Бугульминский городской суд Республики Татарстан, ул. Ленина, 18, г. Бугульма, Республика Татарстан 423230, тел.:(85594) 3-91-08,3-91-23; факс: (85594) 6-88-64, bugulminsky.tat@sudrf.ru
Дело № 2а-763/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 мая 2019 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н.,
при секретаре Тотмаковой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусева Г.А. к негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата <адрес>» о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гусев Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата Республики Татарстан» о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда».
В обоснование административного иска указав, что некоторые положения решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан противоречат нормам Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексу профессиональной этики адвоката, принятому ДД.ММ.ГГГГ Первым Всероссийским съездом адвокатов (с изменениями и дополнениями) и являются незаконными, ущемляющими не только его права, как адвоката, и всех адвокатов, адвокатских образований Республики Татарстан, но и права органов предварительного расследования и суда, а также лиц, которым адвокатами оказывается конкретная помощь в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве по назначения органов дознания, следствия и суда, а также лиц, которым адвокатами оказывается конкретная помощь в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда. Незаконными являются следующие положения, указанные в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан:
1. «Для участия адвоката в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве ему, координатором или уполномоченным им лицом, выдается ордер установленного образца, который является основанием допуска адвоката к выполнению своих профессиональных обязанностей по назначению. Ордера на участие адвокатов изготавливаются Адвокатской палатой Республики Татарстан в соответствии с Инструкцией «О порядке изготовления, хранения и выдачи бланков ордеров в адвокатских образованиях Республики Татарстан», утвержденной решением Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.» Как указано административным истцом в административном исковом заявлении, данное положение противоречит требованиям пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которым «В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции». Адвокатская палата Республики Татарстан не является адвокатским образованием.
2. «Ненадлежащее исполнение адвокатом профессиональных обязанностей по назначению, отсутствие адвокатских производств может повлечь за собой не только привлечение его к дисциплинарной ответственности, но и отстранение на определенный Советом Адвокатской палаты Республики Татарстан срок от участия в уголовном или гражданском судопроизводстве по назначению». Как указано административным истцом в административном исковом заявлении, данный вид ответственности адвоката не предусмотрен ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката. Фактически, введен дополнительный вид дисциплинарной ответственности адвоката, который не предусмотрен нормами, регулирующими адвокатскую деятельность.
3. «Координатор или Адвокатская палата Республики Татарстан в целях проверки качества выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей по назначению вправе запросить у адвоката адвокатские производства по всем проведенным делам». Как указано административным истцом в административном исковом заявлении, данное правомочие, предоставленное координатору или Адвокатской палате Республики Татарстан, в праве истребования любого адвокатского производства без согласия доверителя, в отношении которого заведено адвокатское производство, грубо нарушает ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекс профессиональной этики адвоката, так как согласно пункту 3 статьи 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам не допускается». В соответствии с требованиями статей 6, 6.1 Кодекса профессиональной этики адвоката об адвокатской тайне адвокат не вправе предоставлять адвокатское производство кому-либо без согласия в письменном виде доверителя, в том числе и по делам по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда. Исключения для координатора или органа адвокатской палаты вышеуказанные нормы не предусматривают.
4 «Постановления дознавателей, следователей или судей на выделение адвоката по назначению на конкретную дату должны направляться координатору заблаговременно (не позднее 5 суток до дня выполнения поручения) следующими средствами связи: факс, почтовое отправление, электронная почта. Постановления на выделение адвоката по неотложным следственным действиям (задержание, выход на место преступления и т.д.) в исключительных случаях может быть направлено в день их проведения или передано телефонограммой». Как указано административным истцом в административном исковом заявлении, данное требование к дознавателям и следователям о направлении координатору постановлений на выделение адвоката по назначению на конкретную дату заблаговременно (не позднее 5 суток до дня выполнения поручения), не установленное законодательно, препятствует своевременному расследованию уголовных дел, и ограничивает право подозреваемого пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3-1 части 3 статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 указанного кодекса, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий (пункт 2).
Положения статьи 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривают, что адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации и создаваемой в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката (пункты 1, 4). В силу пункта 9 этой же статьи решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
Совет адвокатской палаты согласно пункту 5 части 3 статьи 31 названного федерального закона организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами.
При этом адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер; наделение адвокатских палат (их органов) контрольными и управленческими полномочиями, в том числе полномочиями по принятию обязательных для адвокатов решений по отдельным вопросам адвокатской деятельности, согласуется с особым публично-правовым статусом некоммерческих организаций подобного рода и не выходит за пределы дискреции законодателя.
Таким образом, решение совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда» является результатом осуществления публичных полномочий, которыми она наделена федеральным законодателем.
Судом установлено, административный истец является адвокатом, регистрационный № в реестре адвокатов Республики Татарстан.
Советом Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ утверждено и вступило в силу решение «О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда».
Доводы административного истца о том, что положение, указанное в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан в части выдачи ордера для участия адвоката в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве координатором или уполномоченным им лицом противоречит требованиям пункта 2 статьи 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому, в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, несостоятельны, поскольку согласно решению Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан координатором распределения дел в порядке назначения, в частности, в городе Бугульме Республики Татарстан, является заведующий адвокатским центром <адрес>. За адвокатским центром <адрес>, для выполнения профессиональных обязанностей по назначению, закрепляются адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, зарегистрированных на территории <адрес>. Таким образом, ордер выдается адвокатским образованием, на которое возложены функции координатора распределения обязанностей адвоката при участии в делах по назначению. Форма ордера соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции России.
Доводы административного истца, что положение, указанное в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан о том, что ненадлежащее исполнение адвокатом профессиональных обязанностей по назначению, отсутствие адвокатских производств может повлечь за собой не только привлечение его к дисциплинарной ответственности, но и отстранение на определенный Советом Адвокатской палаты Республики Татарстан срок от участия в уголовном или гражданском судопроизводстве по назначению, не предусмотрен ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексу профессиональной этики адвоката, несостоятельны, поскольку адвокаты осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. Наделение адвокатов публичными функциями обусловливает необходимость организации эффективного контроля за их деятельностью. При этом отстранение адвоката на определенный срок от участия в уголовном или гражданском судопроизводстве по назначению, не препятствует в судебной защите своих прав.
Доводы административного истца, что положение, указанное в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан о том, что координатор или Адвокатская палата Республики Татарстан в целях проверки качества выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей по назначению вправе запросить у адвоката адвокатские производства по всем проведенным делам, нарушает ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекс профессиональной этики адвоката, несостоятельны, поскольку к компетенции совета адвокатской палаты относится помимо определения порядка оказания юридической помощи адвокатами также осуществление контроля за его исполнением. Данное регулирование направлено на организацию эффективного контроля за деятельностью адвокатов с целью реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно методическим рекомендациям по ведению адвокатского производства, все работники адвокатских образований, имеющие доступ к адвокатскому производству должны быть в письменном виде предупреждены о недопустимости разглашения адвокатской тайны, таким образом, исключается попадание информации к посторонним лицам.
Доводы административного истца, что положение, указанное в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан о том, что постановления дознавателей, следователей или судей на выделение адвоката по назначению на конкретную дату должны направляться координатору заблаговременно (не позднее 5 суток до дня выполнения поручения) следующими средствами связи: факс, почтовое отправление, электронная почта. Постановления на выделение адвоката по неотложным следственным действиям (задержание, выход на место преступления и т.д.) в исключительных случаях может быть направлено в день их проведения или передано телефонограммой» препятствует своевременному расследованию уголовных дел и ограничивает право подозреваемого пользоваться помощью защитника, несостоятельны, поскольку принятое Адвокатской палатой Республики Татарстан решение не противоречит нормам Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации, не исключая возможность направления дознавателем, следователем или судом уведомления о немедленной явке защитника, с учетом необходимого времени для прибытия к месту совершения необходимых действий.
Согласно п. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда» не может повлечь нарушений охраняемых законом прав, свобод или законных интересов административного истца.
Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░