Дело № 2-1829/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2011 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
При секретаре Аниковой Т.С.
с участием истца Семеновой Г.А.,
представителя ответчиков по доверенностям Морозовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Семеновой Г.А. к Администрации г. Твери, Администрации Центрального района в г. Твери о включении в наследственную массу и признании права собственности на комнату в коммунальной квартире в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с требованиями к ответчикам включить в состав наследства, открывшегося после смерти Смирнова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ г., комнату общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> и признать за истцом право собственности на указанное помещение в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер родной брат Смирнов А.А.. После его смерти осталось наследственное имущество, включающее в себя комнату площадью <данные изъяты> кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Семенова Г.А. является его единственной наследницей по закону, так как родители давно умерли, других детей у них не было, брат - Смирнов А.А. в браке не состоял, детей у него не было.
В соответствии с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти Смирнова А.А., нотариусом заведено наследственное дело № ДД.ММ.ГГГГ год. Фактически истец приняла наследство и оплачивает расходы, связанные с содержанием этой комнаты. Однако постановлением нотариуса от 04.03.2011 года ей отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество Смирнова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из комнаты, находящейся по адресу <адрес>. Основанием для отказа послужило отсутствие правоустанавливающего документа на указанную комнату.
Между тем, Смирнов А.А. при жизни изъявил желание получить комнату, в которой проживал, в собственность в порядке приватизации. Воля Смирнова А.А. на приватизацию занимаемой им комнаты была выражена в его действиях, в том числе в выдаче 16 апреля 2009 года доверенности на имя истца на право осуществления всех необходимых действий, связанных с приватизацией занимаемой им по договору социального найма жилой площади.
12.08.2010 г. было составлено заявление от Смирнова А.А. о передаче ему в индивидуальную собственность, на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» занимаемой им комнаты в <адрес>, кроме этого была получена выписка из реестра муниципальной собственности <адрес>. Заявление было заверено ведущим специалистом отдела по работе с муниципальным имуществом ДЕЗа и паспортистом. 13.08.2010 г. было оплачено составление технического паспорта. Однако, выразив при жизни волю на приватизацию, Смирнов А.А. по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано (п. 8 Закона РФ «О приватизации»), так как ДД.ММ.ГГГГ он умер.
Истец полагает, что, поскольку брат при жизни выразил по установленной форме свое волеизъявление на получение в свою собственность в порядке приватизации комнаты, в которой он проживал, и поскольку каких-либо препятствий для такой приватизации не имелось, то указанную комнату следует считать наследственным имуществом, оставшимся после смерти Смирнова А.А. При наличии таких обстоятельств, считает, что у суда есть все основания для включения комнаты (пом. №) в <адрес> в наследственную массу после смерти Смирнова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку истец является единственной наследницей умершего, то за ней должно быть признано право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке наследства.
В судебном заседании истец Семенова Г.А. поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что брат был инвалидом, первоначально оформил заявление о получении комнаты в собственность в ДД.ММ.ГГГГ года, но по состоянию здоровья не мог заниматься сбором документов, в связи с чем была выдана доверенность на имя истца. Собрав все необходимые документы, оплатив изготовление технического паспорта, истец обратилась с заявлением в Администрацию Центрального района в г. Твери, однако на тот момент брат уже умер.
Представитель ответчиков Администрации города Твери, Администрация Центрального района в городе Твери по доверенностям Морозова О.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что при жизни Смирнов А.А. не подал заявление и все необходимые документы в компетентный орган, в связи с чем спорная комната не может быть включена в состав наследства.
Заслушав истца Семенову Г.А., представителя ответчиков по доверенностям Морозову О.Б., исследовав материалы гражданского дела, наследственного дела на имущество Смирнова А.А., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что Смирнов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по день своей смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой, заверенной должностным лицом паспортного стола и начальником участка № 2 ООО «УК Центрального района г. Твери» 02.02.2011 года.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 6 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статьей 8 Закона предусмотрено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлению граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
13.04.2009 г. начальником участка филиала МУП «ТДЕЗ» было заверено заявление Смирнова А.А. о передаче занимаемой комнаты на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
16.04.2009 года Смирновым А.А. выдана доверенность на имя Семеновой Г.А. для решения вопроса приватизации занимаемой жилой площади в квартире по адресу: <адрес>. Названная доверенность была удостоверена по реестру № ФИО7 - нотариусом Тверского городского нотариального округа Тверской области.
12.08.2010 года в отделе по работе с муниципальным жилищным фондом МУП «ТДЕЗ» было заверено заявление Семеновой Г.А. - представителя Смирнова А.А. на передачу в собственность занимаемой им одной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
В материалы дела не представлено письменных документов, подтверждающих факт обращения Смирнова А.А. в период с момента оформления заявления о передаче комнаты в собственность (13.04.2009 г.) по день смерти в администрацию Центрального района в г. Твери с целью заключения договора о приватизации комнаты в коммунальной квартире.
Согласно ответа главы администрации Центрального района в городе Твери от 01.07.2011 г. № 31/1777 заявление на приватизацию комнаты площадью <данные изъяты> кв. м. в коммунальной квартире <адрес> от Смирнова А.А., или его представителя по доверенности в жилищный отдел администрации района не поступало.
Необходимым условием для наступления юридически значимых последствий является не оформление наследодателем заявления на передачу жилого помещения в собственность, а обращение с указанным заявлением и необходимыми документами в компетентный орган, ведающий вопросами передачи жилых помещений в государственном и муниципальном фонде в собственность граждан.
Порядок передачи жилого помещения в собственность граждан на момент подписания Смирновым А.А., а позднее – его представителем заявления (13.04.2009 г. и 12.08.2010 г.) был определен Положением о приватизации муниципального жилищного фонда г. Твери, утвержденным Решением Тверской Городской Думы от 28.09.1999 г. № 134 (в редакции решений Тверской городской Думы от 26.06.2001 N 97; от 18.12.2001 N 175; от 24.04.2003 N 38 (ред. 21.10.2003)). Названное Положение принято и официально опубликовано.
Согласно п. 2.1. приведенного Положения основанием для оформления договора на передачу жилых помещений в собственность граждан является заявление установленной формы.
Заявление подается гражданами в администрацию района или предприятия, учреждения, в ведении которых находится муниципальный жилищный фонд.
К заявлению прилагаются:
технический паспорт на жилое помещение из БТИ;
справка, подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилого помещения не было использовано, - в случае переезда из другого населенного пункта после 27 июля 1991 года, при изменении места жительства в городе Твери - после 1 февраля 1992 года;
заключение органов опеки и попечительства о возможности приватизации жилого помещения без участия совершеннолетних - при снятии несовершеннолетних с регистрационного учета по приватизируемому жилому помещению;
копия охранного свидетельства в случае приватизации забронированного жилого помещения;
свидетельство опекуна (попечителя) в случае участия в приватизации несовершеннолетних граждан;
нотариально оформленная доверенность, если договор на передачу жилого помещения в собственность граждан оформляется доверенным лицом гражданина.
Решением Тверской городской Думы от 18.12.2009г. № 322 (362) «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 28.09.1999 № 134 «О Положении о приватизации жилищного фонда г. Твери» в названное положение внесено изменение - исключен четвертый абзац пункта 2.1, предусматривавший в качестве обязательного приложения к документам технический паспорт на жилое помещение из БТИ. Таким образом, процедура подачи документов для граждан была упрощена.
Названное решение вступило в силу со дня его опубликования (п. 3 Решения), было официально опубликовано: «Муниципальные вести», № 69 (25 декабря), 2009.
В связи с изложенным ссылка представителя истца на то обстоятельство, что на изготовление технического паспорта было необходимо время, что явилось препятствием для подачи заявления о передаче в собственность занимаемого Смирновым А.А. жилого помещения, не основана на нормах, регулирующих порядок передачи жилого помещения в собственность.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь ввиду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, названным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Таким образом, необходимая в целях получения жилого помещения в собственность воля на приватизацию может быть выражена в том случае, если бы Смирновым А.А.. или его представителем в надлежащий орган – администрацию Центрального района в г. Твери, были бы поданы заявление и все необходимые документы.
МУП ТДЕЗ не являлось надлежащим органом, полномочным решать вопросы передачи занимаемых гражданами жилых помещений в собственность, т.е. обращение в МУП ТДЕЗ не является надлежащим обращением в компетентный орган. Кроме того, выдача Смирновым А.А. доверенности на приватизацию комнаты не имеет правового значения, так как Смирнов А.А. не обратился при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган – администрацию Центрального района в городе Твери.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований сделать вывод о том, что Смирнов А.А. при жизни надлежащим образом выразил свою волю на приватизацию и предпринял все необходимые для этого шаги.
То обстоятельство, что Семенов А.А. являлся инвалидом <данные изъяты> группы, с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия по инвалидности, при наличии доверенности в нотариальной форме на представителя, не может являться достаточным основанием для признания того факта, что Смирнов А.А. в надлежащей форме оформил и подал необходимое заявление и документы.
В отсутствие воли лица, занимающего жилое помещение по договору социального найма, Смирнову А.А. не могла быть передана в индивидуальную собственность комната площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, надлежащим образом оформленное заявление и иные необходимые документы в компетентный орган от Смирнова А.А. не поступили.
С учетом изложенного отсутствуют предусмотренные законом основания для включения спорной комнаты в состав наследственного имущества Смирнова А.А.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество.
Суд пришел к выводу о том, что спорная комната не подлежит включению в состав наследства после смерти Смирнова А.А., в связи с чем, отсутствуют основания для признания за истцом права собственности на указанное жилое помещение в порядке наследования.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░