Решение по делу № 2-2046/2023 от 06.09.2023

УИД: 91RS0009-01-2023-003007-78

Дело № 2-2046/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2023 года                            г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Евпатория гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым к Волкову Владимиру Сергеевичу, третье лицо Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к Волкову Владимиру Сергеевичу, третье лицо Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании излишне выплаченных денежных средств.

Исковые требования мотивированы тем, что Волков Владимир Сергеевич 30 сентября 2022 года обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно: организации пункта быстрого питания по технологии «Fish & Chips».

По заявлению Волкова В.С. от 30 сентября 2022 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым разработана и согласована Программа социальной адаптации от 11 октября 2022 года, по условиям которой ответчик должен выполнить следующие действия:

- встать на учет в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя (до 05 ноября 2022 года);

- приобрести оборудование, технику в соответствии с Бизнес-планом (до 15 декабря 2022 года);

- заключить договор аренды помещения для ведения деятельности (до 15 декабря 2022 года);

- ежемесячно информировать Департамент о выполнении мероприятий программы социальной адаптации о полученных доходах (до 10 октября 2023 года).

В целях преодоления ответчиком трудной жизненной ситуации, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым 11 октября 2022 года с Волковым В.С. был заключен социальный контракт, и ему назначена государственная социальная помощь по льготной категории «Малоимущая семья» в размере 350000,00 рублей в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» и постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым».

Волков В.С. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик заключил с ООО «Мираж» договор аренды от 06 февраля 2023 года части нежилого помещения по адресу: <адрес>, для осуществления хозяйственной или коммерческой деятельности.

В марте 2023 года Волков В.С. предоставил чеки о покупке оборудования и техники, но не всех товаров, предусмотренных Бизнес-планом.

Согласно акту обследования от 15 марта 2023 года арендованное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не работает, дверь закрыта, вывески нет. Внутри помещения ремонт не сделан, техники, оборудования не было.

При проверке реализации программы социальной адаптации Волкова В.С. по выходу из сложной жизненной ситуации и использованием выделенных средств на цели, определенные в социальном контракте выявлены нарушения условий социального контракта:

- непредставление отчета о реализации программы и расходования целевых денежных средств в срок до 15 декабря 2022 года на приобретение оборудования, техники, продуктов на общую сумму 350000 рублей;

- непредставление отчета о полученных доходах за январь 2023 года в срок до 01 февраля 2023 года.

Ответчиком согласно предоставленным документам приобретен товар на общую сумму 304000,00 рублей. При этом не предоставлены чеки о покупке онлайн кассы, ножей кухонных, продуктов для приготовления блюд.

В арендованном помещении не произведен ремонт. Волков В.С. предпринимательскую деятельность не осуществляет, соответственно, не представляет отчеты о полученных доходах с февраля 2023 года.

В связи с невыполнением Волковым В.С. мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин Департаментом 31марта 2023 года принято решение о прекращении назначения Волкову В.С. государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п.45.5 Порядка № 612.

Решение Департамента о прекращении назначения мер социальной поддержки ответчиком в административном либо в судебном порядке не оспаривалось.

Согласно справке-расчету ГКУ «Центр социальных выплат» от 26 апреля 2023 года № 470 ответчик Волков В.С. получил из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с 11 октября 2022 года по 10 октября 2023 года в размере 350000,00 рублей.

Как считает истец, в связи с тем, что ответчик не выполнил мероприятия программы социальной адаптации без уважительных причин, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым на сумму 350000,00 рублей, ответственность за которую возлагается на получателя.

10 мая 2023 года Волкову В.С. направлено уведомление (исх. № 2430/01-25) на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке, которое он получил 20 мая 2023 года. Однако до настоящего времени Волков В.С. сумму переплаты не возместил.

Истец ссылается на ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывает, что полученные ответчиком денежные средства по социальному контракту являются неосновательным обогащением.

Таким образом, Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым просит взыскать с Волкова Владимира Сергеевича в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченные денежные средства в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с 11 октября 2022 года по 10 октября 2023 года в размере 350 000,00 рублей; судебные издержки на почтовые расходы в размере 366,96 рублей.

    Представитель истца Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Неделькович Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указала, что исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объёме.

    Ответчик Волков В.С. в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объёме.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определив круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым»;

- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 августа 2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»;

- постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым», которым утвержден Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым;

- приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05 июня 2019 года № 302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22 июня 2017 года № 334».

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В статье 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с действующим законодательством социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с Законом № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» и Порядком № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым» предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

Согласно пункту 7 Порядка № 612 социальный контракт заключается между заявителем и органом труда и социальной защиты населения в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации заявителем.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 612 государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.

Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия:

1) по поиску работы;

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

3) по ведению личного подсобного хозяйства;

4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 612 оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации.

При реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата не более 350000,0 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования (п. 14 Порядка).

Согласно пункту 23 Порядка № 612 орган труда и социальной защиты населения после регистрации заявления на основании акта обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и анкеты о семейном и материально-бытовом положении (оценка ситуации) разрабатывает программу социальной адаптации на период действия социального контракта.

Пунктом 37 Порядка № 612 предусмотрено, что социальный контракт заключается между органом труда и социальной защиты населения в лице его руководителя и заявителем на оказание государственной социальной помощи в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности на срок не более 12 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 сентября 2022 года Волков Владимир Сергеевич обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 8).

С целью организации Волковым В.С. пункта быстрого питания по технологии «Fish & Chips» (рыба жареная во фритюре с картофельными чипсами) и привлечения для его реализации денежных средств в размере 350000 рублей в рамках мер социальной помощи по социальному контракту, был разработан бизнес-план (л.д. 11-16).

По заявлению Волкова В.С. была разработана и согласована Программа социальной адаптации от 11 октября 2022 года (л.д. 17). Программа социальной адаптации содержит план мероприятий, в соответствии с которым заявитель должен был выполнить следующие действия:

- встать на учет в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя (до 05 ноября 2022 года);

- приобрести оборудование, технику в соответствии с бизнес-планом (до 15 декабря 2022 года);

- заключить договор аренды помещения для ведения деятельности (до 15 декабря 2022 года);

- ежемесячно информировать Департамент о выполнении мероприятий программы социальной адаптации о полученных доходах (до 10 октября 2023 года).

11 октября 2022 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым был заключен социальный контракт с Волковым В.С., и ему назначена государственная социальная помощь по льготной категории «Малоимущая семья» в размере 350000 рублей (19-20). Во втором разделе указанного социального контракта предусмотрены обязанности получателя помощи, в том числе:

- расходовать выделенные средства строго на заявленные цели: покупка оборудования в соответствии с бизнес-планом, выполнение программы социальной адаптации в полном объёме;

- представлять в Орган труда и социальной защиты населения отчёты о выполнении программы социальной адаптации, ежемесячный отчёт о полученных доходах, итоговый отчёт;

- возместить в соответствующий бюджет через Орган труда и социальной защиты населения денежные средства, полученные неправомерно или использованные не на цели, предусмотренные условия социального контракта, в установленном законодательством порядке.

Как следует из справки-расчета ГКУ «Центр социальных выплат» от 26 апреля 2023 года № 470 ответчик Волков В.С. получил из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в общей сумме 350000,00 рублей., из которых 35000 рублей выплачены в октябре 2022 года и 315000 рублей - в ноябре 2022 года (л.д. 37).

В связи с невыполнением Волковым В.С. мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым 31 марта 2023 года принято решение о прекращении назначения Волкову В.С. государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 45.5 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 612 (л.д. 43).

Волкову В.С. было направлено уведомление исх. № 2430/01-25 от 10 мая 2023 года о необходимости возврата излишне полученных денежных средств в размере 350000 рублей в добровольном порядке, которое он получил 20 мая 2023 года (л.д. 46, 47).

Отказ ответчика от возврата в добровольном порядке денежных средств, полученных по социальному контракту, послужил основанием для обращения Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно п. 41 Порядка № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым» орган труда и социальной защиты населения осуществляет сопровождение социального контракта и контроль за выполнением программы социальной адаптации на всех этапах социального контракта, проводит оценку его эффективности в соответствии с мониторингом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В период исполнения социального контракта условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации могут быть изменены по соглашению сторон (п. 42 Порядка).

В программе социальной адаптации указываются сроки представления заявителем отчетности по мероприятиям (п. 43 Порядка).

По завершении выполнения мероприятий программы социальной адаптации гражданин, заключивший социальный контракт, представляет в органы труда и социальной защиты населения не позднее чем через пять рабочих дней со дня истечения сроков, предусмотренных социальным контрактом, отчет о ходе реализации социального контракта по форме согласно приложению 9 к данному Порядку с предоставлением документов, подтверждающих понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, договоры купли-продажи, квитанции, расписки, иные подтверждающие документы).

В случае непредставления отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в течение пяти рабочих дней со дня истечения сроков, предусмотренных социальным контрактом, два раза подряд денежная выплата в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное обстоятельство (п. 44 Порядка).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 45 Порядка № 612 социальный контракт с заявителем расторгается органом труда и социальной защиты населения досрочно по следующим основаниям: невыполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин.

В соответствии с п. 45.1. указанного Порядка в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с подпунктом 1 пункта 45 Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, орган социальной защиты населения прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, а также досрочно расторгает с таким гражданином социальный контракт.

В соответствии с пунктом 50 Порядка в случае установления органом труда и социальной защиты населения обстоятельств, указанных в подпункте 5 пункта 45 данного Порядка, заявитель и члены его семьи лишаются права на дальнейшее получение государственной социальной помощи на основании социального контракта в период действия социального контракта.

Согласно п. 51 указанного Порядка выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 45 настоящего Порядка.

В силу пункта 52 Порядка излишне выплаченные заявителю денежные средства в случае, если переплата произошла по его вине, возмещаются в добровольном порядке, а в случае отказа от возмещения - взыскиваются с заявителя в судебном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 09 ноября 2022 года Волков В.С. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя 07 ноября 2022 года (22-26).

06 февраля 2023 года ответчик заключил с ООО «Мираж» договор аренды части нежилого помещения по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:18:010134:865, для осуществления хозяйственной или коммерческой деятельности (л.д. 27-29).

Как следует из служебных записок от 13 марта 2023 года и 28 марта 2023 года, в марте 2023 года Волков В.С. представил чеки о покупке оборудования и техники, предусмотренных Бизнес-планом, на общую сумму 304000 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела платёжными документами (л.д. 36, 42, 31-35).

Вместе с тем, согласно актам о нарушении сроков выполнения программы социальной адаптации от 22 декабря 2022 года, 06 февраля 2023 года и служебным запискам от 13 марта 2023 года и 28 марта 2023 года Волковым В.С. нарушены условий социального контракта, а именно:

- в срок до 15 декабря 2022 года не представлен отчет о реализации программы и расходовании целевых денежных средств;

- в срок до 01 февраля 2023 года не представлен отчета о полученных доходах за январь 2023 года;

- не предоставлены чеки о покупке онлайн кассы, ножей кухонных, продуктов для приготовления блюд (л.д. 26, 30, 36, 42).

Также установлено, что в арендованном помещении, не произведен ремонт, Волков В.С. предпринимательскую деятельность не осуществляет (л.д. 39, 42).

Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым указывает, что в связи с тем, что ответчик не выполнил мероприятия программы социальной адаптации без уважительных причин, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым на сумму 350000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

В своих письменных возражениях на исковое заявление ответчик Волков В.С. указывает, что онлайн касса стоимостью 21 300 рублей не была приобретена им, поскольку к моменту реализации обязательств в Евпатории было открыто отделение банка ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», который предоставляет онлайн кассы бесплатно. В связи с чем, он открыл счет индивидуального предпринимателя в указанном банке и сообщил истцу, что приобретение онлайн кассы по достаточно высокой цене у банка РНКБ нецелесообразно.

Наличие у ответчика счёта в ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» подтверждается представленной выпиской по лицевому счёту (л.д. 81-83).

Также ответчик указывает, что арендованное им помещение по адресу: <адрес> оказалось расположено в здании, которое является объектом культурного наследия и входит в Список объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым. О данном обстоятельстве на момент заключения социального контракта и договора аренды ему не было известно. Он не был предупрежден собственником помещения о существующих ограничениях на пользование имуществом, договор аренды не имел никаких ссылок на охранное обязательство. Он узнал об этом, только когда решил разместить рекламные вывески объекта общественного питания на фасаде здания, а рекламное агентство отказалось это делать без специального разрешения Департамента государственной охраны культурного наследия Республики Крым, предоставить которое он не мог. Таким образом, несмотря на то, что он уже оплатил аренду помещения, возможности использовать помещение для целей социального контракта не было. Размер арендной платы, который он мог уплачивать в рамках социального контракта, составляет 25000 рублей в месяц. Однако найти подходящее помещение для размещения кафе по указанной цене до начала курортного сезона не удалось.

В соответствии с условиями разработанной Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым Программы социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ осуществление предпринимательской деятельности Волковым В.С. планировалось именно в помещении по адресу: <адрес>.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 № 627 утверждён Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым, и согласно нему таковым является Здание Евпаторийской Городской управы конца XIX - начала XX века по адресу: <адрес>, <адрес>

Заявители, обращающиеся в Департамент труда и социальной защиты населения за предоставлением мер социальной поддержки, по отношению к органу социальной защиты являются слабой стороной, не обладающей юридическими познаниями в той или иной области права.

В связи с этим на органы социальной защиты населения возложена обязанность по разъяснению гражданам, обратившимся за получением мер социальной поддержки, положений законодательства РФ, а также надлежащее исполнение своих обязанностей при назначении мер социальной помощи.

Вместе с тем, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым при разработке и утверждении Программы социальной адаптации от 11 октября 2022 года не была осуществлена проверка на предмет возможности осуществления предпринимательской деятельности в помещении, которое планировалось для этой цели арендовать, наличия у данного помещения особо статуса.

Таким образом, судом установлены объективные обстоятельства, препятствующие осуществлению ответчиком планируемой предпринимательской деятельности в указанном помещении, выбор которого был согласован с истцом. В свою очередь невозможностью организации предпринимательской деятельности обусловлено непредставление отчетов о полученных доходах.

Кроме того, заслуживающим внимания представляется довод ответчика о несвоевременной выплате денежных средств по социальному контракту.

Так, согласно пункту 2.2 Социального контракта и Программе социальной адаптации от 11 октября 2022 года орган труда и социальной защиты обязуется осуществить единовременную выплату в размере 350000 рублей до 31 октября 2022 года. Но, как было установлено судом, ответчику были выплачены денежные средства в размере 35000 рублей в октябре 2022 года и 315000 рублей - в ноябре 2022 года (л.д. 37). Несвоевременное получение социальной выплаты в полном объеме могло повлечь для ответчика увеличение необходимого срока для покупки предусмотренной бизнес-планом техники, оборудования и невозможность представления в срок отчета о реализации программы и расходовании целевых денежных средств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика Волкова В.С. имелись уважительные причины, по которым условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не были им выполнены, что не может свидетельствовать о недобросовестности со стороны ответчика в части получения социальной выплаты и её расходования на сумму 304000 рублей. В связи с чем, правовых оснований для взыскания с ответчика денежных средств в размере 304000 рублей не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом добросовестность гражданина презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего спорную сумму, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Судом установлено, что в данном случае неосновательным обогащением Волкова В.С. является социальная выплата в размере 46000 рублей, поскольку ответчиком не представлено доказательств расходования данной денежной суммы в соответствии с условиями социального контракта. В этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами. Следовательно, почтовые расходы входят в состав судебных расходов и подлежат распределению в порядке, предусмотренном главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с подачей искового заявления истцом понесены расходы на отправку почтовой корреспонденции сторонам по делу в сумме 366,96 рублей, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 05 сентября 2023 года (л.д. 55-56). С учётом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика Волкова В.С. подлежат взысканию судебные издержки в виде почтовых расходов в размере 48 рублей, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона, а заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Волкова В.С. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1580 рублей в доход муниципального образования г. Евпатория, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым к Волкову Владимиру Сергеевичу, третье лицо Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» о взыскании излишне выплаченных денежных средств – удовлетворить частично.

Взыскать с Волкова Владимира Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт серии <данные изъяты>, излишне выплаченные денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11 октября 2022 года в размере 46000 (сорок шесть) рублей, подлежащие зачислению по следующим реквизитам:

получатель платежа: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с Волкова Владимира Сергеевича в пользу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым почтовые расходы в общей сумме 48 (сорок восемь) рублей, подлежащие зачислению по следующим реквизитам:

получатель: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части требований искового заявления Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым - отказать.

Взыскать с Волкова Владимира Сергеевича в доход муниципального образования городской округ Евпатория государственную пошлину в размере 1580 (одна тысяча пятьсот восемьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.

Судья                                А.И. Лантратова

2-2046/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория
Ответчики
Волков Владимир Сергеевич
Другие
Неделькович Елена Владимировна
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК"
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лантратова Антонина Ивановна
Дело на сайте суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2023Передача материалов судье
06.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2023Предварительное судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее