Дело № 2-2256/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 г.    г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи     Файзуллиной И.Е.

при секретаре судебного заседания    Романовской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Афанасьевой М. А., Индивидуальному предпринимателю Кулаженко Н. С. о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд к ответчику с иском о возложении обязанности устранить нарушения требования пожарной безопасности, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности в детском развлекательном центре «(иные данные)», расположенном по адресу: Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре пер. (адрес) (адрес) установлено, что на объекте не соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно: на объекте защиты отсутствуют ручные пожарные извещатели; изменен предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания (по документам объект является магазином промышленных товаров, фактически - детский развлекательный центр, запрещается изменять класс функциональной пожарной опасности здания без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о    пожарной безопас-ности); применена горючая декоративная отделка стен (установлены транспаранты, баннеры); двери на путях эвакуации из помещения «Банкетная комната» и с
центрального входа открываются не по направлению выхода из здания, на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение (коридоры, зальные помещения); дымовые пожарные извещатели закреплены не на несущие конструкции (установлены на сгораемых перекрытиях плитка «Армстронг»); отсутствует наружное аварийное освещение над эвакуационными выходами; на объекте соединительные линии систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не выполнены специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, в здании отсутствует системами вытяжной противодымной вентиляции для удаление продуктов горения при пожаре. Таким образом, на объекте защиты - ДРЦ «(иные данные)», расположенном по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре пер. (адрес) (адрес) пожарная безопасность не обеспечена, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья людям, при дальнейшей эксплуатации объекта защиты, до полного их устранения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, отрицательно влияют на предупреждение терроризма, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить ручные пожарные извещатели, изменить предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности, исключить применение горючей декоративной отделки стен объекта; переоборудовать двери на путях эвакуации из помещения «Банкетная комната» и с центрального входа для их открывания по направлению к выходу из здания; устанвоить аварийное освещение на путях эвакуации; закрепить дымовые пожарные извещатели на несущие конструкции, оборудовать соединительные линии систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону; оборудовать объект вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, и вместо ранее заявленных требований просил возложить обязанность на ИП Афанасьеву М.А., ИП Кулаженко Н.С. устранить следующие нарушения: установить на объекте ручные пожарные извещатели; изменить, предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности обозначенного здания (по документам объект является магазином промышленных товаров, фактически – детский развлекательный центр); исключить применение горючей декоративной отделки стен объекта; переоборудовать двери на путях эвакуации из помещения «Банкетная комната» и с центрального входа для их открывания по направлению к выходу из здания; оборудовать пути эвакуации объекта (коридоры, зальные помещения) аварийным освещением; провести работы по закреплению дымовых пожарных извещателей на несущие конструкции; оборудовать наружное аварийное освещение над эвакуационными выходами; провести работы по оборудованию соединительных линий систем обнаружения пожара, оповещениями и управления эвакуацией людей при пожаре специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону; оборудовать объект вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Номоконова Е.С., действующая на основании должностных полномочий, настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом настаивала в полном объеме на уточненных исковых требованиях, просила суд их удовлетворить, и настаивала на незамедлительном исполнении требований прокурора. Указала, что ответчиком не устранены выявленные при проверки нарушения.

В судебном заседании представитель ответчика ИП Кулаженко Н.С.Тумали Т.В., действующая на основании нотариальной доверенности № (адрес)5 от (дата), исковые требования не признала, при этом пояснила, что требования прокурора ответчиками исполняются, предпринимаются все необходимые меры по устранению нарушений, часть нарушений уже устранены, заключены соответствующие договоры, на работу по монтажу и наладке пожарной сигнализации, речевого оповещения, аварийного освещения, на объекте расположенном по пер. (адрес) (адрес). (дата) заключен договор на выполнение проектных работ. Также указала, что декоративная отделка стен – баннеры из горючих материалов, демонтированы, что подтверждается фотографиями.

Ответчики ИП Афанасьева М.А., ИП Кулаженко Н.С. в судебное заседание не явились, по неизвстной суду причине о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков ИП Афанасьева М.А., ИП Кулаженко Н.С. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. При этом указал, что исковые требования истца поддерживают в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика ИП Кулаженко Н.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что нежилое помещение по адресу пер. (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровский край принадлежит на праве собственности Афанасьевой М.А. Вданном нежилом помещении расположен детский развлекательный центр «(иные данные)».

Помещение развлекательного центра предоставлено ИП Афанасьева М.А., ИП Кулаженко Н.С. во временное возмездное владение и пользование – аренду по (дата), согласно договору аренды недвижимого имущества от (дата)

Прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре принято решение о проведении проверки деятельности Детского развлекательного центра «(иные данные)» на предмет обеспечения законности в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности.

Согласно акту проверки от (дата) (№) установлено, что на объекте защиты отсутствуют ручные пожарные извещатели, которые следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте (1,5 +/- 0,1) м. от уровня пола до органа управления, изменен, предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания (по документам магазин промышленных товаров, по факту детский развлекательный центр), запрещается изменять класс функциональной пожарной опасности здания (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности), отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, применена горючая декоративная отделка стен (установлены транспаранты, баннера). Декоративно отделочные материалы стен в зальных помещениях (транспаранты, баннера) вдоль путей эвакуации выполнены из материала класса пожарной опасности, более требуемого КМ2, отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, на объекте защиты не хранятся исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта, на объекте отсутствует проектная документация на монтаж автоматической установки пожарной сигнализации (не представлена на обозрение), в здании, приборы приемно-контрольные пожарные и приборы управления пожарной автоматикой, установлены в помещении без круглосуточного дежурства персонала и не защищены от несанкционированного доступа, не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, руководитель не обучен по программе пожарно-технического минимума, не назначено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей, отсутствует акт обследования автоматической установки пожарной сигнализации, в тамбуре эвакуационного выхода хранятся горючие материалы (хозяйственный инвентарь), двери на путях эвакуации из помещения «банкетная комната» и с центрального входа открываются не по направлению выхода из здания, на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение (коридоры, зальные помещения), эвакуационный выход из банкетного зала загроможден мебелью (стулья, стол, диван), в помещениях банкетного зала и в помещении игровой комнаты горизонтальное состояние от пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 м., дымовые пожарные извещатели закреплены не на несущие конструкции (установлены на сгораемых перекрытиях плитка «Армстронг», отсутствует наружное аварийное освещение над эвакуационными выходами, не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в административных и общественных помещениях, отсутствуют знаки о запрете курения у каждого входа в здание, а также в туалетной зоне, на объекте соединительные линии систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не выполнены специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, отсутствует план эвакуацией людей при пожаре, эвакуация людей из здания считается не обеспеченной, поскольку на объекте не произведен (отсутствует) расчет необходимого времени для беспрепятственной и своевременной эвакуации людей, который определен нормативными документами по пожарной безопасности. Руководителем не предоставлены отчетные документы по проведению практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с фиксацией времени эвакуации людей из здания, в здании отсутствует системы вытяжной противодымной вентиляции для удаление продуктов горения при пожаре.

(дата) ответчику вынесено представление (№) об устранении вышеуказанных нарушений, состоящее из 21 пункта. Срок устранения нарушений был установлен как безотлагательно.

До настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены ответчиками.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы валяются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 1 Федерального закона от (дата) № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Согласно ст. 34 указанного закона, граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Статья 37 данного Федерального закона требует от руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.

Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Правовые акты в области пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу прямого указания ст. 5 указанного закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно п. 28 ст. 2 указанного закона пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Статья 6 названного закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В ходе судебного разбирательства сторона ответчика не оспаривала объем выявленных при проверки нарушений, указав, что в настоящее время устраняются все нарушения, но необходимо время для полного устранения всех нарушений.

В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании ч. 3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Судом были предприняты меры к истребованию от сторон доказательств в подтверждение их доводов и возражений, были изучены материалы дела.

Исходя из положений ст. 6 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Постановлением утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст. 52 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Положения ст. 54 указанного закона предусматривают, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Вопросы оснащения объектов капитального строительства автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в настоящее время детально урегулированы нормативными документами - Сводом правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" и Приказ МЧС РФ от (дата) (№).

Согласно п. 13.13.1 Сводом правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", ручные пожарные извещатели следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте (1,5 +/- 0,1) м. от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.).

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» не установлены ручные пожарные извещатели, представителем ответчика не оспаривался.

Согласно ст. 80 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) «О противопожарном режиме» в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзаца «о» п. 23 которых определено, на объектах защиты запрещается: изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» изменен, предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания (по документам магазин промышленных товаров, по факту детский развлекательный центр), без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности), представителем ответчика не оспаривался.

В соответствии с ч. ч. 1, 6 ст. 134 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону,

В ходе судебного разбирательства факт того, что в на момент проверки ДРЦ «(иные данные)» была применена горючая декоративная отделка стен (установлены транспаранты, баннера), сторона ответчика не оспаривала. При этом указала, что в настоящее время данное нарушение устранено, баннеры и транспаранты убраны. В подтверждение данных доводов стороной ответчика представлены фотографии, которые обозревались судом в ходе судебного разбирательства и приняты в качестве доказательств по делу.

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов и обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

В соответствии с положениями ст. 89 данного закона, эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Согласно П. 4.2.6 СП 1.13130.2009 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» определено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Не нормируется направление открывания дверей для: помещений классов Ф1.3 и Ф1.4; помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел. (кроме помещений категорий А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 чел.; кладовых площадью не более 200 кв. м без постоянных рабочих мест; санитарных узлов; выхода на площадки лестниц 3-го типа; наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне; дверей, установленных в противопожарных перегородках, разделяющих коридоры здания длиной более 60 м.

Согласно п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» определено, что эвакуационные пути, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями 1.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 82 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону

В силу положений ст. 84 указанного закона установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 указанной выше статьи следует, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться включением эвакуационного (аварийного) освещения

Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) «О противопожарном режиме» в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзаца п. 33 которых определено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» двери на путях эвакуации из помещения «банкетная комната» и с центрального входа открываются не по направлению выхода из здания, и отсутствует аварийное освещение (коридоры, зальные помещения), а также наружное аварийное освещение над эвакуационными выходами, представителем ответчика не оспаривался.

Согласно ч. 10 ст. 83 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», точечные пожарные извещатели следует устанавливать под перекрытием. При невозможности установки извещателей непосредственно на перекрытии допускается их установка на тросах, а также стенах, колоннах и других несущих строительных конструкциях.

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» дымовые пожарные извещатели закреплены не на несущие конструкции (установлены на сгораемых перекрытиях плитка «Армстронг»), представителем ответчика не оспаривался.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 84 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 103 указанного закона, линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с требованиями п. п. 4.8, 4.9 СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", электрические кабельные линии и электропроводки СПЗ должны выполняться кабелями и проводами с медными токопроводящими жилами. Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 31565-2012, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ 31565-2012.

В соответствии с требованиями п. 3.4 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) «О противопожарном режиме» в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзаца п. 61 которых определено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» соединительные линии систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не выполнены специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, представителем ответчика не оспаривался, указав на то, что (дата) ИП Кулаженко Н.С. и ЧОП «(иные данные)» заключен договор на устранение данных нарушений, срок исполнения по которому установлен в течение 30 рабочих дней с момента поступления оплаты. При этом, документов подтверждающих оплату по договору суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 56 Федерального закона от (дата) № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения. Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.

В соответствии с требованиями п. 7.2 СП 7.13130.2013 «Свода правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требований пожарной безопасности» определено, что удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать, в частности, площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.).

В ходе судебного разбирательства факт того, что в настоящее время в детском развлекательном центре «(иные данные)» отсутствует системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, представителем ответчика не оспаривался.

Со стороны ответчиков ссуду представлены документы, свидетельствующие о том, что ответчиками приняты меры по устранению выявленных нарушений, а именно: договор подряда (№)ПБ от (дата) заключенный между ИП Кулаженко Н.С. и ООО ЧОП «(иные данные)», предметом договора предусмотрено исполнитель принимает на себя выполнение работ по монтажу и наладке пожарной сигнализации, речевого оповещения, аварийного освещения, на объекте расположенном по адресу пер. (адрес) (адрес); договор подряда (№) от (дата) заключенный между ИП Кулаженко Н.С. и ООО ЧОП «(иные данные)», предметом договора предусмотрено исполнитель принимает на себя выполнение работ по монтажу и наладке: пожарной сигнализации (замена проводов, согласно нормам, монтаж пожарных датчиков на несущую конструкцию, монтаж ручных пожарных извещателей), речевого оповещения, аварийного освещения, на объекте расположенном по адресу пер. (адрес) (адрес); Согласно п. 5.1, 5.2. договоров, все работы по настоящему договору должны быть выполнены в течение 30 рабочих дней с момента поступления оплаты на расчётный счет исполнителя и готовности объекта для монтажных работ и обеспечения доступа на объект персоналу исполнителя. Моментом окончания работ является дата подписания акта выполненных работ; копия чек – ордера от (дата), также представлена копия договора (№)-П от (дата) заключенного между ИП Афанасьевой М.А. и ООО «(иные данные)К», предметом которого предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить проектные работы, разделы рабочей документации, по объекту пер. (адрес) реконструкция функционального помещения и передать заказчику разработанную рабочую документацию. Согласно календарному плану срок выполнения работ определен с (дата) по (дата)

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое доказательное подтверждения факт несоблюдения ответчиками требований пожарной безопасности, так ответчиками на рассматриваемом объекте детский развлекательный центр «(иные данные)» не установлены ручные пожарные извещатели; изменен, предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности обозначенного здания; двери на путях эвакуации из помещения «Банкетная комната» и с центрального входа для их открывания по направлению к выходу из здания; отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации объекта (коридоры, зальные помещения); дымовые пожарные извещатели закреплены не на несущие конструкции; отсутствует наружное аварийное освещение над эвакуационными выходами; соединительные линий систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оборудованы специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону; отсусттвует вытяжная противодымная вентиляция для удаления продуктов горения при пожаре.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, отрицательно влияют на предупреждение терроризма, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих об исполнении ответчиками требований законодательства о пожарной безопасности, суд считает требования Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности устранить установленные в ходе судебного заседания нарушения требований пожарной безопасности, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя надлежащего ответчика, на которого следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к следующему.

В силу прямого указания положений ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором;

Положениями ч. 1 ст. статьи 38 Федерального закона от (дата) № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В ходе судебного разбирательства, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в договоре аренды между ответчиками каким-либо образом урегулирован вопрос о том, на кого из них возложена обязанность в рамках действующего договора аренды рассматриваемого помещения по обеспечению правил пожарной безопасности. В связи чем, суд считает необходимым возложить обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ответчика ИИ Афанасьеву М.А., которая является собственником помещения, в котором расположен ДРЦ «(иные данные)», освободив от ответственности по данному гражданскому иску ответчика ИП Кулаженко Н.С.

Поскольку для исполнения решения суда необходимо произвести значительный объем работ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для его исполнения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, рассматривая просьбу истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд полагает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Данное решение не относится к решениям, перечисленным в ст. 211 ГПК РФ, и подлежащим немедленному исполнению в силу императивного предписания закона.

Положения ч. 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривают, возможность обращения к немедленному исполнению решение по просьбе истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В пункте 11 постановления Пленума ВС РФ от (дата) (№) "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Между тем, как следует из материалов дела, в заявлении истца, содержащем просьбу об обращении решения к немедленному исполнению, отсутствуют ссылки на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения, не указано на это и в ходе судебного разбирательства. Таким образом, суд полагает, оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «(░░░░ ░░░░░░)», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ (░░░░░). (░░░░░) (░░░░░), ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░.

░░░░░         ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-2256/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
ИП Афанасьева Марина Александровна
ИП Кулаженко Наталья Сергеевна
ИП Кулаженко Н. С.
ИП Афанасьева М. А.
Другие
Ушаков Денис Сергеевич
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Тумали Татьяна Викторовна
Отдел судебных приставов по Комсомольскому району
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Файзуллина Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
07.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2018Передача материалов судье
11.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2018Подготовка дела (собеседование)
13.06.2018Подготовка дела (собеседование)
13.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2018Судебное заседание
04.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
13.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.12.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.12.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.01.2019Судебное заседание
29.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.04.2019Дело оформлено
22.04.2019Дело передано в архив
08.08.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.08.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.09.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее