Решение по делу № 2-507/2021 от 01.02.2021

Дело № 2а-507/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07.07.2021 года          ...

... районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,

при секретаре – помощнике судьи Новичихиной Н.А.,

с участием помощника прокурора ... ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... муниципального района ... о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации ... муниципального района ... с требованиями:

1) о возложении обязанностей разработать и утвердить проекты устройства кладбищ, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами ..... в ... и ..... в ... в соответствии с требованиями СанПиН ......-11 от ...... ....., в которых должно быть предусмотрено наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, система дренажа, обваловка территории, характер и площадь зеленых насаждений, организация подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйтвенную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

2) о возложении обязанности провести кадастровые работы по выносу границ указанных земельных участков с фиксацией границ кладбища и установлении границы санитарно-защитной зоны кладбища в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что на основании коллективного обращения СНТ «...» прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией ... муниципального района ... о погребении и похоронном деле, земельного законодательства. Проверкой установлено, что в собственности администрации ... муниципального района ... находятся земельные участки с кадастровыми номерами ..... в ... и ..... в ..., на которых расположены кладбища. Категория земельного участка с кадастровым номером ..... в ... – земли сельскохозяйственного назначения, не переведен в иную категорию, что является нарушением действующего законодательства. Администрация ... муниципального района ... с заявлением в органы исполнительной власти о переводе категории данных земельных участков, не обращалась.

Деятельность ответчика в местах захоронения не осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест захоронения в нарушение СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Кладбище в ... имеет размер 212 607 кв.м. – более 20 гектар, размер охранной зоны установлен 50 метров, а должна быть 500 метров, что не соответствует действующему законодательству. Размеры санитарно-защитных зон территорий кладбищ не определены.

В судебном заседании прокурор на иске настоял по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации ... муниципального района ... ФИО4 иск не признала, суду показала, что требования прокурора относятся только к вновь создаваемым кладбищам при их проектировании и размещении. В данной ситуации ни проектирования, ни размещения, ни реконструкции не проводится. Кладбища возникли и функционируют с 1937 года, с момента образования .... Зоны для захоронений были установлены поселениями, ранее сельскими советами. Полномочия по изменению категории земель относятся к компетенции субъекта. Если установить зону в 500 метров, то зона охватит земельные участки СНТ «...», что нарушит право собственности граждан. В отношении границ кладбища в ..., представитель пояснила, что на основании заключенного муниципального контракта, границы установлены. В отношении установления границ кладбища в ... запланировано заключение контракта в 2021 году после доведения финансирования. Проверки по поводу неиспользования, нецелевого использования бюджетных средств, не проводилось. Кроме того, в ... возможно заключение муниципального контракта после перевода земель из одной категории в другую, поскольку управление Росреестра не поставит участок на кадастровый учет в связи с нарушением целевого использования. Просила в иске отказать, поскольку требования прокурора не исполнимы.

Третьи лица, привлеченные к участию в деле, извещены надлежаще, ходатайств не поступало, в судебное заседание не явились.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что в собственности ... муниципального района находятся земельные участки: общей площадью ..... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации кладбища, с кадастровым номером ..... в ..., запись регистрации ..... от ......; и земельный участок с кадастровым номером ..... в ..., площадью 23 267 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для эксплуатации кладбища, запись регистрации ..... от .......

В соответствии с представленным муниципальным контрактом ..... от ......, администрации ... муниципального района ... - муниципальный заказчик и ИП ФИО5 – подрядчик заключили муниципальный контракт на выполнение работ по выносу границ земельного участка с кадастровым номером ..... на местности и установлению поворотных точек в натуре, закреплению их межевыми знаками. Срок выполнения работ установлен 60 календарных дней с момента заключения контракта. Указанные работы выполнены согласно техническому заданию.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.

Данный федеральный закон в пункте 1 статьи 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.

Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Пункт 2 статьи 16 Закона о погребении содержит императивное требование о том, что вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Действующее ранее постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», на которое в иске ссылался прокурор, утратило силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631, которым отменен указанный нормативно-правовой акт.

Новые требования содержаться в Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», где в п. 51 предусмотрено, что участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям:

иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов, открытых водоемов, потоков грунтовых вод, используемых населением для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;

не затопляться при паводках;

иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован только для размещения кладбища для погребения после кремации;

иметь сухую, пористую почву на глубине 1,5 метров и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов;

от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров;

до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания - не менее 50 метров.

Согласно п. 53, при устройстве кладбища, должны предусматриваться:

водоупорный слой;

система дренажа;

обваловка территории кладбища;

разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений;

водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории;

подъездные пути и автостоянки.

Площадь участков для размещения мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища.

Вместе с тем, все вышеперечисленные требования предусмотрены при вновь создаваемых кладбищах, для участков вновь отводимых под кладбища. Пункт 2 ст.16 Закона о погребении содержит требование к вновь создаваемым местам погребения, именно при их создании.

Однако прокурором указанное положение закона при направлении иска в суд, не учтено. Заявленные требования прокурора к действующим кладбищам с 1937 года, не применимы.

Между тем, Закон о погребении регулирует вопросы действующих мест захоронения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть только перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий по решению органов местного самоуправления. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается (пункт 6 статьи 16 Закона о погребении).

Пунктом 4 ст.17 Федерального закона предусмотрено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Вместе с тем, вышеуказанных исковых требований прокурором не заявлено, доказательств нарушения санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения суду не представлено, сведений о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности, не имеется.

Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанностей на ответчика разработать и утвердить проекты устройства кладбищ, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами ..... в ... и ..... в ... в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011 № 84, в которых должно быть предусмотрено наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, система дренажа, обваловка территории, характер и площадь зеленых насаждений, организация подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйтвенную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования прокурора о возложении обязанности провести кадастровые работы по выносу границ земельных участков с фиксацией границ кладбищ и установлении границы санитарно-защитной зоны кладбища, также являются несостоятельными в силу того, что в отношении кладбища в ... в соответствии с муниципальным контрактом ..... от ...... выполнены работы по выносу границ земельного участка с кадастровым номером ...... В отношении земельного участка в ..., согласно пояснению представителя администрации контракт планируется заключить в 2021 году при поступлении финансирования. Сведений о том, что ответчик уклоняется от выполнения данных работ, не представлено. Также прокурором не представлено доказательств тому, что отсутствие границ в натуре на земельном участке, отведенном под кладбище в ... нарушает права граждан.

Доказательства отсутствия охранно зоны кладбищ, не представлены. В иске прокурор указывает, что размер охранной зоны установлен 50 метров и это обстоятельство установлено проверкой. Представленные к иску материалы проверки, где говориться об отсутствии зон, датированы 2019 годом и январем 2020 года. Сведений, актов проверок, протоколов уполномоченных органов исполнительной власти за 2021 год, не представлено. При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... муниципального района ... о возложении обязанностей разработать и утвердить проекты устройства кладбищ, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами ..... в ... и ..... в ... в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011 № 84; и о возложении обязанности провести кадастровые работы по выносу границ указанных земельных участков с фиксацией границ кладбища и установлении границы санитарно-защитной зоны кладбища в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ...вой суд через ... районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:         С.Б. Хрещатая

2-507/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Надеждинского района
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
Другие
Министерство строительства Приморского края
Кадастровый инженер Холод Владимир Александрович
Администрация Надеждинского сельского поселения
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Хрещатая С.Б.
Дело на сайте суда
nadezhdinsky.prm.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
01.02.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Подготовка дела (собеседование)
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее