РЈРР”: в„–
Дело № 2-314/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Завитинск 9 ноября 2020 г.
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хробуст Н.О.,
при секретаре Наумовой М.С.,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Р¤РРћ12
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ интересах Корчагина Валерия Рвановича Рє администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ интересах Корчагина Р’.Р. обратился РІ Завитинский районный СЃСѓРґ СЃ указанными исковыми требованиями Рє ответчику, РІ обоснование указав, что РїСЂРё проведении прокуратурой Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области проверки РїРѕ обращению Корчагина Р’.Р. РїРѕ факту нарушения его жилищных прав как лица РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Корчагин Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, относится Рє категории лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Р¤РРћ3 решением Белогорского районного СЃСѓРґР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Р¤РРћ2 умер ДД.РњРњ.ГГГГ. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 4 Закона РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 11.04.2005 в„– 472-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующей дополнительные гарантии прав РЅР° имущество Рё жилое помещение лиц указанной категории, постановлением главы администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Корчагин Р’.Р. поставлен РЅР° учет для внеочередного получения помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением места жительства Корчагина Р’.Р. постановление главы администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– отменено (постановление РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–). Согласно выписке РёР· приказа Министерства социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Корчагин Р’.Р. включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. Р’ настоящее время Корчагин Р’.Р. РІ собственности Рё РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма жилого помещения РЅРµ имеет, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем нуждается РІ предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим Рё санитарно-эпидемиологическим требованиям. ДД.РњРњ.ГГГГ Корчагин Р’.Р. закончил обучение РІ ГПОАУ РђРћ «Амурский аграрный колледж». Корчагину Р’.Р. ДД.РњРњ.ГГГГ исполнилось 18 лет. Таким образом, СЃ указанной даты РѕРЅ считается лицом, приобретшим полную дееспособность, Р° значит Сѓ органа местного самоуправления появилась обязанность предоставить ему жилое помещение. Вместе СЃ тем РЅР° день подачи РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления администрацией Завитинского района какие-либо действия для предоставления ему жилого помещения РЅРµ предприняты, жилое помещение РЅРµ предоставлено, следовательно, нарушены требования Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, бездействием администрации Завитинского района, выразившимся РІ РЅРµ предоставлении лицу РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РїРѕ достижении указанным лицом 18 лет, нарушено право Корчагина Р’.Р. РЅР° получение жилого помещения. Решением Завитинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета народных депутатов РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– утверждена учетная РЅРѕСЂРјР° Рё РЅРѕСЂРјР° предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений РїРѕ договорам социального найма. Данным решением установлена РЅРѕСЂРјР° предоставления общей площади жилого помещения РІ размере 33 РєРІ.Рј РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека.
Ссылаясь РЅР° положения СЃС‚.СЃС‚. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 Р–Рљ Р Р¤, СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 21.12.1996 в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей», СЃС‚.СЃС‚. 4, 5 Закона РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 11.04.2005 в„– 472-РћР— «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей», РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ возложить РЅР° администрацию Завитинского района обязанность предоставить Корчагину Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, РїРѕ нормам предоставления площади жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, то есть общей площадью РЅРµ менее 33 квадратных метров, РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района Р¤РРћ12. поддержала исковые требования Рё РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, настаивала РЅР° удовлетворении исковых требований.
Р’ судебное заседание РЅРµ явились истец Корчагин Р’.Р., представитель ответчика - администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, представители третьих лиц – Правительства РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, Министерства социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, Министерства финансов РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, представитель органа опеки Рё попечительства Отдела образования администрации Завитинского района, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, имеются ходатайства Рѕ рассмотрении гражданского дела РІ отсутствие истца Корчагина Р’.Р., представителя ответчика администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, иные лица РѕР± уважительности причин неявки СЃСѓРґСѓ РЅРµ сообщили. РџСЂРё данных обстоятельствах РЅР° основании СЃС‚. 167 ГПК Р Р¤ гражданское дело рассмотрено СЃСѓРґРѕРј РІ отсутствие указанных неявившихся лиц.
РџСЂРё этом РёР· представленного РІ адрес СЃСѓРґР° письменного отзыва администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области следует, что ответчик признает исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района РІ полном объеме, указав, что решением Завитинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета народных депутатов РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– утверждена учетная РЅРѕСЂРјР° Рё РЅРѕСЂРјР° предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений РїРѕ договорам социального найма. Данным решением установлена РЅРѕСЂРјР° предоставления общей площади жилого помещения РІ размере 33 РєРІ.Рј РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, определяется отделом образования администрации Завитинского района РІ соответствии СЃ единым СЃРїРёСЃРєРѕРј граждан вышеуказанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Р’ соответствии СЃ Законом РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕР± областном бюджете РЅР° очередной финансовый РіРѕРґ Министерство социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области ежегодно предоставляет межбюджетные трансферты администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам указанной категории. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием Сѓ администрации Завитинского района жилого фонда Рё денежных средств РЅР° приобретение жилых помещений для указанной категории лиц предоставить Корчагину Р’.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РІ настоящее время РЅРµ представляется возможным.
РР· представленного РІ адрес СЃСѓРґР° письменного заключения органа опеки Рё попечительства Отдела образования администрации Завитинского района следует, что Корчагин Р’.Р., родившийся ДД.РњРњ.ГГГГ, относится Рє категории лиц РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что его мать Р¤РРћ3 лишена родительских прав решением Белогорского районного СЃСѓРґР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, его отец Р¤РРћ2 умер ДД.РњРњ.ГГГГ. Р’ соответствии СЃ уведомлением Министерства социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Корчагин Р’.Р. включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РЅР° территории Белогорского района. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Корчагин Р’.Р. проживает РЅР° территории <адрес>, желает получить жилое помещение РїРѕ месту регистрации РїРѕ месту жительства, РѕРЅ обратился СЃ заявлением РІ Министерство социальной защиты населения Рѕ включении его РІ СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° территории <адрес>. Р’ соответствии СЃ выпиской РёР· приказа РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» Корчагин Р’.Р. включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. ДД.РњРњ.ГГГГ Корчагин Р’.Р. обратился РІ администрацию Завитинского района СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ предоставить ему жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения. ДД.РњРњ.ГГГГ Р·Р° РёСЃС…. в„– Корчагину Р’.Р. дан ответ Рѕ невозможности предоставления ему квартиры РІ 2020 РіРѕРґСѓ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что приобретенные квартиры Р±СѓРґСѓС‚ распределены лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения РїРѕ предоставлению РёРј жилого помещения. Принимая РІРѕ внимание, что Корчагин Р’.Р. постоянно проживает РЅР° территории Завитинского района, отдел образования администрации Завитинского района, исполняющий полномочия РїРѕ опеке Рё попечительству РІ отношении несовершеннолетних граждан, полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района, действующего РІ интересах Корчагина Р’.Р., лица РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав пояснения помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района Р¤РРћ12., исследовав материалы гражданского дела, СЃСѓРґ пришел Рє следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Социальную защиту, включая социальное обеспечение, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.п. «ж, ж.1» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Согласно п.п. 8, 9 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, Муниципальных и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством области.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного <адрес> органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов области.
Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.09.2010 № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.
Как следует РёР· свидетельства Рѕ рождении в„– в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, свидетельства РѕР± установлении отцовства в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Корчагин Валерий Рванович родился ДД.РњРњ.ГГГГ РІ <адрес>, Рѕ чем ДД.РњРњ.ГГГГ администрацией села <адрес> составлена запись акта Рѕ рождении в„–. Родителями Корчагина Р’.Р. являются Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3.
Согласно свидетельству Рѕ смерти в„– в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, умер ДД.РњРњ.ГГГГ РІ <адрес>, Рѕ чем ДД.РњРњ.ГГГГ администрацией села <адрес> составлена запись акта Рѕ смерти в„–.
Решением Белогорского районного СЃСѓРґР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вступившим РІ законную силу ДД.РњРњ.ГГГГ, Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, была лишена родительских прав РІ отношении несовершеннолетнего Корчагина Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, который передан РЅР° попечение органов опеки Рё попечительства.
Таким образом, СЃСѓРґРѕРј установлено, что действительно Корчагин Р’.Р. является лицом РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку РєРѕРіРґР° РѕРЅ находился РІ возрасте РґРѕ 18 лет его отец умер, Р° мать была лишена родительских прав, Р°, следовательно, Корчагин Р’.Р. имеет право РЅР° льготы Рё дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей».
Аттестатом РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј общем образовании в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ подтверждается, что Корчагин Р’.Р. РІ 2014 РіРѕРґСѓ окончил муниципальное общеобразовательное автономное учреждение – РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ общеобразовательную школу в„– РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґР° Райчихинска РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рё получил РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ общее образование.
Дипломом Рѕ среднем профессиональном образовании регистрационный в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ подтверждается, что Корчагин Р’.Р. РІ 2018 РіРѕРґСѓ окончил обучение РІ ГПОАУ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Амурский аграрный колледж» Рі. Благовещенск, присвоена квалификация «Оператор машинного доения, плодоовощевод, повар, учетчик».
Согласно военному билету в„– Корчагин Р’.Р. РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» военную службу РїРѕ призыву.
Согласно справке ФГБОУ Р’Рћ «Дальневосточный государственный аграрный университет» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Корчагин Р’.Р. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ обучается РїРѕ очной форме обучения РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ образовательной программе РїРѕ специальности «Технология лесозаготовительных Рё деревообрабатывающих производств», окончание обучения - ДД.РњРњ.ГГГГ.
РР· материалов гражданского дела усматривается, что постановлением администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Корчагин Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, был поставлен РЅР° учет для внеочередного получения жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
РџСЂРё этом справкой администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– подтверждается, что Корчагин Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РЅР° территории Возжаевского сельсовета имущества РЅРµ имеет.
РР· уведомления Министерства социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– следует, что Корчагин Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, был включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РЅР° территории Белогорского района, РїРѕ дате постановки РЅР° учет для получения жилого помещения - ДД.РњРњ.ГГГГ.
Согласно РєРѕРїРёРё паспорта Корчагина Р’.Р. серии в„– в„– РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ сменой места жительства СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ настоящего времени Корчагин Р’.Р. зарегистрирован РїРѕ месту жительства РЅР° территории <адрес>.
Постановлением администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅР° основании заявления Корчагина Р’.Р. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ переменой последним места жительства постановление администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О постановке РЅР° учет для получения жилого помещения» было отменено.
РР· сообщения Министерства социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ адрес РњРљРЈ Отдела образования администрации Белогорского района следует, что Министерство социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области согласовывает снятие СЃ регистрационного учета Корчагина Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения. РџСЂРё этом было указано, что РІ силу Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей» право РЅР° обеспечение жилым помещением сохраняется Р·Р° Корчагиным Р’.Р. РґРѕ 23 лет, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем администрации Белогорского района было указано РЅР° необходимость уведомить Корчагина Р’.Р. должным образом Рѕ том, что РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ ему необходимо обратиться РІ администрацию Рі. Завитинска для постановки РЅР° регистрационный учет РІ целях обеспечения его жилым помещением, РІ РёРЅРѕРј случае право РЅР° обеспечение жилым помещением как лица РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, детей, оставшихся без попечения родителей, РёРј будет утеряно, что приведет Рє нарушению жилищных прав.
ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть РґРѕ достижения возраста 23 лет, Корчагин Р’.Р. как проживающий РЅР° территории Рі. Завитинска РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, обратился СЃ адресованным Министерству социальной защиты населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области заявлением Рѕ включении его РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Рё достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» включить его РІ указанный СЃРїРёСЃРѕРє для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений РЅР° территории Рі. Завитинска РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области.
Согласно выписке РёР· приказа Министерства социальной защиты населения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Корчагин Р’.Р., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области.
РџСЂРё этом как следует РёР· материалов учетного дела, СЃ заявлением РІ письменной форме Рѕ предоставлении ему жилого помещения РїРѕ завершении получения профессионального образования РІ ФГБОУ Р’Рћ «Дальневосточный государственный аграрный университет» Корчагин Р’.Р. РЅРµ обращался, доказательств обратного лицами, участвующими РІ деле, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
ДД.РњРњ.ГГГГ Корчагин Р’.Р. обратился РІ администрацию Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области СЃ заявлением Рѕ предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения.
Однако РґРѕ настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения Корчагин Р’.Р. РЅРµ обеспечен, что РЅРµ оспаривалось РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу ответчиком Рё иными лицами, участвующими РІ деле, РІ нарушение СЃС‚. 56 ГПК Р Р¤ РЅРµ опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.
РР· ответа администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅР° заявление Корчагина Р’.Р. следует, что Корчагин Р’.Р. признан нуждающимся РІ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Р’ списках РїРѕ Завитинскому району Корчагин Р’.Р. значится РїРѕРґ номером в„–. Р’ настоящее время предоставить ему жилое помещение РЅРµ представляется возможным РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что денежные средства, выделенные федеральным Рё региональным бюджетами РЅР° 2020 РіРѕРґ, использованы РЅР° приобретение квартир, которые распределены лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения РїРѕ предоставлению РёРј жилого помещения.
РџСЂРё этом уведомлением РѕР± отсутствии РІ Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, ответом Комитета РїРѕ управлению муниципальным имуществом Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, ответом администрации РіРѕСЂРѕРґР° Завитинска РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– подтверждается, РЅРµ оспаривалось лицами, участвующими РІ деле, Рё РЅРµ опровергнуто РёРјРё путем предоставления иных допустимых доказательств, что РІ собственности либо РІ пользовании Корчагина Р’.Р. (РЅР° условиях социального либо специализированного найма) отсутствует какое-либо жилое помещение, РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРµ для постоянного проживания РІ нем.
Согласно выпискам РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, жилой РґРѕРј РїРѕ адресу регистрации Корчагина Р’.Р. РїРѕ месту жительства, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ принадлежит РЅР° праве общей долевой собственности Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7 Согласно выписке РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ <адрес>, указанная РІ качестве места жительства Корчагина Р’.Р. РІ заявлении РІ прокуратуру Завитинского района РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ находится РІ общей долевой собственности Р¤РРћ8, Р¤РРћ9, Р¤РРћ10, Р¤РРћ11 Какими-либо вещными правами РЅР° указанные жилые помещения Корчагин Р’.Р. РЅРµ обладает, сведений РѕР± обратном РІ нарушение СЃС‚. 56 ГПК Р Р¤ СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одного человека.
РџСЂРё указанных выше обстоятельствах СЃСѓРґ находит обоснованными Рё подлежащими удовлетворению исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района РІ интересах Корчагина Р’.Р. Рѕ возложении РЅР° администрацию Завитинского района обязанности предоставить Корчагину Р’.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РїРѕ нормам предоставления площади жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека, то есть общей площадью РЅРµ менее 33 квадратных метра.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Р• РЁ Р Р› :
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ интересах Корчагина Валерия Рвановича Рє администрации Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Завитинского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области предоставить Корчагину Валерию Рвановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РїРѕ нормам предоставления площади жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, то есть общей площадью РЅРµ менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Хробуст Н.О.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.