№ 2-3219/2019
21 ноября 2019 года город Выборг
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Сирачук Е.С.
при секретаре Ледовской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Г.А, П.Н.В, П.О.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М.М.Д. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство» о признании права собственности на блок-секцию дома блокированной застройки.
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство» о признании права собственности на блок-секцию дома блокированной застройки.
В обоснование требований истцы указали, что в связи с работой в Выборгском лесхозе П.Н.В и членам его семьи в марте 1972 г. была предоставлена отдельная двухкомнатная <адрес> площадью 44,1 кв.м., в том числе жилой площадью 27,6 кв.м., инвентарный №, кадастровый №, находящаяся по адресу: <адрес>, туп. 1-й Кангас, <адрес>.
П.Н.В умер, П.Г.А (жена П.Н.В), П.Н.В (сын), с момента предоставления квартиры зарегистрированы в ней по месту жительства, П.О.В (дочь) и М.М.Д. (сын П.О.В) зарегистрированы в указанном жилом помещении с момента рождения, что подтверждается справкой ф9.
Адрес: <адрес>, туп. 1-й Кангас, <адрес>, был присвоен жилому дому в 2019 году постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области.
Квартира поставлена на кадастровый учет, право собственности на объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.
С целью заключения договора социального найма, истцы обращались в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области. Администрация отказала, ссылаясь на то обстоятельство, что спорный дом не включен в реестр имущества муниципального образования.
Истцы обращались в ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство», но там также отсутствуют сведения в отношении спорного жилого помещения.
Истцы полагают, что кроме как в судебном порядке разрешить вопрос не представляется возможным.
Истцы также указывают, что жилой дом состоит из двух самостоятельных частей.
Их часть дома состоит из кухни площадью 8,5 кв.м., двух жилых комнат площадью 18,4 кв.м. и 9,2 кв.м., коридора площадью 8,0 кв.м., пристройки площадью 10,3 кв.м.
Ранее истцы не участвовали в приватизации, иных жилых помещений в собственности не имеют.
Истцы полагают, что у них возникло право на приватизацию указанного жилого помещения.
На основании изложенного, истцы просят признать за ними по ? доле в праве общей долевой собственности за каждым на жилое помещение – блок-секцию дома блокированной застройки, площадью 44,1 кв.м., инвентарный №, кадастровый №, состоящую из кухни площадью 8,5 кв.м., двух жилых комнат площадью 18,4 кв.м. и 9,2 кв.м., коридора площадью 8,0 кв.м., пристройки площадью 10,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, туп. 1-й Кангас, <адрес>.
Истцы, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, направили своего представителя.
Представитель истцов адвокат С.С.В, в судебном заседании просил требования удовлетворить. Указал, что сведений о собственнике жилого помещения не имеется.
Заключением подтверждено, что спорный объект недвижимости представляет собой блок-секцию дома блокированной застройки. Истцы ранее в приватизации жилья не участвовали, вселены в жилое помещение на законных основаниях. ОАО «Выборгский лесокомбинат» ликвидировано, и спорное жилое помещение должно было быть передано администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области.
Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области М.Е.О, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала об удовлетворении иска.
Ответчик ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство» будучи уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направил, в отзыве на иск указал, что спорное жилое помещение на балансе предприятия не состоит, спорное жилое помещение числилось на балансе ОАО «Выборгский лесокомбинат».
Суд, заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело, приходит к следующему.
Установлено, что П.Н.В и членам его семьи П.Л.П (жена) и П.В.Н (сын) на основании ордера № от Дата было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанному объекту присвоен адрес: <адрес>, МО «<адрес>», <адрес>, туп. 1-й Кангас, <адрес>.
Как следует из справки ф9, в настоящее время в жилом помещении зарегистрированы: П.Г.А 1956 года рождения с августа 1989 года, П.Н.В 1990 года рождения с мая 1990 года, П.О.В 1978 года рождения с августа 1989 года, и М.М.Д. 2013 года рождения с февраля 2013 года.
Все зарегистрированные лица являются членами одной семьи.
В настоящее время право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано.
Жилое помещение – <адрес> туп. 1-й Канзас, <адрес> поставлено на кадастровый учет за номером №
<адрес> 44,1 кв.м., инвентарный №.
Ранее спорное жилое помещение числилось на балансе ОАО «Выборгский лесокомбинат», общество прекратило свое существование – ликвидировано в 2007 году.
Истцы ранее в приватизации жилых помещений участия не принимали, в собственности иных жилых помещений не имеют.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в действующей редакции и в редакции Закона РФ N 4199-1 от 23 декабря 1992 г., действовавшей на момент акционирования ответчика) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (действовавшего на момент приватизации предприятия-ответчика и признанного утратившим силу Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая специализированные дома (в частности, общежития), иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения 4судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подтвержденными после принятия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса предприятия жилищный фонд, в том числе жилое помещение, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, истцы на законных основаниях были вселены в спорное жилое помещение.
Жилое помещение до настоящего времени используется истцами на условиях социального найма.
То обстоятельство, что в настоящее время права на спорный объект не зарегистрированы не может нарушать жилищных прав истцов, учитывая наличие информации о ликвидации предприятия, у которого на балансе состояло указанное имущество, данное жилое помещение должно было быть принято на баланс соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в т.ч. жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются. Сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (п. 4 ч. 3, п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, законодатель прямо запрещает осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении частей индивидуального жилого дома или квартир в таких домах.
Более того, по смыслу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что и исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, который прекращает свое существование.
При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Виды объектов капитального строительства приведены законодателем в т.ч. в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), в том числе к ним относятся: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре индивидуального жилого дома может привести только и исключительно к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание "жилой дом блокированной застройки".
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие в таком доме помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Объект находящийся в пользовании истца поставлен на кадастровый учет как изолированная часть жилого дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН, вместе с тем, в настоящее время возможность проведение регистрации права в отношении такого объекта как изолированная часть жилого дома не возможна.
Из технического паспорта, из выписки из ЕГРН следует, что жилое помещение истцов, фактически представляет собой блок-секцию дома блокированной застройки, состоящую из кухни площадью 8,5 кв.м., двух жилых комнат площадью 18,4 кв.м. и 9,2 кв.м., коридора площадью 8,0 кв.м., пристройки площадью 10,3 кв.м., инвентарный №, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, туп. 1-Кангас, <адрес>.
Согласно заключению эксперта Т.В.А № от Дата, индивидуальная жилая <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, туп. 1-Кангас, <адрес> ? части дома, отдельно стоящего одноэтажного деревянного здания представляет собой отдельную часть данного дома. Имеет все признаки блок-секции дома блокированной застройки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истцами права общей долевой собственности на блок-секцию дома блокированной застройки.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком при указанных обстоятельствах будет являться администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, а требования к ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство» заявлены необоснованно.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 98, 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования П.Г.А, П.Н.В, П.О.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М.М.Д. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ЛОКП "Ленинградское областное лесное хозяйство" о признании права собственности на изолированную часть жилого дома удовлетворить частично.
Признать за П.Г.А Дата года рождения, уроженкой д. <адрес>, паспорт №, выдан Дата ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, П.Н.В Дата года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт №, выдан Дата ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, П.О.В, Дата года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт №, выдан Дата Выборгским УВД <адрес>, М.М.Д. Дата года рождения, уроженцем <адрес>, свидетельство о рождении I-BO №, выдано Управлением ЗАГС администрации МО «<адрес>» <адрес> Дата запись акта о рождении № от Дата право общей долевой собственности по ? доле в праве общей долевой собственности за каждым на блок-секцию дома блокированной застройки, инвентарный №, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, туп. 1-Кангас, <адрес>, состоящую из кухни площадью 8,5 кв.м., двух жилых комнат площадью 18,4 кв.м. и 9,2 кв.м., коридора площадью 8,0 кв.м., пристройки площадью 10,3 кв.м.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН и ГКН.
В удовлетворении требований к ЛОКП «Ленинградское областное лесное хозяйство» отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2019 года.
УИД 47RS0№-92
"Подлинный документ находится в производстве Выборгского городского суда
<адрес>, подшит в гражданское дело №