Решение от 09.11.2020 по делу № 2-2018/2020 от 02.09.2020

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Волковой В.Н.,

при секретаре Грибовой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Вигис» о возложении обязанности прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском. Требования прокурора мотивированы тем, что основным видом деятельности ООО «Вигис» является производство древесного угля на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: .... Производство угля осуществляется в лесохимическом комплексе, состоящем из модульных пиролизных реторных установок типа . Процесс изготовления древесного угля заключается в термическом воздействии высоких температур на отходы древесины до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов (горбыля). Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух. Деятельность общества сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. Прокурор, ссылаясь на положения ст. 34, п. 4 ст. 23 ФЗ «об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 11, ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты, просит возложить обязанность на ООО «Вигис» по прекращению эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух –пиролизных установок по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие пылегазоочистного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных нормативов.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Костромы Михин А.А. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ООО «Вигис» Вершинин А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ООО «Вигис» фактически не осуществляет свою деятельность.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области Петров А.С. в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 34 указанного закона, при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу положений ст. 11 Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; и т.д.

Согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования, осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий этого загрязнения.

Статьей 32 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержд. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 <данные изъяты>

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, в виды деятельности ООО «Вигис» входит: распиловка и сгорание древесины, предоставление услуг по пропитке древесины, производство прочих горючих изделий, не включенные в другие группировки и т.д.

Согласно справке от dd/mm/yy Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области на территории производственной площадки по ... расположены: 3 стационарные пиролизные установки для производства древесного угля (8 дымовых труб); 5 бочек для производства древесного угля (не используются); кран-балка для извлечения реторт; открытая площадка для складирования сырья для производства древесного угля (горбыль, «карандаши»); склад для складирования готовой продукции; бытовые и хозяйственные сооружения. Указанные объекты негативного воздействия не поставлены на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении ООО «Вигис» хозяйственной деятельности, в ходе которой установлено, что основным видом деятельности ООО «Вигис» является производство древесного угля на земельном участке по адресу: .... Производство угля осуществляется в лесохимическом комплексе, состоящем из 5 модульных пиролизных реторных установок (углетомильных печей) типа <данные изъяты> При осуществлении производственной деятельности обществом эксплуатируются следующие стационарные источники выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферу: 8 дымовых труб пиролизных установок, участок выгрузки древесного угля. На момент обследования в пиролизных печах производилось сжигание древесины (березового «Карандаша»), что сопровождалось выделением в атмосферный воздух продуктов горения: азота диоксида, азота оксида, углерода оксида, бензапирена, взвешенных веществ. Углетомильные печи, эксплуатируемые ООО «Вигис», не оборудованиы установками очистки газа, что влечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без обезвреживания. По результатам проверки Костромским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ООО «Вигис» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, прекращении эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: ..., необорудованных установками очистки газов.

dd/mm/yy директором ООО «Вигис» - Камаловым И.И. в адрес Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры представлено заявление о выполнении представления, в котором Камалов И.И. указывает, что с имеющимися нарушениями согласен, предпринимаются меры к их устранению. Приказом от dd/mm/yy заместитель директора ООО «Вигис» - К., мастер участка – З. привлечены к дисциплинарному взысканию в виде замечания. Кроме того, между ООО «Вигис» и ООО «Агава» заключены договоры, в соответствии с которым ООО «Агава» проводит работы по расчету санитарно-защитной зоны предприятия, разрабатываются соответствующие проекты, которые будут направлены в Департамент природных ресурсов Костромской области для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

ООО «Вигис» привлекалось к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении.

Так, согласно постановлению о назначении административного наказания от dd/mm/yy ООО «Вигис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>. Правонарушение ООО «Вигис» выразилась в использовании углетомильных печей по адресу: ..., не оборудованных установками очистки газов, отсутствием пылегазоочистного оборудования, что повлекло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без обезвреживания.

Таким образом, поскольку ООО «Вигис» фактически осуществляет деятельность по производству древесного угля на земельном участке по адресу: ...А в отсутствие пылегазоочистного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных нормативов, деятельность общества сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду, учитывая, что осуществление деятельности юридического лица не обеспечивает в полной мере исполнение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Довод ответчика о том, что ООО «Вигис» фактически не осуществляет свою деятельность, суд признает несостоятельными, поскольку Костромским межрайонным природоохранным прокурором установлено фактическое осуществление деятельности ООО «Вигис» по производству угля с использованием лесохимического комплекса, а сам директор ООО «Вигис» - Камалов И.И. в ответе от dd/mm/yy Костромскому межрайонному природоохранному прокурору указанные нарушения признал, а также Камалов И.И. признал вину и в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в бюджет муниципального образования г/о г. Кострома с ответчика ООО «Вигис» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 13 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-2018/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Вигис"
Другие
Камалов Исмаил Ибрагимович
Управление Роспотребнадзора по Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Волкова В.Н.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
02.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2020Подготовка дела (собеседование)
09.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2020Предварительное судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее