Решение по делу № 2а-6462/2021 от 07.07.2021

УИД 11RS0001-01-2021-011001-22 2а-6462 /21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2021 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи административное дело по административному исковому заявлению Хлебникова Александра Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УОМСО ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Хлебников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, оспаривая бездействие указанного административного ответчика, выразившееся в необеспечении его бесплатной медицинской помощью в виде ... в период с 2011 года и настаивая на возложении данной обязанности судом. В обоснование требований указал, что бездействием административного ответчика нарушено его право на получение медицинской помощи: отказано в ...

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УОМСО ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, представители которых непосредственного участия в рассмотрении дела не приняли.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивал по заявленным основаниям.

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, заявлено о наличии возражений против удовлетворения заявленных требований, со ссылкой на отсутствие бесспорных правовых аргументов для их удовлетворения.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Как свидетельствуют материалы дела, административный истец отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми с ... по настоящее время, в связи с чем, наблюдается в филиале «Медицинская часть № 5» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

По данным филиала «Медицинская часть № 5» ФКУЗ МСЧ-11 административному истцу установлен диагноз: « ...

На все обращения истца к административному ответчику по вопросу бесплатного ... ему разъяснялось, что медицинское обеспечение осужденного организовано в соответствии с требованиями действующего законодательства, которое не предусматривает бесплатного предоставления такого вида медицинской услуги.

Решением Печорского городского суда от 14.05.2020 по делу 2-364/2020, исковые требования Хлебникова Александра Владимировича к Министерству финансов РФ, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации материального и морального вреда, причиненного неоказанием ... медицинской помощи, были оставлены без удовлетворения.

По данным медицинской карты Хлебникова А.В., при осмотрах, в связи с добровольным (частичным) отказом от приема пищи, медицинским персоналом ему неоднократно разъяснялся вред голодовки. При этом отмечено демонстративно - шантажное поведение пациента.

Рассматривая требования Хлебникова А.В., предъявляемые в настоящее время, суд исходит из следующего.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с пунктом 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 указанной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок).

В пункте 2 указанного Порядка определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила).

Так, согласно пунктам "а", "б" пункта 3 указанных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен больший объем прав осужденных по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации.

Согласно представленным медицинским данным, административный истец консультирован специалистом по поводу имеющегося у него диагноза: « Вторичная частичная адентия зубов верхней и нижней челюстей», полностью подготовлен к зубопротезированию, воспалительных процессов в ротовой полости не имеет, в неотложной либо плановой стоматологической помощи не нуждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по медицинским показаниям по рецептам врачей бесплатно.

К категориям населения, перечисленным в данном Перечне, административный истец не относится. Стоматологический статус истца зафиксирован надлежаще, при этом выявлены имеющиеся стоматологические заболевания и состояния. Протезирование зубов не входит в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. При этом, как следует из представленной медицинской документации, пациент осмотрен врачом-стоматологом, полость рта санирована, воспалительных заболеваний не имеется.

Принимая во внимание содержание статей 26, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, статей 12, 101 УИК Российской Федерации, пунктов 123, 124, 125, 129 - 131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N295, суд полагает, что сама по себе нуждаемость истца в протезировании зубов не может служить основанием для возложения на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязанности по осуществлению протезирования, поскольку указанные виды помощи бесплатно оказаны заявителю быть не могут.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен больший объем прав осужденных по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации, в связи с чем, при отсутствии норм права, закрепляющих права граждан Российской Федерации на оказание бесплатной медицинской услуги по ..., кроме отдельных категорий граждан, к которым административный истец не относится, правовых оснований для предоставления Хлебникову А.В. силами административного ответчика указанной медицинской услуги не имеется.

Незаконного бездействия по оказанию административному истцу надлежащей медицинской помощи по имеющимся у него ... не допущено, заявитель не лишен возможности обратиться за оказанием ему соответствующей платной медицинской помощи.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия нарушающим права и свободы заявителя и возложении на административного ответчика обязанности установить Хлебникову А.В. ....

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных административных исковых требований Хлебникова Александра Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании бездействия, возложении обязанности осуществить ...- отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято 08 декабря 2021 года.

2а-6462/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хлебников Александр Владимирович
Ответчики
УФСИН России по РК
ФСИН Росии
ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК
УОМСО ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Другие
филиал "Медицинская часть № 5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
08.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее