Решение по делу № 12-33/2020 от 11.12.2019

                                                                                             12-33/2020

РЕШЕНИЕ

                     Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ступино Московской области                                           23 января 2020 год

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Середенко С.И.., с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Московской области Громовой С.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО «Сельхозпродукты» по доверенности Токц М.Я.., при секретаре Масленниковой С.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе ООО «Сельхозпродукты» на постановление Главного государственного санитарного врача по городскому округу Ступино, городскому округу Кашира, городскому округу Серебряные Пруды Васильева И.В. от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Сельхозпродукты» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при ведении деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур по адресу <адрес>

-не обеспечило оповещение не позднее чем за 3 дня о запланированных обработках пестицидами население близлежащих к обрабатываемым полям населенных пунктов- <адрес> через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах. Документы, подтверждающие оповещение населения на момент составления протокола не представлены.

- с целью обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел не обеспечило оповещение владельцев пасек <адрес> о необходимости исклчения вылета пчел ранее срока, установленного в каталоге и рекомендациях по применению конкретных пестицидов. Документы, подтверждающие оповещение не представлены.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сельхозподукты» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.

ООО «Сельхозпродукты» подана жалоба на данное постановление, к которой просят отменить вышеуказанное постановление Главного государственного санитарного врача по городскому округу Ступино, городскому округу Кашира, городскому округу Серебряные Пруды Васильева И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.

В обоснование своих требований, ООО «Сельхозпродукты» указывает, что оно было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ что является ненадлежащей квалификацией состава, а именно в пункте 1.3. Письма ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 01/5288-9-32 "О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора" со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N указывается на необходимость применения специальной нормы, при наличии сходных составов в общей и специальной нормах права.

Статья 6.3. КоАП РФ является общей нормой о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 8.3. КоАП РФ является специальной нормой о нарушении правил испытаний, производства, транспортировки. хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

При указанных обстоятельствах правонарушение (если оно имеется) подлежит квалификации согласно ст. 8.3. КоАП. При этом органы Роспотребназора не наделены полномочиями составлять протокол и выносить постановление по ст. 8.3 КоАП РФ.

В Постановлении указано» ООО «Сельхозпродукты» не обеспечило оповещение не позднее чем за 3 дня население ближайших к обрабатываемым полям населенных пунктов.

До проведения обработок пестицидами соглаксно ч. 2.16 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 они обязаны не позднее чем за 3 дня обеспечить оповещение о запланированных работах население близлежащих населенных пунктов на границе с которыми размещаются подлежащие обработке площади.

Буквальное толкование указанной нормы предусматривает оповещение жителей только тех населенных пунктов, территории которых непосредственно граничат с обрабатываемыми полями.

В акте указано, что не удалось установить 300 м зону от обрабатываемых полей до жилой застройки (населенных пунктов).

Таким образом, актом не установлено, что хотя бы один из населенных пунктов расположен ближе 300 м от обрабатываемых полей.

При указанных обстоятельствах, обязательств по оповещению жителей населенных пунктов, не соприкасающихся с обрабатываемыми полями у общества не возникает.

Также указано, что общество не обеспечило оповещение владельцев пасек п. Б. Руново и д. Лазаревка.

Согласно ст. 2.27 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел.

Указанная нома не предусматривает оповещение всех пчеловодов, а только владельцев пасек.

Согласно ст. 1.7 «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравление и основных вредителей пчел» на каждую пасеку должен быть заведен ветеринарно-санитарный паспорт.

Согласно ст. 2 Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтоморфных растений и получения продукции пчеловодства» пчелы, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии со ст. 2.5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О ветеринарии».

Данные правила устанавливают требования к условиям содержания гражданами, в т.ч. в личных подсобных хозяйствах,в крестьянских (фермерских) хозяйствах, и юридическими лицами.

Отсутствие ветеринарного паспорта свидетельствует об отсутствии пасеки, и как следствие, владельцев пасек.

Представленной перепиской в электронных средствах доказано извещение владельцев пасек. Действующие нормы не обязывают сельхозпроизводителя проводить розыск владельцев пасек и установление их личности.

В акте проверки не содержится достоверной информации, кто из владельцев пасек, имеющих паспорт пасеки, оповестивший ООО «Сельхозпродукты» о расположении такой пасеки вблизи полей не оповещен о применении препарата.

В судебном заседании представитель ООО «Сельхозпродукты» в полном объеме подтвердил доводы, изложенные в жалобе, и просил суд отменить постановление Главного государственного санитарного врача по городскому округу Ступино, городскому округу Кашира, городскому округу Серебряные Пруды Васильева И.В. от ДД.ММ.ГГГГ .

    Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области возражает против удовлетворения жалобы. Пояснила, что границы полей и расположение населенных пунктов были определены исходя из яндекс карты, а также планов приложение к договору аренды. Все поля определены под одним кадастровым номером

ООО «Сельхозпродукты» не обращалось в администрацию населенных пунктов для установления владельцев пасек. Проверку владельцев пасек не осуществляли. Информация получена из похозяйственной книги. Владельцы зарегистрированы в похозяйственной книги. Иной регистрации не требуется.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья при осуществлении производства по делу оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Суд, выслушав объяснения представителя ООО «Сельхозпродукты», представителя Управления Роспотребнадзора по Московской области, исследовав и проверив представленные в суд материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба ООО «Сельхозпродукты подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 1.5 и ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сельхозподукты» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения за нарушения санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм при использовании пестицидов и агрохимикатов при обработке полей на территории г.о <адрес>. А именно: ООО «Сельхозпродукты» при обработке полей по адресу <адрес>

-не обеспечило оповещение не позднее чем за 3 дня о запланированных обработках пестицидами население близлежащих к обрабатываемым полям населенных пунктов- д. Лазаревка и <адрес> г.о. <адрес> через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах. Документы, подтверждающие оповещение населения на момент составления протокола не представлены.

- с целью обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел не обеспечило оповещение владельцев пасек <адрес> о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, установленного в каталоге и рекомендациях по применению конкретных пестицидов. Документы, подтверждающие оповещение не представлены.

Все вышеперечисленное является нарушением ст. 11. ФЗ-52 от ДД.ММ.ГГГГ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и создает угрозу жизни и здоровью людей.

Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" установлено, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Правила применения пестицидов и агрохимикатов установлены Санитарными правилами и нормативами "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов". СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 (далее - Санитарные правила).

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами.

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ

Статьей 8.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 15 Закона N 109-ФЗ установлено, что государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов, утвержденными. Минздравом России, Минсельхозпродом России ДД.ММ.ГГГГ Массивы культур, требующих многократной обработки, допускается располагать на расстоянии не менее 1 км от населенных пунктов с учетом гидрогеологической характеристики участков полей, сезонной розы ветров и конкретного направления ветра в период обработки.

В рассматриваемом нарушении ООО «Сельхозпродукты» допустило нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в связи с чем, оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом, действия квалифицированы правильно по ст. 6.3 КоАП РФ. Действия ООО «Сельхозпродукты», связанные с нарушением правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которые повлекли или могли повлечь причинение вреда окружающей среде не являлись предметов рассмотрения, за данные нарушения заявитель к административной ответственности не привлекался.

Нормами СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10" (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено:

п.2.16. До проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.

П. 2.17 при обращении с пестицидами должны соблюдаться санитарно-защитные зоны и минимальные разрывы от населенных мест, водных объектов, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений. При этом должна учитываться "роза ветров" и возможность изменения направления воздушных потоков в период проведения "защитных" работ, с целью исключения загрязнения пестицидами атмосферного воздуха и водоемов в местах пребывания людей на прилегающих территориях.

2.27. В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.

Данные вопросы отнесены к сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Доводы о том, что границы земельных участков, которые находились в аренде ООО «Сельхозпродукты» не установлены, участок нельзя отобразить на карте не могут служить основанием для освобождения от обязанности оповещения о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.

Из имеющейся информации в материалах административного дела, в т.ч. из приложения к договору аренды усматривается, что в непосредственной близости с полями, на которых проводилась обработка пестицидами, находятся населенные пункты п. Б.Руново и <адрес> г.о. <адрес>.

Доказательств того, что ООО «Сельхозпродукты» установленном законом способом оповещало население о проводимой обработке не предоставлено как в ходе проведения проверки, так и в судебное заседание. Также не представлено доказательств того, что они не обязаны оповещать население населенных пунктов которые находятся в непосредственной близости от обрабатываемых полей.

"ГОСТ 25629-2014. Межгосударственный стандарт. Пчеловодство. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1361-ст) определено, что пасека это Группа пчелиных семей в ульях с необходимыми для работы с ними постройками и принадлежностями на определенном земельном участке.

Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 утверждены Ветеринарные правила содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства", в соответствии с которыми Ветеринарные правила содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства (далее - Правила) устанавливают требования к условиям содержания гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, и юридическими лицами (далее соответственно - хозяйства, пчеловоды) медоносных пчел (далее - пчелы) в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию пчел, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям пчел

Пчелы, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 "О ветеринарии"

     В соответствии с "Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел" (утв. Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 13-4-2/1362) На каждую пасеку должен быть заведен ветеринарно-санитарный паспорт, где фиксируется санитарное состояние пасеки. Реализацию продукции пчеловодства, а также выписку ветеринарных свидетельств формы 1-вет и 2-вет проводят с учетом записи в ветеринарно-санитарном паспорте пасеки.

Исходя из вышеуказанных норм владельцы пасек обязаны заводить ветеринарно-санитарный паспорт для фиксации санитарного состояния пасеки. Наличие или отсутствие данного паспорта не могут служить доказательством наличия или отсутствия пасеки. Действующее законодательство не содержит запрет организации пасеки как на земельном участке, предназначенном для личного подсобного хозяйства, на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, так и на земельном участке для индивидуального жилищного строительства.

На лиц, проводящих обработку полей пестицидами возложена обязанность обязательного оповещения владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.

Профилактика отравлений пчел базируется на строгом соблюдении регламентации применения в окружающей среде токсичных для пчел веществ.

" Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел" (утв. Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 13-4-2/1362) установлено в п.6.1.2. что Владельцев пасек оповещают за трое суток до химобработки с указанием применяемого ядохимиката, места (в радиусе 7 км) и времени, способа проведения обработки. Указывают время изоляции пчел.

Оповещение должно проводится общедоступными средствами.

Группа, созданная группой пчеловодов в сети WhatsAhh не является средством массовой информации, а также группой включающей в себя всех владельцев пасек. Доводы о том, что Парулов Петя, зарегистрированный в данной группе являлся уполномоченным ООО «Сельхозпродукт» лицом, которое предоставляло всю необходимую информацию также не представлено.

Таким образом, ООО «Сельхозпродукт» не представлено достоверных доказательств того, что владельцы пасек в установленном порядке общедоступным методом были оповещены о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов не представлено.

Оспариваемое постановление, равно как и протокол об административном правонарушении оформлены уполномоченными должностными лицами административного органа.

Административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств по делу, при отсутствии в действиях ООО «Сельхозпродукт» обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление Главного государственного санитарного врача по городскому округу Ступино, городскому округу Кашира, городскому округу Серебряные Пруды Васильева И.В. от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Сельхозпродукт» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ООО «Сельхозпродукт» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение 10 дней.

судья:            Середенко С.И.

12-33/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО Сельхозпродукты
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Судья
Середенко С. И.
Статьи

6.3

Дело на сайте суда
stupino.mo.sudrf.ru
12.12.2019Материалы переданы в производство судье
16.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
02.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Дело оформлено
29.05.2020Вступило в законную силу
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее