УИД: 54RS0023-01-2022-000065-50
Дело № 12-25/2022
РЕШЕНИЕ
01 апреля 2022 года р.п. Коченево
Судья Коченевского районного суда Новосибирской области Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника территориального отдела «Новосибирский» филиал «Центральный» Федерального государственного автономного учреждения « Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс») ФИО1 на постановление заместителя государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Юридическое лицо Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей,
установил:
Постановлением заместителя государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, начальник территориального отдела «Новосибирский» филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО1 обратилась в Коченевский районный суд Новосибирской области с жалобой на данное постановление. В обоснование своей жалобы ФИО1 указала, что по результатам акта внеплановой выездной проверки, которая проводилась заместителем главного государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов по пожарному надзору ФИО в рамках федерального государственного пожарного надзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., в отношении общежития, расположенного по адресу: <адрес>, было выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №, соответствии с которым нижеперечисленные нарушения следует устранить в срок до 1 ноября 2022 года. В результате внеплановой выездной проверки к проведению таковой не привлекались не специалисты и эксперты, не истребовались и не запрашивались письменные объяснения и инструментальное обследование, не проводился опрос. Не смотря на то, что срок для устранения недостатков не истёк согласно предписания - 1 ноября 2022 года, учитывая незначительное по продолжительности время несения бремени содержания имущества на праве оперативного управления (с 09 февраля 2021 года), считают, что основание для привлечения Учреждения к административной ответственности в виде штрафа неправомерным и преждевременным.
Представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО2 в судебном заседании поддержала жалобу и доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме, просила жалобу удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав ФИО2, судья считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, что следует из ст. 1 Закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Так, в соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности здания, помещений, территории общежития ФГАУ « Центральное правление жилищно - социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- отсутствует дублирование сигналов о возникновении пожара из зданий классов функциональной пожарной безопасности Ф1.2( общежития) на пульт подразделения пожарной охраны ч.7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в здании общежития отсутствуют первичные средства пожаротушения, п.397 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации в здании общежития, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ « Технический регламент о требования пожарной безопасности» СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности от 01.03.2021 п.8.2 табл.1;
- отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещении общежития, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности п.4 табл.2;
- не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и с утоплением в притворах в правом крыле здания общежития выходов из 1,2,3 и 4 этажей на лестничных клетках, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ « Технический регламент о требования пожарной безопасности» п.4.4.6 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
- отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и с утоплением в притворах в левом крыле здания общежития выходов из 1,2,3 и 4 этажей на лестничных клетках, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ « Технический регламент о требования пожарной безопасности» п.4.4.6 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
-пожарные шкафы расположенные на 1,2,3 и 4 этажах выполнены горючим материалом (деревянные) ч.4 ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами п. 50 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479;
- на первом этаже левого крыла устроена перегородка, выполненная горючими материалами ( ДВП), снижающая степень огнестойкости помещения, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности п.4.1.2 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
- в отношении общежития не разработаны, не утверждены инструкции о мерах противопожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом 18ППР в РФ, п.2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- на 1,2,3 и 4 этажах отсутствуют планы эвакуации на случай пожара, п.84 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Данные нарушения подтверждены Актом внеплановой, выездной проверки, а так же протоколом об административном правонарушении № 123 от 20.12.2021
Согласно предписания ФГАУ «Росжилкомплекс» установлен срок для устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2022.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области № ФГАУ «Росжилкомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Назначено наказание не за неисполнение предписания, а по результатам выявленных фактов нарушений.
Таким образом, событие, состав административного правонарушения, вина юридического лица – ФГАУ «Росжилкомплекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нашли в суде свое полное подтверждение, поскольку, подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Вина ФГАУ «Росжилкомплекс» в совершении указанного правонарушения подтверждается исследованными материалами дела, в том числе:
- решением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> Проверка проводится в рамках Федерального государственного пожарного надзора, ФРГУ №.
- актом внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проверка проведена в рамках федерального государственного пожарного надзора ФРГУ №, в связи с наличием сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценности указанных в мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом к проведению выездной проверки не были привлечены специалисты и эксперты;
- предписанием № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, с требованием устранения перечисленных в акте проверки нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом осмотра производственных объектов, помещений, территорий и иных объектов, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого присутствовал представитель контролируемого лица ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО3, при этом ФИО3 каких либо замечаний, дополнений, возражений и объяснений не указала.
Таким образом, результаты проверки послужили основанием для составления в отношении юридического лица ФГАУ «Росжилкомплекс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, заместителем государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору ФИО, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В здании общежития квартирного типа, расположенного по адресу: <адрес> юридическое лицо совершило нарушение требований пожарной безопасности, установленных в частности, Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ; СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования противопожарной безопасности; Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены материалами дела. Материалы дела оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что задачей проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом, в связи с чем, в отношении него было правомерно возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку он допустил нарушение требований пунктов 23, 42, 61, 63, 144, 349, 474, 482 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 "О противопожарном режиме", а также допустил нарушение СП 486.1311500.2020, СП3.13130.2009, СП 1.13130.2020. При этом высокий износ зданий и сооружений не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности либо снижения размера административного наказания.
Вопреки доводам жалобы, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Доказательства, собранные по делу, соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому являются допустимыми доказательствами
В ходе рассмотрения дела государственным инспектором Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору были полно, всесторонне, объективно исследованы, проанализированы и с учетом данных доказательств было принято постановление о виновности юридического лица - ФГАУ «Росжилкомплекс».
Оценив исследованные доказательства, суд находит доводы представителя юридического лица, изложенные в жалобе, не основанными на законе.
Нарушений норм материального и процессуального права при производстве дела не выявлено.
При назначении наказания были правильно учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, наказание назначено минимальное, которое предусмотрено санкцией данной статьи и в соответствии с требованиями закона, в том числе и с целями административного наказания за совершенное правонарушение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя государственного инспектора Коченевского и Чулымского районов Новосибирской области по пожарному надзору ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей - оставить без изменения, а жалобу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья: Е.Ю. Мирончик