УИД 57RS0024-01-2023-001398-13
производство № 2-1562/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года город Орёл
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Квасовой Д.С.,
с участием истца помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Зюзина Дениса Геннадьевича, представившего удостоверение №,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» Антонова Валерия Ивановича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» (далее - ООО «Орелжилэксплуатация») о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указано, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в деятельности ООО «Орелжилэксплуатация» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>. Существующие площадки у подъездов вышеуказанных многоквартирных домов бункерами, предназначенными для накопления крупногабаритных отходов, не оборудованы. Истец полагает, что недостаточность мест накопления твердых коммунальных отходов в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для накопления КГО, образуемых от находящихся под управлением ответчика многоквартирных домов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения в результате вынужденной необходимости граждан складировать крупногабаритные отходы в непредназначенных для этого местах, создавая при этом несанкционированные свалки, создает реальную угрозу экологической безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам. Невозможность вывоза КГО от подъездов многоквартирных домов приводит к нарушению периодичности вывоза отходов с иных мест накопления. На основании изложенного, просил суд обязать ООО «Орелжилэксплуатация» организовать в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, п.п. 3,4 СанПиН 2.1.3684-21.
Протокольным определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 23.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация г. Орла.
Протокольным определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 19.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены НО «РФКР», ООО «УК «Зеленая роща».
В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Зюзин Д.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Орелжилэксплуатация» Антонов В.И., исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, объяснениях по делу по тем основаниям, что на территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> фактически организованы места накопления твердых коммунальных отходов, законодательством РФ обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления; данный спор подсуден Арбитражному суду Орловско области.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации г. Орла ФИО5, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных суду письменных пояснениях указала, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов для жителей многоквартирных домов, лежит на организации, осуществляющей управлением многоквартирным жилым домом.
В судебное заседание представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Орловской области, НО «РФКР», ООО «УК «Зеленая роща», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления, в связи с чем, суд рассматривает исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).
В силу пункта 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п.4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно- эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила), «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно п.11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правилам 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень № 290).
В пункте 26 (1) Минимального перечня № 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 г. № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Постановлением Правительства Орловской области от 28 января 2021 г. № 34 утруждён «Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области» (далее Порядок)
Согласно п. 4.1 Порядка потребители обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», а также Порядком.
Бремя содержания контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов несут лица, на законных основаниях владеющие земельными участками, на которых расположены такие площадки, или уполномоченные ими лица (п. 4.3 Порядка).
В силу п. 4.4 Порядка бремя содержания контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в МКД, а в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации, - лица, осуществляющие управление МКД.
Согласно п. 13.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утверждённых Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2011 г. № 5/0073-ГС, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются за счет средств бюджета города Орла, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением администрации города Орла от 25 февраля 2021 г. № 667 утверждено Положение о комиссии по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла», устанавливающее процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования «Город Орел», согласно которой в полномочия Комиссии входит рассмотрение поступивших в администрацию города Орла письменных заявок лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО, на согласование создания места (площадки) накопления ТКО на территории города Орла; определение с выездом на место возможности (невозможности) создания, переноса, ликвидации места (площадки) накопления ТКО с соблюдением Правил, требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО; оформление актов об определении мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла (п.2.2) и принятие решений о согласовании или отказе в согласовании создания таких мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла.
В судебном заседании установлено, что на основании договоров управление многоквартирными домами по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Орелжилэксплуатация», что подтверждается списком многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Орелжилэксплуатация». Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Судом также установлено и сторонами не оспаривалось, что для вышеперечисленных домов ООО «Орелжилэксплуатация» не организованы места накопления ТКО, предназначенные для накопления КГО, образующихся от жизнедеятельности данных многоквартирных жилых домов.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утверждённому постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГГГ №, для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, указанные дома оснащены выкатными контейнерами для накопления ТКО.
Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в деятельности ООО «Орелжилэксплуатация» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
Существующие площадки у подъездов вышеуказанных многоквартирных домов бункерами, предназначенными для накопления крупногабаритных отходов, не оборудованы.
Согласно сведениям, предоставленных ООО «УК «Зелена роща» сбор КГО от вышеуказанных многоквартирных домов не организован, специальные площадки для сбора КГО отсутствуют, складирование крупногабаритных отходов производится жителями вышеуказанных домов возле подъездов в отсутствие специальных емкостей для сбора КГО.
Из актов осмотра территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленных Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, следует, что сбор ТКО, образующихся от жилых помещений многоквартирных домов, происходит при помощи установленных в каждом подъезде мусорокамер, в которых установлены выкатные контейнеры, отдельные площадки для сбора КГО отсутствуют, крупногабаритные отходы складируются в непосредственной близости с подъездом.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Орелжилэксплуатация» организовано создание мест (площадок) накопления ТКО от многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, тогда как специальные места (площадки) для накопления КГО не организованы, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан, загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, способствованию условий для развития несанкционированных свалок.
Доводы ответчика о том, что законодательством РФ обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, не принимаются во внимание судом по следующим основаниям.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, а также п. 13.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий муниципального образования «город Орел» предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В данном случае, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, такая обязанность возложена на управляющую компанию, поскольку организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома; общество как управляющая организация в силу договора управления многоквартирным домом обязана надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления ТКО для обслуживания МКД.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении ООО «ЖЭУ-17», лежит на ответчике.
Довод ООО «Орелжилэксплуатация» о том, что на земельных участках невозможно разместить площадку для сбора твердых коммунальных отходов с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, не принимается во внимание, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Более того, выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит ответчику.
ООО «Орелжилэксплуатация» с заявлением о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в орган местного самоуправления не обращалось, что предусмотрено п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Довод ответчика о том, что данный спор подсуден Арбитражному суду Орловско области является несостоятельным в связи со следующим.
Часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу частей 1 - 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для отнесения спора к подсудности арбитражного суда необходимо наличие двух условий: экономический характер спора, а также участие в споре юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Как установлено судом, с исковым заявлением к ООО «Орелжилэксплуатация» о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, обратился прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, права которых, как полагает прокурор, были нарушены.
Участие прокурора в арбитражном процессе регламентировано статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данная статья в отличие от положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает участие прокурора в процессе в интересах неопределенного круга лиц.
Кроме того, исковые требования направлены на понуждение ответчика к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, то есть характер спорных правоотношений не носит экономического характера.
Исходя из изложенного, суд, с учетом субъектного состава и характера спора, считает, что настоящее дело не относится к подсудности арбитражного суда.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства, ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» (ОГРН №, ИНН №) организовать в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением и расположенных по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, п.п. 3,4 СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2023.
Судья М.В. Перепелица