Дело № 2-5709/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.
при секретаре Рейш В.А.,
с участием представителя истца Загидулиной Л.В.,
представителя ответчиков Поповой Ю.Г., Маркиной Е.В., Тулько О.В., Пустоваловой И.В., Евтушиной Н.Н., представителя третьего лица Перваковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 09 августа 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», МОУ «Начальная общеобразовательная школа №6», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МОУ «Основная общеобразовательная школа №8», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», МАОУ «СОШ №16», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», МОУ «СОШ №20», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №38», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №43», МАОУ «Русская гимназия», МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина», МАОУ «Коми национальная гимназия», МАОУ «Женская гимназия», МАОУ «Лицей народной дипломатии» о возложении обязанности организовать бесплатное питание для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском.
В обоснование требований указано, что на основании поручения прокуратуры Республики Коми проведен анализ соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, в ходе которого установлено, что обеспечение питания обучающихся образовательных и дошкольных учреждений возложено на органы местного самоуправления и финансируется из местного бюджета. В 2017 году в 28 муниципальных общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» обучалось 203 ребенка-инвалида, 147 детей с ограниченными возможностями здоровья (ДАЛЕЕ ОВЗ); по состоянию на 01.03.2018 в 27 муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2017-2018 учебном году обучается 154 ребенка с ОВЗ, из них, в 1 классе – 8, во 2 классе – 30, в 3 классе – 29, в 4 классе – 24, в 5 классе – 16, в 6 классе – 12, в 7 классе – 16, в 8 классе – 4, в 9 классе – 13, в 10 классе – 2. По информации МО ГО «Сыктывкар» дети с ОВЗ не обеспечены двухразовым бесплатным питанием в связи с отсутствием денежных средств, нормативный акт, регулирующий порядок, предоставления детям с ОВЗ двухразового бесплатного питания не разработан. По мнению прокуратуры, нарушаются права несовершеннолетних детей с ОВЗ, гарантированные им нормами федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор г.Сыктывкара на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представители ответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар», СОШ № 38, СОШ № 12, СОШ № 24, Лицея народной дипломатии исковые требования не признали по доводам отзывов. Представители образовательных учреждений указывают на то, что в Управление образования МО ГО «Сыктывкар» было направлено ходатайство о рассмотрении возможности выделения денежных средств на обеспечение бесплатного питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом, представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» обращал внимание суда на то, что финансирование организации питания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, не относится к вопросам местного значения городского округа.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения требований прокурора, поддержала позицию представителя администрации МО ГО «Сыктывкар»
Иные ответчики и третье лиц Управление дошкольного образования Администрации МО ГО «Сыктывкар», будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего специального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу пп.15 п.3 и п.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными норами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ст.37 ФЗ №273 организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. При этом, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления.
Организация горячего питания для обучающихся непосредственно связана с организацией предоставления образования в образовательном учреждении.
В соответствии ст.2 ФЗ №273 обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ч.3 ст.79 ФЗ №273).
Согласно ч.7 ст.79 ФЗ №273 обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В силу п.2 ст.41 ФЗ №273 охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 ФЗ №273 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу выше изложенного, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие согласно Уставам образовательных учреждений финансовое обеспечение деятельности школ, относятся к вопросам местного значения.
Из нормы ч.2 ст.8 ФЗ №273 следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, но это не является их обязанностью.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч.1 ст.9 ФЗ №273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальный районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (далее ФЗ №131) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч.2 ст.18 ФЗ №131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием установлено, что по состоянию на 01.03.2018 в 27 муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2017-2018 учебном году обучается 154 ребенка с ОВЗ, из них, в МАОУ «СОШ №1» обучается 7 детей с ОВЗ; МАОУ «СОШ №3» - 12; МАОУ «СОШ №4» - 3; МОУ «НОШ №6» - 5, МАОУ «СОШ №7» - 1, МОУ «ООШ №8» - 1, МОУ «СОШ №9» - 11, МОУ «СОШ №11» - 1, МАОУ «СОШ №12» - 7, МОУ «СОШ №15» - 3, МАОУ «СОШ №16» - 9, МАОУ «СОШ №18» - 10, МОУ «СОШ №20» - 2, МАОУ «СОШ №21» - 5, МАОУ «СОШ №24» - 13, МАОУ «СОШ №25» - 7, МАОУ «СОШ №26» - 8; МАОУ «СОШ №33» - 5, МАОУ «СОШ №35» - 6, МАОУ «СОШ №36» - 6, МАОУ «СОШ №38» - 7, МАОУ «СОШ №43» - 14, МАОУ «Русская гимназия» - 1, МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» - 1, МАОУ «Коми национальная гимназия» - 4, МАОУ «Женская гимназия» - 3, МАОУ «Лицей народной дипломатии» - 1.
Из приведенных норм следует, что обеспечение питания обучающихся общеобразовательных и дошкольных учреждений возложено на органы местного самоуправления и финансируется из местного бюджета.
Как следует из информации администрации МО ГО «Сыктывкар», дети с ОВЗ не обеспечены двухразовым бесплатным питанием в связи с отсутствием финансирования, также указано, что нормативный акт, регулирующий порядок предоставления детям с ОВЗ двухразового бесплатного питания, не разработан в связи с тем, что принятие муниципальных правовых актов, которые влекут увеличение объема действующих обязательств, а также предусматривающих новые расходные обязательства МО ГО «Сыктывкар» возможно только при наличии источников покрытия планируемых расходов.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относится, в частности, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентирован ст. ст. 19 - 21 главы 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 20 данного Федерального закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Администрацией МО ГО «Сыктывкар» не принято постановление об организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», что противоречит федеральному законодательству.
При этом, суд признает несостоятельной, ссылку представителя АМО ГО «Сыктывкар» на письмо заместителя министра финансов Российской Федерации от 03.05.2018 № 06-1-26/29670 согласно которому оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку данное письмо представляет собой ряд предложений по синхронизации полномочий органов местного самоуправления.
Доводы ответчиков о том, что дети с ОВЗ не обеспечены двухразовым бесплатным питанием в связи с отсутствием финансирования, суд признает несостоятельным, поскольку данные доводы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, обращение прокурора с иском обусловлено тем, что бездействием ответчиков нарушаются права несовершеннолетних детей с ОВЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г.Сыктывкара в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №3», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №4», ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №6», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №7», ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №9», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №11», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №12», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №15», ░░░░ «░░░ №16», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №18», ░░░ «░░░ №20», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №21», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №24», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №25», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №26», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №33», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №35», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №36», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №38», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №43», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░», ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░