществляется администрацией муниципального образования Северский район. Ответчик ссылается на то, что согласно Правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения, планируемый к образованию земельный участок расположен в зоне Ж-3, в которой отсутствует вид разрешённого использования «ведение огородничества». В досудебном обращении к ответчику, с запросом предоставить номер решения Совета муниципального образования Северский район о внесении изменений, ответа не поступило, иного способа, как обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, у него нет.
Согласно Генеральному плану Новодмитриевского сельского поселения зона выделена для личных подсобных хозяйств и решению Совета муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Овнесении изменений в решение Совета муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района», статья 36 п. 3.1 в зоне Ж-3, в основных видах разрешённого использования земельных участков, устанавливается ведение огородничества.
В связи с вышеизложенным, истец считает отказ ответчика в предоставлении государственной услуги не обоснованным, не доказанным и подлежащим отмене. Поскольку им выполнены необходимые действия, предусмотренные действовавшим законодательством, а ответчик незаконно лишает возможности реализовать своё право в получении земельного участка в аренду без проведения торгов, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Определением судьи Северского районного суда от 28 марта 2024 года (л.д. 47-50), ходатайство представителя административного ответчика администрации муниципального образования Северский район ФИО1, удовлетворено и перешли к рассмотрению административного дела в порядке гражданского судопроизводства.
В судебное заседание истец Баланёв Е.Ю. не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. От него посредством сети Интернет в адрес суда поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца от 15.05.2024г. (л.д. 66), в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Северский район в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. От представителя ответчика администрации муниципального образования Северский район ФИО1 в адрес суда поступило возражение на административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления (л.д. 41-46), в котором она просит в удовлетворении административных исковых требований БаланёваЕ.Ю. к администрации об оспаривании решения органов местного самоуправления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду отказать.
В обоснование возражения на административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления указано, что истец желает образовать земельный участок в границах населённых пунктов в целях ведения огородничества. Администрация, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка указала, что в соответствии с генеральным планом Новодмитриевского сельского поселения Северского района спорный земельный участок расположен в границах населённого пункта, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района, утверждёнными решением Совета муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне - зоне жилой застройки с развитыми хозяйствами (Ж-3), в котором отсутствует основной вид разрешённого использования земельного участка - ведение огородничества. В рассматриваемом случае порядок, предусмотренный статьёй 39 ГрК РФ не соблюдён. Образование земельного участка с условно разрешённым видом использования земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории законодательством не предусмотрено. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района, в территориальной зоне - зоне жилой застройки с развитыми хозяйствами (Ж-3), в котором отсутствует основной вид разрешённого использования земельного участка - ведение огородничества, образовать земельный участок с данным видом не представляется возможным. Кроме того, в свою очередь, ЗК РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства установлена положениями статей 39.1, 39.6, 39.7, 39.8, 39.12, 39.13 ЗК РФ и её соблюдение необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности предоставления таких земельных участков. Вид разрешённого использования «огородничество» («под огород») не предполагает возможность размещения объектов капитального строительства, при том, что виды разрешённого использования территориальной зоны (Ж-3) допускают размещение, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. При указанных обстоятельствах у администрации отсутствуют правовые основания для образования спорного земельного участка с видом разрешённого использования «ведение огородничества» и предоставление его в аренду без проведения торгов. Кроме того, заявленный административным истцом в рамках настоящего спора способ устранения нарушения его прав и законных интересов не соответствует требованиям законодательства, поскольку предполагает безусловную обязанность администрации вынести постановление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Вто же время при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав суд не должен подменять уполномоченный орган, обязывая совершить администрацию определённые действия. Таким образом, по мнению представителя ответчика, при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав Баланёва Е.Ю. суд не должен подменять уполномоченный орган, в данном случае администрацию.
При таких обстоятельствах, суд признаёт извещение не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, и полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие указанных лиц.
Изучив исковое заявление, учитывая мнения истца Баланёва Е.Ю., изложенное в письменном ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие истца от 15.05.2024г., представителя ответчика администрации муниципального образования Северский район ФИО1, изложенное в возражении на административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать по следующим основаниям:
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Из ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации следует, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В статье 9 Конституции Российской Федерации указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Как указано в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Из положений ст. 18 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В частях 1-3 статьи 35 Конституции Российской Федерации указано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как указано в ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В статье 132 Конституции Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Как указано в пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Баланёв Е.Ю. обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, категория земель - земли населённых пунктов, в аренду сроком на 3 года, с целью ведения огородничества, без проведения торгов (л.д. 13-15).
Решением заместителя начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Северский район ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 10-11), Баланёву Е.Ю. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине того, что разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования испрашиваемого земельного участка.
В данном решении также указано, что согласно Правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения, планируемый к образованию земельный участок расположен в зоне Ж-3 (застройки с развитыми подсобными хозяйствами), в которой отсутствует вид разрешённого использования «ведение огородничества».
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1)подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "Огосударственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7)заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в п.п. 7, 8 и 17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Как установлено судом, в соответствии с генеральным планом Новодмитриевского сельского поселения Северского района, спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, расположен в границах населённого пункта.
Как усматривается из Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района, утверждённых решением Совета муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, расположен в территориальной зоне - зоне жилой застройки с развитыми хозяйствами (Ж-3), в которой отсутствует основной вид разрешённого использования земельного участка - ведение огородничества.
В силу пп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимаетрешениеоб отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как указано в п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) землисельскохозяйственного назначения; 2) землинаселенных пунктов; 3)землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемыхтерриторий и объектов; 5) землилесного фонда; 6) земливодного фонда; 7) землизапаса. Земли, указанные впункте 1настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с п.п. 1-5 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3)производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5)рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зонывидомразрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Вслучаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно ч.ч. 1-4 и 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренномстатьей 39настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Как указано в п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федеральногозаконаот 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Обэлектронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).
В рассматриваемом случае данный порядок, предусмотренный ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, истцом Баланёвым Е.Ю. не соблюдён.
Действующим законодательством РФ не предусмотрено образование земельного участка с условно разрешённым видом использования земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, указанные нормативно-правовые акты, а также Правила землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района, суд приходит к выводу, что в территориальной зоне - зоне жилой застройки с развитыми хозяйствами (Ж-3), в которой отсутствует основной вид разрешённого использования земельного участка - ведение огородничества, образовать земельный участок с данным видом не представляется возможным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение заместителя начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Северский район ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 10-11), соответствует указанным нормативным правовым актам, а также не нарушает права, свободы и законные интересы истца.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании решения заместителя начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Северский район ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, незаконным.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд не вправе предрешать существо решения органа, наделённого отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которое должно быть принято, что подменяет его компетенцию при исполнении им, предусмотренных законодательством, полномочий.
Данная норма применяется судом по аналогии права.
Таким образом, в удовлетворении остальной части исковых требований Баланёва Е.Ю. об обязании оказать государственную услугу и вынести постановление о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, также следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 67, 167, 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО7 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании оказать государственную услугу и вынести постановление о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 27 мая 2024 года.
Председательствующий: А.С. Мальцев