<данные изъяты>–20688/2024
Судья: Заякина А.В. 50RS0028–01–2023–004436–77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2024 г. <данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шилиной Е.М.,
судей Тюшляевой Н.В., Кобызева В.А.,
при помощнике судьи Неграмотнове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты>–5820/2023 по исковому заявлению Кытиной О. АнатО. к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»), Министерству обороны РФ, администрации г.о. <данные изъяты> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Кытиной О. АнатО. на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Кобызева В.А.,
выслушав объяснения явившихся лиц,
установила:
Истец обратился в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс»), Министерству обороны РФ, администрации г.о. <данные изъяты> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что Кытина О.А. согласно договору найма жилого помещения в общежитии Марфинского центрального военного клинического санатория от <данные изъяты> является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 44,7 кв. м., оплачивает коммунальные платежи.
Спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской изЕГРН.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> частично удовлетворены исковые требования Кытиной О.А., судом признано за ней право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, суд также обязал ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ заключить договор социального найма жилого помещения в общежитии Марфинского центрального военного клинического санатория.
С учетом изложенного истец просит признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании Кытина О.А. и ее представитель по доверенности Нарышкина Н.И. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа Мытищи в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральной управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс») в судебном заседании предоставил письменные возражения на исковое заявление, указав, что спорное жилое помещение является общежитием и было предоставлено только на период работы по договору служебного найма, приватизации не подлежит, в удовлетворении искового заявления просил отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГАУ «Центральное Управление Жилищно-Социальной Инфраструктуры (Комплекса) «Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования – оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кытиной О. АнатО., поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился лично, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились о времени и месте извещались в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 327 ГПК РФ судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришла к следующим вводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению обжалуемого решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил подлежащие применению нормы материального права, и постановил законное и обоснованное решение, не допустив существенных нарушений норм процессуального права.
Как следует из материалов гражданского дела, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 44,7 кв. м., предоставлено на основании Договора найма жилого помещения в общежитии Марфинского центрального военного клинического санатория от <данные изъяты> Кытиной О.А. Квартира предоставлялась на период работы в санатории.
Финансовый лицевой счет <данные изъяты> открыт на имя Кытиной О.А.
Согласно копии выписки из реестра федерального имущества от <данные изъяты> <данные изъяты> общежитие квартирного типа на 80 квартир по <данные изъяты> в <данные изъяты> находилось ранее и в настоящее время находится в собственности Российской Федерации. С учетом копии свидетельства о государственной регистрации права 50НГN <данные изъяты> ранее было закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Марфинской центральный военный клинический санаторий» Минобороны России, а затем за Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 1 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>–1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса Р. порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством Р..
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса Р. на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом М. Р.. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета М. С. от <данные изъяты> <данные изъяты> «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел С., руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ и п. 12 ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты>ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указа Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Положением о Департаменте военного имущества Минобороны России, утвержденного приказом МО РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> названным департамент наделен полномочиями по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями.
Приказом директора Департамент военного имущества МО РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> указанное общежитие передано в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс» согласно акту от <данные изъяты>.
В соответствии с копией свидетельства о регистрации права оперативного управления 50НГN <данные изъяты>, копии выписки из реестра федерального имущества от <данные изъяты> <данные изъяты>, копии приказа Департамента военного имущества Минобороны России от <данные изъяты> <данные изъяты>, акта передачи в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс» недвижимого имущества от <данные изъяты>, копии договора найма, жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> – является общежитием.
Согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> в отношении всего здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Мытищинский, <данные изъяты>, здание представляет собой общежитие квартирного типа на 80 квартир, в которое в том числе входит спорная квартира с кадастровым номером <данные изъяты>
Из статьи 4 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных норм материального права, правильно исходил из того, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Отклоняя доводы истца о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, суд первой инстанции правомерно указал, что жилые помещения в указанном жилом доме приватизации не подлежат в силу их правового статуса.
Суд первой инстанции также правильно учел, что за истцом сохранено право пользования спорным жилым помещением, что гарантирует проживание в нем независимо от трудовых отношений с ответчиком.
Кроме того, договор социального найма истцом с ответчиком фактически не заключен.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку считает их основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции об отказе в приватизации в условиях наличия апелляционного определения, которым за истцом признано право пользования на условиях социального найма, не влекут отмену решения суда.
Как следует из содержания апелляционного определения, на которое ссылается истец разрешая спор судебная коллегия, отказала в удовлетворении исковых требований о выселении из служебного жилого помещения, в качестве дополнительной гарантии предусмотренной положениями ст. 108 ЖК Р..
Статьей 2 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Жилищный кодекс Российской Федерации в качестве основания заключения договора социального найма предусматривает наличие решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем соответствующего решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма материалы дела не содержат. Занимаемая истцом квартира предоставлена ей в связи с работой в санатории Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2 договора найма служебного жилого помещения от <данные изъяты>).
Статьей 4 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным, их приватизация возможна в случае принятия соответствующего решения собственником жилищного фонда.
Учитывая, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истец состояла на учете нуждающихся в жилом помещении, а также подтверждающих, что спорное жилое помещение предоставлено ей на условиях социального найма на основании соответствующего решения уполномоченного органа, при наличии возражений Министерства обороны Российской Федерации относительно передачи служебной квартиры в собственность.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, не имеется оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Кытиной О. АнатО. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено<данные изъяты>
Председательствующий судья
Судьи