Решение по делу № 33-10924/2023 от 29.11.2023

Судья Щиголева Ю.В.

                 Дело 33-10924/2023(№ 2-778/2023)

УИД 22RS0068-01-2022-007861-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 декабря 2023 года                             г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего        Шторхуновой М.В.,

судей                    Масликовой И.Б., Сачкова А.Н.,

при секретаре            Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 сентября 2023 года

по делу по иску Б.П.Б. Л.Е.М., Б.Л.П., Б.В.И. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г.Барнаула о признании жилого дома многоквартирным.

Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бердарь П.Б., Л.Е.М., Белоусова Л.П., Б.В.И. обратились в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании жилого дома многоквартирным.

В обоснование требований указано, что собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является Бердарь П.Б (общая долевая собственность 15/88; договор дарения от ДД.ММ.ГГ). Собственником <адрес>, по этому же адресу является Л.Е.М. (общая долевая собственность 27/88; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ). Собственником <адрес> является Б.В.И. и Белоусова Л.П. (общая долевая собственность 34/279 у Б.В.И. и 34/279 по договору дарения от ДД.ММ.ГГ у Б.В.И.; общая долевая собственность Белоусовой Л.П. - 34/279). Итого по дому: 197,4 кв.м. по техническому плану, по выписке ЕГРН – 204,2 кв.м.

Жилой дом по адресу: <адрес> одноэтажный, без подвала, в доме имеется 4 квартиры, дом построен в 1960 году. В 2004 году в <адрес> начались проблемы: дом стал деформироваться, в доме начали трескаться стены, в 2006 году завалилась часть дома: кухня из бетонных стен. Ремонт в доме Управляющая компания «Жилищная услуга» не проводила. В 2014 году <адрес> признали аварийной и трем членам семьи (Б.Т.П., Б.Е.Б., Б.Б.В.) предоставили жилое помещение маневренного, всем остальным отказали, в связи с имеющейся собственностью.

Собственниками дома была проведена экспертиза, в соответствии с заключением *** от ДД.ММ.ГГ техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> оценивается как аварийное, которое характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. После получения экспертизы Б.Т.П., Бердарь П.Б., Б.В.И. и Белоусова Л.П. обратились в прокуратуру <адрес> о бездействии комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. ДД.ММ.ГГ комиссия из администрации <адрес> и Комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, при осмотре дома пояснила, что дом для индивидуальной жилой постройки, только после признания дома аварийным все собственники имеют право на получение компенсации за квартиру, а наймодатель имеет право на получение квартиры.

Во внесудебном порядке изменить назначение жилого дома по адресу: <адрес> на многоквартирный собственники и наймодатель не могут.

ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения администрацией города приняты решения об обращении в судебные органы с требованиями о признании данного дома многоквартирным и последующим обращением в межведомственную комиссию для признания его аварийным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просят признать жилой дом общей площадью 204,2 кв.м., кадастровый ***, находящийся по адресу: <адрес> многоквартирным жилым домом с разделом на квартиры: <адрес> площадью 29,7 кв.м.; <адрес> площадью 34,3 кв.м.; <адрес> площадью 61,9 кв.м..; <адрес> площадью 71,5 кв.м. согласно техническому паспорту жилого дома, составленному ДД.ММ.ГГ.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.

Жилой дом по <адрес> Алтайского края, кадастровый ***, признан многоквартирным, включающим следующие жилые помещения, согласно техническому паспорту, составленному Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГ :

<адрес> – общей площадью 29,7 кв.м., состоящая из помещений в литере А - поз.1 площадью 6,4 кв.м., поз.2 площадью 5,6кв.м., поз.3 площадью 17,7 кв.м.;

<адрес> – общей площадью 34,3 кв.м., состоящая из помещений в литере А5 – поз.1 площадью 3,4 кв.м., поз.2 площадью 1,3 кв.м., в литере А – поз. 3 площадью 6,2 кв.м., поз.4 площадью 18,1 кв.м., поз.5 площадью 5,3 кв.м., находящаяся в пользовании Бердарь П.Б.;

<адрес> – общей площадью 61,9 кв.м., состоящая из помещений в литере А8 – поз.1 площадью 5,9 кв.м., поз.2 площадью 5,6 кв.м., поз.8 площадью 0,9 кв.м., в литере А1 – поз.3 площадью 14,7 кв.м., в литере А3 – поз.4 площадью 4,9 кв.м., в литере А – поз.5 площадью 6,2 кв.м., поз.6 площадью 5,5 кв.м., поз.7 площадью 18,2 кв.м., находящаяся в пользовании Лесниковой Е.М.;

<адрес> – общей площадью 71,5 кв.м., состоящая из помещений в литере А9 – поз.1 площадью 1,3 кв.м., поз.2 площадью 6,1 кв.м., в литереА2 – поз.3 площадью 4,0 кв.м., поз.4 площадью 0,7 кв.м., в литере А6 – поз.5 площадью 5,4 кв.м., поз.6 площадью 10,6 кв.м., в литере А7 – поз.7 площадью 5,5 кв.м., поз.8 площадью 8,1 кв.м., в литере А – поз.9 площадью 6 кв.м., поз.10 площадью 18,2 кв.м., поз.11 площадью 5,6 кв.м., находящаяся в пользовании Б.В.И., Белоусовой Л.П.

В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указано, что в настоящий момент законодательно не регламентирована процедура по изменению статуса объектов недвижимости с индивидуального жилищного строительства на многоквартирные жилые дома, что не было учтено судом. Из представленных в материалах дела документов следует, что спорный объект представляет собой индивидуальный жилой дом. При этом, наличие общих инженерных систем (отопление, водоснабжение, водоотведение), общих наружных и внутренних стен, фундаментов, крыши, самостоятельных выходов на земельный участок не является достаточным основанием для признания дома многоквартирным. Признаками, позволяющими отличить многоквартирный дом от объекта индивидуального жилищного строительства, являются: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи. При приватизации истцами квартир, спорный жилой дом находился в надлежащем состоянии, поскольку истцы являются собственниками спорного объекта недвижимости, на них была возложена обязанность по его содержанию, что также не принято во внимание судом. Вывод суда об отсутствии в ином порядке признать спорный жилой дом многоквартирным является несостоятельным, поскольку отказ в получении разрешения на условно разрешенный вид использования от ДД.ММ.ГГ мотивирован не только отсутствием у объекта недвижимости признаков многоквартирного дома, но и не предоставлением полного пакета документов.

В поступивших возражениях истец Бердарь П.Б. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истцов просила оставить решение суда без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Бердарь П.Б., Л.Е.М., Белоусова Л.П. и Б.В.И. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> бригады <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН Лесниковой Е.М. принадлежит 27/88 долей, Б.В.И. - 68/279 долей, Белоусовой Л.П. - 34/279 долей, Бердарь П.Б. - 15/88 долей в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 204,2 кв.м., 1960 года завершения строительства.

Жилой дом по указанному адресу значится в реестре объектов муниципальной собственности в части неприватизированных квартир согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** «О принятии в муниципальную собственность жилого фонда с инженерными сетями ОАО «Сибэнергомаш» (л.д. 233 т. 2).

По сведениям ЕГРН земельный участок от ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д. 166-167) земельный участок площадью 1 070+/-11 кв.м. с кадастровым ***, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для эксплуатации жилого дома предоставлен Лесниковой Е.М. во временное владение и пользование в аренду сроком на 49 лет – с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Договор аренды ***-з от ДД.ММ.ГГ (л.д. 174 т.1).

Из материалов инвентарного дела следует, что спорный жилой дом лит. А с пристройками лит. А1, А2, А3, А5, А6, А7, А8, А9 по <адрес>, одноэтажный, без подвала, в плане сложной конфигурации, оборудованный отдельными входами в изолированные помещения четырех квартир, с холодными пристройками лит. а, а1, а2 общей площадью 197,4 кв.м., жилой площадью 133 кв.м. Конструктивная схема здания – бескаркасная, с несущими продольными и поперечными стенами. Пространственная жесткость обеспечивается совместной работой продольных и поперечных стен всего здания с диском перекрытия. Здание обеспечено всеми необходимыми видами инженерного оборудования - централизованными электроснабжением, отоплением, холодным водоснабжением, водоотведением.

На основании постановления администрации Индустриального района г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ самовольно возведенные пристрои Литер А1-А9 к жилому дому по <адрес> бригады <адрес>, трое сеней (литер а, а1, а2), надворные постройки узаконены. <адрес> дома после реконструкции составила 204,2 кв.м., жилая 133,8 кв.м.

Согласно акту об установлении факта сноса планового пристроя, утв. директором филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГ, установлено, что плановый пристрой литер А4, общей площадью 4,9 кв.м., снесен. На земельном участке остались дом литер А и плановые пристрои литер А1, А2, А3, А5, А6, А7, А8, А9, общей площадью 199, 3 кв.м., жилой площадью 133,8 кв.м. (л.д. 227 т.2).

Спорный жилой дом условно разделен на четыре жилых помещения, из которых <адрес> является муниципальной собственностью, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ была предоставлена Б.Т.П. (на момент рассмотрения настоящего дела <адрес> признана непригодной для проживания на основании заключения межведомственной комиссии (л.д. 17 т.2), нанимателю Б.Т.П. предоставлено другое жилое помещение (л.д. 220 т.2)); <адрес> находится в пользовании истца Бердарь П.Б., <адрес> – в пользовании Лесниковой Е.М., <адрес> – в пользовании Б.В.И., Белоусовой Л.П.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы *** от ДД.ММ.ГГ, проведенной ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «Алтай-Эксперт», установлено, что исследуемый жилой дом лит. А, А1, А2, А3, А5, А6, А7, А8, А9 по адресу: <адрес> – это фактически многоквартирный жилой дом с расположенными в нем четырьмя квартирами с индивидуальными входами в них, общим земельным участком, общими инженерными системами (отопление, холодное водоснабжение, водоотведение), общими наружными и внутренними несущими стенами строения лит. А, ленточными бетонными фундаментами строения лит. А, конструкциями крыши строения лит. А.

Произведенными исследованиями не выявлено несоответствий жилого дома лит. А, А1, А2, А3, А5, А6, А7, А8, А9 на земельном участке по адресу: <адрес> требованиям градостроительных норм и правил, виду разрешенного использования земельного участка, параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки.

Объемно-планировочные решения квартир исследуемого жилого дома позволяют разместиться в каждой из квартир по одной семье с необходимым набором внутриквартирного оборудования и предметов мебели, с созданием условий для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище (без учета технического состояния исследуемого жилого дома на дату проведения экспертного осмотра), что соответствует п.п. 5.1, 5.6, 5.8 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».

Надлежащая продолжительность инсоляции, обеспечение естественным освещением жилых комнат и кухонь через световые проемы надлежащей площади соответствует требованиям п.п. 9.11-9.13 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».

Помещения жилого дома защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, снабжение питьевой водой осуществляется от централизованной сети водоснабжения, удаление сточных вод осуществляется в централизованную систему канализации, что соответствует требованиям п.п.9.20, 9.21, 9.29, 9.30 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».

В то же время следует отметить, что строение, построенное и надлежащим образом узаконенное в соответствии с ранее действовавшими правовыми и нормативно-техническими требованиями, не корректно сопоставлять с предъявляемыми современными требованиями, так как оно имеет моральный износ (несоответствие его состояния части современных требований и стандартов).

Сопоставление данных, полученных в результате проведенного экспертного осмотра с нормативными терминами и определениями, приведенными в исследовании по первому и второму вопросам, с данными, представленными в материалы гражданского дела, а именно в выписке из технического паспорта на жилой дом лит. А с пристройками лит. А1, А2, А3, А5, А6, А7, А8, А9 по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д. 115-123), где согласно данным оттиска штампа на титульном листе в строениях лит. А, А6 выполнена самовольная перепланировка (сущность перепланировки указана на л. 8 Технического заключения *** от ДД.ММ.ГГ по результатам обследования строительных конструкций и коммуникаций исследуемого жилого дома (т.1 л.д. 129)), экспертом не выявлено самовольной реконструкции какого-либо жилого помещения в составе жилого дома по адресу: <адрес>.

Разрешая спор, суд первой инстанции установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе заключение проведенной по делу экспертизы, в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении требований истцов, поскольку спорный объект недвижимости отвечает признакам многоквартирного дома.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами суда первой инстанций по доводам апелляционной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из положений статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены данной нормой.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).

Исходя из части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего кодекса.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 12 июля 2022 г. N 30-П, исходя из технических, экономических, функциональных свойств многоквартирного дома его следует рассматривать как целостную объемную строительную систему, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания или деятельности людей. Как следует из национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения" (утвержден для добровольного применения приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст с датой введения в действие с 1 июля 2015 г.), это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные или пристроенные нежилые помещения, придомовая территория (земельный участок).

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Пунктами 1-4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:

- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

К имуществу, указанному в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, относятся помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из представленных в дело письменных доказательств следует, что спорный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрирован как индивидуальный жилой дом, сведений о том, что данный объект отнесен к многоквартирному жилому дому, не имеется.

Заключением проведенной по делу экспертизы *** от ДД.ММ.ГГ, вопреки доводам жалобы, установлено, что спорный объект недвижимости отвечает признакам многоквартирного дома, при этом, в силу указанных выше правовых норм, для отнесения жилого здания к многоквартирному жилому дому необходимо, в том числе, наличие в доме общего имущества, которое предполагает множественность субъектов права собственности на один и тот же объект, которое, в том числе, предполагает наличие крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, что и установлено проведенной по делу экспертизой.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Е.Р.С., проводивший по делу экспертизу подтвердил, что жилой дом имеет несколько самостоятельных входов, общее имущество (земельный участок, общие инженерные системы - отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, наружные и внутренние несущие стены строения лит. А, ленточные бетонные фундаменты строения лит. А, конструкции крыши строения лит. А. Доступ на чердачное помещение осуществляется через слуховое окно в конструкции крыши посредством приставной лестницы. Лит. А имеет одну крышу, остальные литеры - пристрои, есть чердачное помещение, единое над четырьмя квартирами, подвальное помещение отсутствует, единые коммуникации, фундамент единый в литере А. Указанный жилой дом не является домом блокированной застройки, поскольку имеет общие инженерные коммуникации и чердачное помещение. Размер земельного участка соответствует многоквартирному дому.

Отсутствие межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, коридоров, технических этажей, не препятствует признанию дома многоквартирным при наличии иных признаков многоквартирности дома в силу указанных выше норм права.

Вопреки доводам представителя ответчика, нахождение спорного дома в муниципальной собственности и передача помещений на условиях социального найма до их приватизации, свидетельствует об отсутствии обязанности наймодателя поддерживать данный дом в надлежащем техническом состоянии. При этом, согласно заключению досудебной экспертизы *** капитальный ремонт спорного жилого помещения не проводился, таким образом, на дату приватизации 2005 году, обязанность муниципалитета по надлежащему содержанию дома исполнена не была, также указанным заключением подтверждается, что истцами проводились текущие ремонтные работы дома.

Подлежит и отклонению довод жалобы о том, что истцам отказано в получении разрешения на условно разрешенный вид использования от ДД.ММ.ГГ по мотиву того, что ими не предоставлен полный пакет документов.

Как следует из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула на запрос суда, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 №447, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-1). Вид разрешенного использования земельных участков «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код – 2.1.1)» относится к условно разрешенным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж-1. При признании жилого дома по указанному адресу многоквартирным необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код – 2.1.1)» во избежание нецелевого использования земельного участка. Процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и перечень необходимых документов установлены ст. 31 Правил, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 17.04.2020 №610.

Согласно п. 31 Правил землепользования и застройки города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по землепользованию и застройке.

Как следует из материалов дела, истцы 23.08.2022 обращались в Комитет по строительству и архитектуре г.Барнаула с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В ответе от 22.09.2022 на данное обращение истцам разъяснено, что объект капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, не отвечает признакам многоквартирного дома, данный жилой дом принадлежит на праве долевой собственности физическим лицам, в ЕГРН отсутствуют сведения о помещениях (квартирах) в указанном доме. В связи с чем истцам предложено уточнить запрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами и повторно обратиться с заявлением (л.д. 217 т.2).

Как верно указано судом первой инстанции, поскольку истцы ранее обращались с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, и им было отказано по тому основанию, что дом не является многоквартирным, постольку они лишены возможности в ином порядке защитить свои права, кроме как обратиться за судебной защитой путем изменения статуса объекта капитального строительства и последующим изменением вида разрешенного использования.

При этом, вопреки доводам жалобы, в ответе разъяснен порядок обращения с указанным заявлением при уточнении вида разрешенного использования земельного участка, не на отказ в удовлетворении заявления в связи с непредоставлением полного пакета документов.

Кроме того, отсутствие законодательно установленной процедуры по изменению статуса объектов недвижимости с индивидуального жилищного строительства на многоквартирные жилые дома не препятствует обращению истцов в суд с указанными требованиями.

Согласно пунктам 1, 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Установление требований к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проведенной оценки соответствия помещения установленным требованиям, оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) с приложением документов, представленных заявителем, в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положением N 47).

Согласно пункту 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Фактическое нахождение жилого дома в аварийном состоянии в связи с этим и бездействие органа местного самоуправления по защите жилищных прав истцов, вопреки доводам жалобы, не свидетельствуют о не надлежаще избранном истцами способе защиты, поскольку принимая в собственность жилые помещения в доме, являющимся объектом муниципальной собственности, истцы вправе были рассчитывать на защиту их жилищных прав и не должны нести неблагоприятные последствия того, что муниципальным образованием самостоятельные изолированные жилые помещения в виде отдельных квартир передавались в собственность граждан в виде долей в праве собственности на жилой дом, фактически являющийся многоквартирным.

Доводы об отсутствии процедуры признания жилого дома многоквартирным не могли и не являются основанием к отказу в иске, поскольку как следует из положений частей 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации недвижимости), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. При этом к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 этой статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 этого федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные поименованным законом.

Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных названным федеральным законом, в том числе сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об изменении назначения здания, сооружения, помещения (пункты 9, 10, 11 части 5 статьи 8, пункт 5.1 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости).

Сама процедура (порядок) перевода жилого дома в многоквартирный ЖК РФ действительно, прямо не предусмотрена. Однако коллегия полагает, что по аналогии права возможно применение ст.23 ЖК РФ, регламентирующей порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, поскольку и в одном и в другом случае изменяется статус помещения.

Аналогичная позиция содержится в письме Росреестра от 23.08.2012 N 09-6741-ВАб "Об осуществлении государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период", согласно которому если образование квартир в жилом доме связано с проведением реконструкции такого здания, то документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ).

Сведения об объекте недвижимости "многоквартирный дом", исходя из положений пункта 9 части 5 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости, относятся к сведениям о назначении здания, коллегия приходит к выводу, что ответчик не лишен был возможности самостоятельно изменить как статус жилого дома, так и разрешенный вид использования земельного участка. Однако, от указанной обязанности ответчик уклонился, а поскольку проживание в принадлежащих истцам квартирах жилого многоквартирного дома представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья, коллегия полагает, что истцы не лишены возможности защитить свои права избранным ими способом.

При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г.Барнаула – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 27.12.2023.

33-10924/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бердарь П.Б.
Лесникова Е.М.
Белоусов В.И.
Белоусова Л.П.
Ответчики
Администрация города Барнаула
КЖКХ г. Барнаула
Другие
Прокуратура г. Барнаула
Администрация Индустриального района г. Барнаула
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Лебоутова Ирина Станиславовна
Управление имущественных отношений Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
26.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Передано в экспедицию
26.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее