№ 2 – 1230/2024 03RS0031-01-2024-001701-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года село Языково
Республика Башкортостан
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Никитина А.А.,
при секретаре судебного заседания Зубаировой А.С.,
с участием прокурора Благоварского района РБ Шайбакова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Благоварского района Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве, указывая, что прокуратурой района во исполнение п. 1.4 указания «Генерального прокурора Российской Федерации от 19. 03.2020 № № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) содержание и ремонт дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.
В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог включаются работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходов до 300 м? на 1 километр.
Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога с грунтовым покрытием по <адрес> между улиц <адрес> и <адрес> находится в собственности муниципального района Благоварский район РБ, содержание которой осуществляется муниципальным автономным учреждением «Благоварской муниципальной компанией МР Благоварский район РБ»
В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4.4.25 Отраслевого дорожного методического документа. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действие письмом Минтранса Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис, ст. 4.13 ОДМ 218.2.055-2015 года. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций, принятого и введенного в действие Распоряжением Росавтодора от 08.10.2015 № 1868-р, п. «г», ч.1, п. «з» ч. 2 ст. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 содержание автомобильной дороги по <адрес> между улиц <адрес> т <адрес> надлежащим образом не осуществляется, профилирование дорожного покрытия с добавлением щебня, гравия не произведено. Глубина колеи достигает до 15 см. Дорожное покрытие по <адрес> вовсе отсутствует.
Также проверкой установлено, что протяженность <адрес> составляет 250 м. Однако в нарушение требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, площадка накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> не определено, контейнерная площадка отсутствует, накопление коммунальных отходов осуществляется в контейнерных площадках, расположенных на территории других улиц населенного пункта.
Исходя из изложенного, просит:
- обязать Администрацию муниципального района Благоварский район РБ провести по <адрес> отсыпку земляного полотна, профилирование дорожного покрытия с добавлением щебня и гравия;
- обзязать Администрацию муниципального района Благоварский район провести профилирование дорожного покрытия по <адрес> между <адрес>;
- обязать Админисрацию сельское поселение Первомайский сельсовет муниципального района Благоварский район РБ создать место (площадку) накопления твердных коммунальных отходов по <адрес> и оборудовать ее ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
В судебном заседании прокурор Благоварского района Республики Башкортостан Шайбаков А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчики: представитель администрации муниципального района Благоварский район РБ и представитель сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Благоварский район РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовали.
Суд, выслушав прокурора Благоварского района РБ Шайбакова А.М., исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района по исполнение п. 1.4 указания «Генерального прокурора Российской Федерации от 19. 03.2020 № № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) содержание и ремонт дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.
В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог включаются работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходов до 300 м? на 1 километр.
Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога с грунтовым покрытием по <адрес> между улиц <адрес> находится в собственности муниципального района Благоварский район РБ, содержание которой осуществляется муниципальным автономным учреждением «Благоварской муниципальной компанией МР Благоварский район РБ».
В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4.4.25 Отраслевого дорожного методического документа. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действие письмом Минтранса Российской
Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис, ст. 4.13 ОДМ 218.2.055-2015 года. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций, принятого и введенного в действие Распоряжением Росавтодора от 08.10.2015 № 1868-р, п. «г», ч.1, п. «з» ч. 2 ст. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 содержание автомобильной дороги по <адрес> между улиц <адрес> надлежащим образом не осуществляется, профилирование дорожного покрытия с добавлением щебня, гравия не произведено. Глубина колеи достигает до 15 см. Дорожное покрытие по <адрес> вовсе отсутствует.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з (ред. от 08.04.2022) «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения сельского поселения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Статьей 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» накопление, сбор твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 4 ст. 13.4 указанного Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (Площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в обрасти санитарно-эпидемиологического благовопучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу п. 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В соответствии с п. 3 СанПиН 21.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию на территории городских и сельских поселений», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Также проверкой установлено, что протяженность <адрес> составляет 250 м. Однако в нарушение требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, площадка накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> не определено, контейнерная площадка отсутствует, накопление коммунальных отходов осуществляется в контейнерных площадках, расположенных на территории других улиц населенного пункта.
В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, настоящий иск предъявлен прокурором района в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ <░░░░░>;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░