Решение по делу № 2-89/2024 от 20.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2024 года                                                                           г.Венев

Веневский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Зайцевой М.С.,

при секретаре Бочарниковой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/2024 по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Старикову В.В. об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о ветеринарии, провести мероприятия по ремонту помещений приюта и установления норм содержания животных в них, устранить нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными в приюте для бездомных животных и при эксплуатации крематория для животных, подать заявку на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Старикову В.В. об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о ветеринарии, провести мероприятия по ремонту помещений приюта и установления норм содержания животных в них, устранить нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными в приюте для бездомных животных и при эксплуатации крематория для животных, подать заявку на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что Тульской природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом ветеринарии по Тульской области, ОНД и ПР по Веневскому району ГУ МЧС России по Тульской области по согласованию с прокуратурой Тульской области, на основании информации в средствах массовой информации и обращений граждан проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства, законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными индивидуального предпринимателя.

Выходом на место 21 ноября 2023 года природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов установлено, что в приюте содержится 76 собак по 1-2 собаке в вольере. Площадь вольеров составляет 6 квадратных метров. Всего вольеров 48.

При въезде (выезде) на территорию приюта отсутствует дезинфекционный барьер.

Двухкомнатное помещение для проведения операций (стационар) не оборудовано централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной). Отсутствует оборудованное помещение для хранения лекарственных препаратов.

Вход не оснащен дезковриками. Отсутствуют изолированные клетки/отсеки для содержания животных после операций.

Отсутствует административно-хозяйственная зона с сооружениями для хранения инвентаря и кормов.

Считает, что ИП Стариков В.В. при осуществлении деятельности по обращению с животными в организованном им приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес>, не соблюдает в полном объеме требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

В нарушение действующих норм руководителем организации (индивидуальным предпринимателем Стариковым В.В.) не пройдено обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

Проверкой установлено, что на объекте защиты в отношении здания операционной для животных и здания крематория для животных не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности; ИП Стариковым В.В. в нарушение действующих требований не заведен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в который должна вносится информация по учету наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей. Здание операционной для животных и здания крематория для животных не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно установленных норм (не менее 2-х ручных огнетушителей); ИП Стариковым В.В. не проведено огнезащитное покрытие деревянных конструкций (стропил и обрешетки) здания операционной для животных с последующей проверкой состояния огнезащитного покрытия с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия; здания операционной для животных и крематория для животных не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; отопительная печь, расположенная в здании крематория для животных, эксплуатируется без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, не проведена очистка дымохода отопительной печи, работающей на твердом топливе, установленной в здании крематория для животных. Допущена эксплуатация отопительной печи, установленной в здании крематория для животных, без предтопочного листа, изготовленного из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра; в здании крематория для животных допущено хранение газового баллона; установлены нарушения ИП Стариковым В.В. законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации крематория для сжигания животных; для кремации животных ИП Стариков В.В. осуществляет эксплуатацию крематория, расположенного вблизи д. Лукошкино.

Проверка показала, что в нарушение требований закона ИП Стариков В.В. не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных, с заявкой о постановке на учет крематория, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ИП Стариков В.В. не обращался.

В связи с выявленными нарушениями, Тульским природоохранным прокурором 07 декабря 2023 года в отношении ИП Старикова В.В. вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.46, ст.8.54, ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по подведомственности. По результатам рассмотрения постановлений ИП Стариков В.В. привлечен к административной ответственности в виде предупреждения и штрафов на общую сумму 45000 рублей.

Деятельность ИП Старикова В.В. по обращению с животными в организованном им приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес>, с нарушением вышеуказанных норм закона, по мнению истца, приводит к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать ИП Старикова В.В., владельца приюта для бездомных животных, расположенного по адресу: <адрес>, устранить в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения законодательства о ветеринарии, провести мероприятия по ремонту помещений приюта в строгом соответствии с требованиями Порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 30.12.2019 № 697, а именно:

- въезд (выезд) на территорию приюта для животных оснастить дезинфекционным барьером;

- вход (выход) на территорию приюта для животных осуществлять через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами;

- оборудовать помещения приюта для животных централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной);

- ветеринарный пункт расположить в отдельном помещении. Вход (выход) в ветеринарный пункт осуществлять через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Ветеринарный пункт обеспечить необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, используемых для осуществления ветеринарных мероприятий.

- оборудовать карантинное помещение изолированными отсеками либо клетками, площадь изолированных отсеков для содержания крупных собак весом свыше 22,5 кг должна быть не менее 2,2 кв.м, для средних собак весом 16 - 22,5 кг - не менее 1,8 кв.м, для небольших и мелких собак весом менее 16 кг - не менее 1,1 кв.м, исключающих наличие физического контакта между животными. Вход (выход) в карантинное помещение осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами;

- стационар расположить в отдельном отапливаемом помещении;

- все полы в помещениях для содержания животных отделать твердой и гладкой поверхностью, устойчивой к мытью водой и обработке дезинфицирующими средствами, с наклоном в сторону стока. Стены и потолки в помещениях для содержания животных отделать покрытием, позволяющим проводить регулярную уборку и дезинфекцию;

-устранить в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными в приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес>, а также при эксплуатации крематория для животных, расположенного вблизи д. Лукошкино:

- пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности;

- на объекте защиты в отношении здания операционной для животных и здания крематория для животных разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ;

- завести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в который должна информация по учету наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

- здание операционной для животных и здания крематория для животных обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм положенности (не менее 2 ручных огнетушителей);

- провести огнезащитное покрытие деревянных конструкций (стропил и обрешетки) здания операционной для животных с последующей проверкой состояния огнезащитного покрытия с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия;

- здание операционной для животных оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;

- здание крематория для животных оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;

- отопительная печь, расположенная в здание крематория для животных эксплуатировать с противопожарными разделками (отступками) от конструкций из горючих материалов;

- провести очистку дымохода отопительной печи, работающей на твердом топливе, установленной в здании крематория для животных;

- не допускать эксплуатацию отопительной печи установленной в здании крематория для животных без предтопочного листа, изготовленного из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра;

- исключить хранение в здании крематория для животных газового баллона.

-обязать ИП Старикова В.В. в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу подать заявку на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных, расположенного вблизи д. Лукошкино.

Представитель истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности Сальникова И.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Стариков В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Подтвердил, что к нему приезжала проверка, и были установлены нарушения по содержанию приюта, которые он обязуется выполнить в короткие сроки.

Представители третьих лиц Комитета ветеринарии Тульской области и ОНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежаще, согласно письменным заявлениям просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Стариков В.В. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным 04.10.2018 (ОГРНИП 318715400070202). Основным видом деятельности является ветеринарная деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 23.01.2024.

Тульской природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом ветеринарии по Тульской области, ОНД и ПР по Веневскому району ГУ МЧС России по Тульской области по согласованию с прокуратурой Тульской области, на основании информации в средствах массовой информации и обращений граждан проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства, законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными ИП Стариков В.В. (ИНН 331903679304, основной вид деятельности – деятельность ветеринарная) по адресу: <адрес>.

Статьей 10 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ предусмотрено, что граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 16 пункта 7 Федерального Закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:

1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;

2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных без владельцев;

4) содержать поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;

5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных без владельцев;

7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи сведения о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.

В соответствии с п. 6 Порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 30.12.2019 № 697, приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Не допускается размещение приютов для животных в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также квартирах. Приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 100 метров. Территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра. По периметру забора размещаются зеленые насаждения. Въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционный барьер. Вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Территория приюта для животных должна быть разделена на следующие зоны:

производственную, включающую в себя помещения для длительного содержания животных и площадки для выгула животных;

административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, подсобные помещения, кормокухню (в случае кормления животных не готовыми кормами для животных) и склад для хранения кормов для животных;

временного содержания животных, включающую в себя карантинное помещение, ветеринарный пункт, стационар;

хранения отходов содержания животных.

Помещения приюта для животных должны быть оборудованы централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной).

Собаки и кошки должны содержаться раздельно. Запрещается совместное содержание разнополых половозрелых нестерилизованных животных.

На основании п. 7 вышеуказанного Порядка ветеринарный пункт располагается в отдельном помещении. Вход (выход) в ветеринарный пункт осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Ветеринарный пункт должен быть обеспечен необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, используемых для осуществления ветеринарных мероприятий. Хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляется в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств. Животные в карантинном помещении должны содержаться в изолированных отсеках либо клетках, исключающих наличие физического контакта между животными. Площадь изолированных отсеков для содержания крупных собак весом свыше 22,5 кг должна быть не менее 2,2 кв. м, для средних собак весом 16 - 22,5 кг - не менее 1,8 кв. м, для небольших и мелких собак весом менее 16 кг - не менее 1,1 кв. м. Площадь изолированных отсеков для содержания кошек должна быть не менее 1 кв. м. Размеры клеток для содержания животных в карантинном помещении аналогичны размерам клеток, используемых в помещениях для длительного содержания животных. Вход (выход) в карантинное помещение осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Стационар располагается в отдельном отапливаемом помещении. Животные в стационаре содержатся в изолированных отсеках либо клетках, исключающих наличие физического контакта между животными. Площадь изолированных отсеков для содержания крупных собак весом свыше 22,5 кг должна быть не менее 2,2 кв. м, для средних собак весом 16 - 22,5 кг - не менее 1,8 кв. м, для небольших и мелких собак весом менее 16 кг - не менее 1,1 кв. м. Площадь изолированных отсеков для содержания кошек должна быть не менее 1 кв. м. Размеры входов в предназначенные для содержания животных помещения приютов для животных и проходов между вольерами, клетками, будками и иными сооружениями должны быть достаточными для прохождения сотрудника с животным или инвентарем. Уборка помещений осуществляется ежедневно. Инвентарь, используемый в определенном помещении, используется исключительно в нем. Все полы в помещениях для содержания животных должны иметь твердую и гладкую поверхность, устойчивую к мытью водой и обработке дезинфицирующими средствами, иметь наклон в сторону стока. Стены и потолки в помещениях для содержания животных должны иметь покрытие, позволяющее проводить регулярную уборку и дезинфекцию.

По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения требований пунктов 6,7 Порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Тульской области»; п. 7 статьи 16 пункта 7 Федерального Закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся в следующем.

Так, выходом на место 21 ноября 2023 года природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов установлено, что в приюте содержится 76 собак по 1-2 собаки в вольере. Площадь вольеров - 6 квадратных метров. Всего вольеров 48.

При въезде (выезде) на территорию приюта отсутствует дезинфекционный барьер.

Двухкомнатное помещение для проведения операций (стационар) не оборудовано централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной). Отсутствует оборудованное помещение для хранения лекарственных препаратов.

Вход не оснащен дезковриками. Отсутствуют изолированные клетки/отсеки для содержания животных после операций.

Отсутствует административно-хозяйственная зона с сооружениями для хранения инвентаря и кормов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ИП Стариков В.В. при осуществлении деятельности по обращению с животными в организованном им приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес>, не соблюдает в полном объеме требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

В ходе проверки установлены также нарушения требований пожарной безопасности.

На основании ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Так, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

На основании пункта 3 Правил противопожарного режима, в РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – правил) лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. б пункта 1 приложения № 3 к Приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" к категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности, осуществляющих трудовую и служебную деятельность в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах (далее - организации) относятся, в том числе, руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение указанных норм руководителем организации индивидуальным предпринимателем Стариковым В.В. не пройдено обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

На основании п.2 Правила в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Проверкой установлено, что на объекте защиты в отношении здания операционной для животных и здания крематория для животных не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII указанных Правил.

На основании п.60 Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ИП Стариковым В.В. в нарушение данных требований не заведен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в который должна вносится информация по учету наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей. Здание операционной для животных и здания крематория для животных не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно установленных норм (не менее 2-х ручных огнетушителей).

В соответствии с п.13 Правил, при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.

При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки, проверка проводится не реже 1 раза в год.

По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.

В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ИП Стариковым В.В. не проведено огнезащитное покрытие деревянных конструкций (стропил и обрешетки) здания операционной для животных с последующей проверкой состояния огнезащитного покрытия с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия.

В нарушение требований таблицы 1 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" №123-ФЗ от 22.07.2008 года п.п. 2 п. 1 ст. 6 Свода Правил 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 здания операционной для животных и крематория для животных не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации.

В нарушение норм, установленных пунктом 77 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 "О противопожарном режиме" отопительная печь, расположенная в здание крематория для животных эксплуатируется без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, не проведена очистка дымохода отопительной печи, работающей на твердом топливе, установленной в здании крематория для животных. Допущена эксплуатация отопительной печи, установленной в здании крематория для животных, без предтопочного листа, изготовленного из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра.

Вопреки положениям пункта 57 Правил противопожарного режима в РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 в здании крематория для животных допущено хранение газового баллона.

Проверкой установлены нарушения ИП Стариковым В.В. законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации крематория для сжигания животных.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Исходя из ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).

В силу ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В ходе проверки установлено и подтверждено в судебном заседании, что для кремации животных ИП Стариков В.В. осуществляет эксплуатацию крематория, расположенного вблизи д. Лукошкино.

Проверка показала, что в нарушение требований закона ИП Стариков В.В. не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных, с заявкой о постановке на учет крематория, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ИП Стариков В.В. не обращался.

В связи с выявленными нарушениями Тульским природоохранным прокурором 07 декабря 2023 г. в отношении ИП Старикова В.В. вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.46, ст.8.54, ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по подведомственности. По результатам рассмотрения постановлений ИП Стариков В.В. привлечен к административной ответственности в виде предупреждения и штрафов на общую сумму 45 000 рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что деятельность ИП Старикова В.В. по обращению с животными в организованном им приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес> с нарушением вышеуказанных норм закона приводит к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Неопределенный круг лиц характеризуют такие признаки как многочисленность группы лиц, которая делает невозможным установление и привлечение в процесс потенциальных истцов; наличие общих вопросов права или факта для группы лиц; тождество предмета и основания иска; наличие общего ответчика и способа защиты права в суде; защита публичного (общественного) интереса как группового без индивидуализации материально-правовых требований для каждого; допустимость защиты определенно многочисленной группы без соучастия.

Население муниципального образования Веневский район обладает вышеперечисленными признаками, следовательно, они подпадают под определение неопределенного круга лиц.

Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов, в данном случае граждан, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования.

Ст.12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая изложенное, суд считает требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Старикову В.В. об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о ветеринарии, провести мероприятия по ремонту помещений приюта и установления норм содержания животных в них, устранить нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными в приюте для бездомных животных и при эксплуатации крематория для животных, подать заявку на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании абз.8 ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).

Поскольку Тульский природоохранный прокурор в силу ст. 333.36. Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то суд считает, что в бюджет муниципального образования Веневский район подлежит взысканию государственная пошлина с ИП Стариков В.В. в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Индивидуального предпринимателя Старикова В.В., владельца приюта для бездомных животных, расположенного по адресу: <адрес>, устранить в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения законодательства о ветеринарии, провести мероприятия по ремонту помещений приюта в строгом соответствии с требованиями Порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 30.12.2019 № 697, а именно:

- въезд (выезд) на территорию приюта для животных оснастить дезинфекционным барьером;

- вход (выход) на территорию приюта для животных осуществлять через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами;

- оборудовать помещения приюта для животных централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной);

- ветеринарный пункт расположить в отдельном помещении. Вход (выход) в ветеринарный пункт осуществлять через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Ветеринарный пункт обеспечить необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, используемых для осуществления ветеринарных мероприятий.

- оборудовать карантинное помещение изолированными отсеками либо клетками, площадь изолированных отсеков для содержания крупных собак весом свыше 22,5 кг должна быть не менее 2,2 кв. м, для средних собак весом 16 - 22,5 кг - не менее 1,8 кв. м, для небольших и мелких собак весом менее 16 кг - не менее 1,1 кв. м., исключающих наличие физического контакта между животными. Вход (выход) в карантинное помещение осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами;

- стационар расположить в отдельном отапливаемом помещении;

- все полы в помещениях для содержания животных отделать твердой и гладкой поверхностью, устойчивой к мытью водой и обработке дезинфицирующими средствами, с наклоном в сторону стока. Стены и потолки в помещениях для содержания животных отделать покрытием, позволяющим проводить регулярную уборку и дезинфекцию.

Устранить в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по обращению с животными в приюте для бездомных животных, расположенном по адресу: <адрес>, а также при эксплуатации крематория для животных, расположенного вблизи д. Лукошкино:

- пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности;

- на объекте защиты в отношении здания операционной для животных и здания крематория для животных разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ;

- завести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в который должна информация по учету наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

- здание операционной для животных и здания крематория для животных обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм положенности (не менее 2 ручных огнетушителей);

- провести огнезащитное покрытие деревянных конструкций (стропил и обрешетки) здания операционной для животных с последующей проверкой состояния огнезащитного покрытия с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия;

- здание операционной для животных оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;

- здание крематория для животных оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;

- отопительная печь, расположенная в здание крематория для животных эксплуатировать с противопожарными разделками (отступками) от конструкций из горючих материалов;

- провести очистку дымохода отопительной печи, работающей на твердом топливе, установленной в здании крематория для животных;

- не допускать эксплуатацию отопительной печи установленной в здании крематория для животных без предтопочного листа, изготовленного из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра;

- исключить хранение в здании крематория для животных газового баллона.

Обязать ИП Старикова В.В. в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу подать заявку на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – крематория для животных, расположенного вблизи д.Лукошкино.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Старикова В.В., <данные изъяты>, в бюджет муниципального образования Веневский район государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-89/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тульская природоохранная прокуратура
Ответчики
Индивидуальный предприниматель Стариков Василий Валентинович
Другие
отдел НД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области
Комитет Ветеренарии Тульской области
Суд
Веневский районный суд Тульской области
Судья
Зайцева Марина Станиславовна
Дело на сайте суда
venevsky.tula.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.02.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
11.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее