Решение по делу № 2а-21/2018 от 14.11.2017

                                         Дело № 2а-21/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года                     р.п. Шилово

Шиловский районный суд Рязанской области в составе судьи Левиной Е.А., при секретаре Пивкиной М.В., рассмотрев в судебном заседании в зале Шиловского районного суда Рязанской области административное дело по административному иску администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области к прокурору Шиловского района Рязанской области Шкаеву В.В., прокуратуре Рязанской области о признании недействительным представления прокурора Шиловского района Рязанской области Шкаева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области обратилась в Шиловский районный суд Рязанской области с поименованным административным иском к прокурору Шиловского района Рязанской области Шкаеву В.В., в котором просит признать недействительным представление прокурора Шиловского района Рязанской области Шкаева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Шиловского района Рязанской области проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (далее – Администрация) законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации газового оборудования.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца прокурором Шиловского района Рязанской области Шкаевым В.В. вынесено представление об устранении нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Согласно представлению Администрация обязана устранить следующие требования: 1) Опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован. 2) Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта отсутствует. 3) Штат работников опасного производственного объекта не укомплектован. 4) Проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности не обеспечено. 5) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах отсутствует. 6) Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется, соответственно сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Приокское Управление Ростехнадзора не предоставляются. 7) Договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на заключен. 8) Договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание не заключен.

В данном представлении прокурор Шиловского района Рязанской области требует устранить вышеуказанные нарушения закона и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В качестве обоснования своих требований прокурор указывает на то, что в собственности Администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области находится опасный производственный объект «Сооружение – газификация <адрес>, назначение: сооружение газохимического комплекса, протяженностью <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> который эксплуатируется администрацией Аделинского сельского поселения.

Административный истец полагает, что вынесенным представлением нарушены права, свободы и законные интересы истца, а именно, указанное представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случаях установления факта нарушения закона, и должно содержать только законные требования, то есть, как полагает административный истец, на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Определением Шиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура Рязанской области.

Определением Шиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в делу в качестве заинтересованного лица привлечено Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Административный истец - Администрация муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик – прокурор Шиловского района Рязанской области Шкаев В.В., в своих возражениях просил оставить административное исковое заявление о признании незаконным представление прокурора Шиловского района без удовлетворения.

Административный ответчик – прокуратура Рязанской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.

Заинтересованное лицо – Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По делу установлено, как усматривается из представления прокурора Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в адрес администрации муниципального образования –Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, прокуратурой Шиловского района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования – Аделинское сельское поселение законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации газового оборудования. А именно, как проверкой, так и в судебном заседании было установлено, что согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области находится опасный производственный объект «Сооружение – газификация <адрес>, назначение: сооружение газохимического комплекса, протяженностью <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, который относится к опасным производственным объектам III класса опасности, так как предназначен для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа, который эксплуатируется администрацией Аделинского сельского поселения.

Данный факт подтверждается договором безвозмездной передачи объекта в собственность муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1 данного договора Управление имущественных и земельных отношений - Шиловский муниципальный район Рязанской области безвозмездно передает в собственность Администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области объект: сооружение – газификация <адрес>, назначение: сооружение газохимического комплекса, протяженностью <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.

В соответствии с п.4 договора с момента государственной регистрации перехода права в Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, на указанный в настоящем договоре объект возникает право муниципальной собственности муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области. С момента приобретения права собственности на указанный в настоящем договоре объект, собственник осуществляет права владения, пользования, распоряжения данным имуществом в соответствии с его назначением, принимает на себя обязанности по уплате налогов на недвижимость, расходов по эксплуатации, содержанию и ремонту.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права.

В соответствии с пунктом 4 Приложения 2, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ газораспределительные станции, сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно, относятся к опасным производственным объектам III класса опасности.

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором в отношении должностного лица – главы муниципального образования – Аделинское сельское поселение ФИО7 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. В данном постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указаны все нарушения требований законодательства, которые были изложены прокурором в представлении. На основании постановления государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Рязанской области Приокского Управления Ростехнадзора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо было признано виновным в совершении данного административного правонарушения и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Проверкой были установлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов: опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован; Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта отсутствует; штат работников опасного производственного объекта не укомплектован; проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности не обеспечено; план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах отсутствует; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется, соответственно сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Приокское Управление Ростехнадзора не предоставляются; договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на заключен; договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание не заключен.

То есть, прокуратурой Шиловского района было установлено, что, поскольку право собственности муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области на вышеуказанный опасный производственный объект зарегистрировано в Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, то положения п.4 указанного договора вступили с данного дня в силу, тем самым на администрацию муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области легли, в том числе, и обязанности по уплате расходов по эксплуатации, содержанию и ремонту данного объекта.

Право собственности муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области на сооружение – газификация <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

То есть с указанного времени у администрации появилась обязанность по уплате расходов по эксплуатации данных опасных производственных объектов и по соблюдению законодательства Российской Федерации, регламентирующего правоотношения в данной области.

Каких-либо доказательств того, что у данного сооружения имеется иная эксплуатирующая организация, кроме администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение, суду не представлено и в материалах дела не содержится.

Таким образом, анализируя нормы права, а именно Федеральный закон от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1371, а также Положение об администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Устав администрации, суд приходит к выводу о том, что административный истец является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

В соответствии с ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о административном судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в том числе и оспорить решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К должностным лицам, решения и действия (бездействия) которых могут быть оспорены, согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа вышеуказанной нормы административного законодательства следует, что результатом решения, действия (бездействия) должностных лиц должно быть: нарушение или оспаривание прав, свобод и законных интересов; создание препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов; возложение незаконной обязанности. Именно наличие указанного результата решения, действия (бездействия) обуславливает право лица обратиться в суд с административным исковым заявлением и оспорить решение, действие (бездействие) соответствующего органа или должностного лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Согласно п. п. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.

На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из п. п. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Следовательно, прокурором Шиловского района Рязанской области оспариваемое представление было внесено в рамках полномочий и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 16 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» районные прокуроры в документах прокурорского реагирования обязаны излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что по итогам прокурорской проверки, в случае подтверждения наличия нарушений законов, прокурор не только вправе, но и обязан вынести акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 года № 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

То есть предполагается, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности проверяемого субъекта нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемого субъекта.По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Таким образом, законодатель обязывает орган или должностное лицо в течение месяца только рассмотреть представление прокурора, но не обязывает их безоговорочно исполнить данное представление. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем обращения в суд.

На момент рассмотрения административного дела, прокурор Шиловского района Рязанской области с требованием о возложении на администрацию муниципального образования – Аделинское сельское поселение муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области обязанности по устранению нарушений требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в суд не обращался.

Следовательно, в момент обращения с данным административным исковым заявлением в суд, права административного истца оспариваемым представлением прокурора Шиловского района Рязанской области нарушены не были.

Таким образом, оспариваемое представление принято должностным лицом в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, соблюден порядок принятия данного решения, содержание представления соответствует требованиям закона. Доказательства, подтверждающие иное, в судебное заседание административным истцом представлены не были.

Таким образом, в удовлетворении требований администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области к прокурору Шиловского района Рязанской области Шкаеву В.В., прокуратуре Рязанской области о признании недействительным представления прокурора Шиловского района Рязанской области Шкаева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, административному истцу следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -     

                      РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования – Аделинское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области к прокурору Шиловского района Рязанской области Шкаеву В.В., прокуратуре Рязанской области о признании недействительным представления прокурора Шиловского района Рязанской области Шкаева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов – отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его вынесения.

2а-21/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО- Аделинское сельское поселение
Ответчики
прокурор Шиловского района
Другие
Приокское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Шиловский районный суд Рязанской области
Дело на сайте суда
shilovsky.riz.sudrf.ru
14.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017[Адм.] Судебное заседание
15.01.2018[Адм.] Судебное заседание
20.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее