КОПИЯ Мотивированное решение суда составлено 22 апреля 2021 года
Дело №/А-169/2021
УИД 60RS0№-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Тимаевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Фидусовой Д.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Себежского района Псковской области Гончаровой Н.О., представителя административного истца - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области Долгих К.Ю., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
административного ответчика Баранова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области к осужденному Баранову Александру Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Псковской области, гражданину Российской Федерации об установлении административного надзора и административных ограничений,
установил:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области полковник внутренней службы Иванов В.А., обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Баранова А.В. сроком на 3 года с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут, запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в розлив.
В обоснование иска указано, что Баранов А.В. осужден по приговору Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 318 УК РФ в соответствии со ст. 73 УК РФ в виде 2 (двух) лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 (два) года. Постановлением Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ условное осуждение отменено и Баранову А.В. назначено наказание в виде 2-х лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Псковского районного суда Псковской области от 18 января 2021 г. Баранов А.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ Конец срока ДД.ММ.ГГГГ Решением Себежского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Баранова А.В. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями.
За период отбывания наказания характеризуется следующим образом. С ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в колонии строгого режима ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области. Содержался в обычных условиях отбывания наказания. Был трудоустроен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом. К труду относился добросовестно. С ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание на участке колонии-поселение. Вину по приговору суда признал полностью, в содеянном раскаивается. Исполнительных документов в исправительном учреждении не имеет. Принимает участие в работах по благоустройству территории исправительного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен подсобным рабочим участка погрузочно-разгрузочных работ. Имеет средне-специальное образование по специальности «машинист (кочегар) котельной». За весь период отбывания наказания допустил 2 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что были наложены дисциплинарные взыскания в виде 2-х устных выговоров. В настоящее время действующих взысканий не имеет. Имеет 2 поощрения. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался. На профилактическом учете не состоит. Принимает участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. На мероприятия воспитательного характера реагирует правильно, делает для себя положительные выводы. Поддерживает прочные социальные связи с близкими родственниками.
Административный истец ссылается на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора...», в соответствии с которым п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области полностью поддержал административное исковое заявление администрации учреждения по изложенным основаниям.
Административный ответчик Баранов А.В. в судебном заседании не согласился с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений.
Прокурор полагал, что требования административного истца подлежат удовлетворению в части, без установления административного ограничения запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут, поскольку оно не мотивировано. Полагал возможным установить дополнительное ограничение в виде запрета выезда с территории района, выбранного местом жительства, пребывания или фактического нахождения.
Проверив представленные суду материалы, выслушав участников судебного процесса, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ст. 2 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Судом установлено, что решением Себежского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ Баранову А.В. установлен административный надзор на срок 3 (три) года на основании п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ по приговору Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он был осужден к 4-м (четырем) месяцам лишения свободы, за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, на срок погашения судимости. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Баранов А.В. осужден по приговору Бежаницкого районного суда Псковской области по ч. 1 ст. 318 УК РФ, в соответствии со ст. 73 УК РФ в виде 2 (двух) лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 (два) года.
Постановлением Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ условное осуждение Баранову А.В. по приговору Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено и назначено наказание в виде 2-х лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
18 января 2021 г. постановлением Псковского районного суда Псковской Баранов А.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.
Таким образом, находясь под административным надзором, Баранов А.В. совершил умышленное преступление, за которые был осужден к лишению свободы, следовательно, он имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, в связи с чем, имеется предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ основание для установления в отношении него административного надзора.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ, относится к категории преступлений средней тяжести.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 указанного Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить в отношении Баранова А.В. административный надзор на основании п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ, как в отношении лица, совершившего в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В силу ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно ч. 8 ст. 273 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд и т.п.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершённых Барановым А.В. преступлений, характеризующие данные осужденного, его склонность к совершению общественно опасных деяний, поведение за весь период отбывания наказания, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить в отношении него административные ограничения, предусмотренные пп. 1, 5 части 1 ст. 4 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в виде: запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив; обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом установление административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, является обязательным.
С учетом данных о личности осужденного, совершения преступления в период административного надзора, суд полагает целесообразным обязать Баранова А.В. являться на регистрацию один раз в месяц.
Установление административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив, по убеждению суда, является необходимым, поскольку как следует из приговора Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК РФ, было совершено Барановым А.В. в состоянии алкогольного опьянения, следовательно, он нуждается в дополнительном контроле.
Что касается вопроса об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток, суд полагает, что административным истцом не приведено достаточных обоснований, учитывая, что согласно приговора суда административный ответчик совершил преступление, за которое отбывает наказание в виде лишения свободы, в вечернее время суток.
В соответствии со статьей 2 Закона N 64-ФЗ задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Соответствие норм данного Закона Конституции Российской Федерации являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в рамках нормоконтроля (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 597-0-0; от ДД.ММ.ГГГГ N 1739-0; от ДД.ММ.ГГГГ N 1740-0; от ДД.ММ.ГГГГ N 1741-0; от ДД.ММ.ГГГГ N2064-0).
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Тем самым положение пункта 3 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, закрепляющее возможность установления административного ограничения, не может рассматриваться как нарушающее права административного ответчика.
Кроме того, на основании статьи 10 Закона N 64-ФЗ Баранов А.В. как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением, как о досрочном прекращении административного надзора, так и о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 272, 273, 298 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области к Баранову Александру Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить в отношении Баранова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Псковской области, административный надзор на срок погашения судимости по приговору Бежаницкого районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Баранову Александру Владимировичу административные ограничения в виде:
обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации;
запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив.
В остальной части заявленных административных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд Псковской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья подпись
Копия верна. Судья А.С. Тимаева