УИД 35RS0001-02-2021-003019-38
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №88-15844/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 12 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Ирышковой Т.В., Шлопак С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Череповецкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на пенсию,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А.,
установила:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на пенсию, указав, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> (межрайонное) (далее - УПФР в городе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 отказано в установлении страховой пенсии по старости без учета части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ), поскольку отсутствует требуемый специальный стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
На дату определения права, ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж заявителя составляет 25 лет 2 месяца 9 дней, при требуемых 30 годах.
В специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) не включены периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна-акушера-гинеколога акушерско-физиологического отделения Медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь», так как Перечнем № от ДД.ММ.ГГГГ правом льготного исчисления специального стажа пользуются оперирующие врачи-специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров. Должность врача-интерна прямо не отнесена к врачам- специалистам. Указанные периоды могут быть включены в специальный стаж при условии документального подтверждения выполнения работы, предусмотренной для врача-специалиста. Актом документальной проверки участие ФИО3 в проведении операций не подтверждено;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служебные командировки;
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни.
Оспаривая правомерность отказа в зачете указанных периодов, ФИО3 просила признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, возложить обязанность включить в специальный стаж по пункту 20 части статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периоды работы: с
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара по внутреннему совместительству медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь»,
в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служебные командировки, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни;
и установить выработку требуемого специального стажа работы 30 лет по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь», она работала по внутреннему совместительству, осуществляла дежурства. Во время работы в стационаре в полном объеме ею выполнялись функциональные обязанности оперирующего врача-акушера-гинеколога: оперировала больных, принимала роды, выполняла хирургические манипуляции. Оплата труда производилась по основной ставке за работу в женской консультации и за работу по внутреннему совместительству и за осуществление дежурств в стационаре.
Решением Череповецкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в городе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии в части отказа в зачете требуемого специального стажа периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служебные командировки, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, на УПФР в городе <адрес> (межрайонное) возложена обязанность включить указанные периоды в специальный стаж ФИО3 в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда произведено процессуальное правопреемство, ответчик УПФР в городе <адрес> (межрайонное) заменен правопреемником Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Череповецкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж ФИО3 по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 года работы как 1 год 6 месяцев периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных стационара по внутреннему совместительству медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь», отменено.
Принято в данной части новое решение.
Признано незаконным решение государственного учреждения УПФР в городе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении пенсии в части отказа в зачете в специальный стаж ФИО3 в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных стационара по внутреннему совместительству медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь».
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в специальный стаж ФИО3 по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 года работы как 1 год 6 месяцев периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных стационара по внутреннему совместительству медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь».
В остальной части решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО3 просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая спор в части отказа во включении в специальный стаж ФИО3 по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 года работы как 1 год 6 месяцев периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара по внутреннему совместительству медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь», исходил из того, что указанные периоды в льготном исчислении пенсионный орган не рассматривал, процессуального решения по ним не принимал, поскольку они не были указаны истцом при подаче заявления о назначении пенсии, соответствующих документов не было представлено.
С указанным выводом не согласился суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 21 указанного Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. По общему правилу, необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (часть 7 статьи 21).
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт подтверждения работы в учреждениях в целях включения спорных периодов работы в страховой стаж) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции, признал несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что пенсионный орган с точки зрения исчисления в льготном порядке не рассматривал, представленная в суд справка, подтверждающая работу в спорные периоды, в пенсионный орган истцом не представлялась и данные спорные периоды стажа с учетом сведений, содержащихся в справках, не были предметом рассмотрения и оценки пенсионного органа, вследствие чего у суда первой инстанции отсутствовали основания для их включения, нельзя признать правомерным.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Приказом ФИО5 труда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила №н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил № 884н).
Таким образом, право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная инстанция отметила, что, отказывая ФИО3 в удовлетворении исковых требований, судом не учтено, что истец, реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов ее работы и в связи с этим о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки суда первой инстанции, который оценив представленные по делу справки работодателей, должен был рассмотреть возникший спор.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются в частности: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
В силу пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Согласно пункту 5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Так же, в спорный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
В абзаце 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 указано, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В прилагаемом Списке указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности; врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Льготный порядок исчисления стажа оперирующим врачам-специалистам всех наименований отделений хирургического профиля стационаров предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Исходя из системного толкования нормативных правовых актов, возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Как следует из материалов дела, по сведениям трудовой книжки в период с 13 февраля 1995 года по 05 октября 1995 года, с 10 октября 1995 года 27 ноября 1997 года, 02 декабря 1997 года по 31 октября 1999 года Воронова Н.Г. работала в качестве врача-акушера-гинеколога 11 разряда в женской консультации муниципального учреждения медсанчасть «Северсталь».
Указанные сведения подтверждены справкой БУЗ ВО «Медико-санитарная часть «Северсталь» № 40 от 04 июня 2020 года.
Согласно справке БУЗ ВО «Медико-санитарная часть «Северсталь» № 41 от 04 июня 2020 года, в спорные периоды ФИО3 осуществляла трудовую деятельность в должности оперирующего врача-акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара по внутреннему совместительству.
Из представленных в материалы дела заверенных копий операционных журналов за 1995-1999 годы усматривается участие ФИО3 в качестве хирурга и ассистента при проведении операционных вмешательств.
Согласно справке, уточняющей характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, БУЗ ВО «Медико-санитарная часть «Северсталь» № 30 от 28 июня 2021 года, в спорные периоды времени ФИО3 являлась оперирующим врачом-акушером-гинекологом в соответствии со сведениями, содержащимися в журналах записи оперативных вмешательств в акушерском физиологическом и гинекологическом отделениях учреждения.
Актом документальной проверки пенсионного органа от 10 сентября 2021 года подтверждается, что в штатных расписаниях на 1993-1997 годы выделена следующая структура: Женская консультация 18 единиц, Стационар - гинекологическое № коек, врач-акушер-гинеколог - 2,25 единицы, Акушерское отделение - 55 коек, врач-акушер-гинеколог 3,5 единицы.
В штатных расписаниях на 1998, 1999 годы определены: женская консультация, врач-акушер-гинеколог (участковый) 11 единиц, спецприем - 1,5 единицы, стационар - гинекологическое №, 55 коек врач-акушер-гинеколог - 2,25 единицы, Акушерское отделение - 55 коек, врач акушер гинеколог 3,5 единицы.
Приказом № 19-а от 20 февраля 1995 года Вороновой Н.Г. врачу-акушеру-гинекологу женской консультации разрешено совместительство на 0,5 ставки врача-акушера-гинеколога 12 разряда в отделении патологии беременных роддома, которое предусмотрено штатными расписаниями с 13 февраля 1995 года.
Приказом № 95-а от 04 сентября 1998 года Вороновой Н.Г. врачу-акушеру-гинекологу женской консультации разрешено совместительство на 0,25 ставки врача-акушера-гинеколога 12 разряда в отделении патологии беременных роддома с 01 сентября 1998 года.
Приказом № 3-а от 11 января 1999 года Вороновой Н.Г. врачу-акушеру- гинекологу женской консультации разрешено совместительство на 0,25 ставки врача-акушера-гинеколога 12 разряда в отделении патологии беременных и на 0,25 ставки врача-акушера-гинеколога 13 разряда в отделении патологии беременных из ставок городского роддома с 01 января 1999 года.
Согласно карточек-справок по начислению заработной платы ФИО3 за 1993-1999 годы, с ДД.ММ.ГГГГ ей доплачивается за совместительство 0,5 ставки врача-гинеколога 12 разряда в ОПБ, с ДД.ММ.ГГГГ за совместительство 0,25 ставки врача-гинеколога 12 разряда в ОПБ.
Согласно представленных расчетных листков следует, что с февраля по март 1995 года имеются начисления по основной заработной плате, районному коэффициенту, дежурствам, ночным часам, воскресным, доплата ЧМК, питание деньгами, в одном из расчетных листков имеется начисление за совместительство; с апреля 1995 года по август 1998 года и с июля 1999 года по ноябрь 1999 года произведены аналогичные начисления, начисления по совместительству отсутствуют, с сентября 1998 года по июнь 1999 года и в декабре 1999 года аналогичные начисления произведены в двух расчетных листках, одним из которых имеется начисление за совместительство.
В силу приказа Минздрава ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций», в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое (родильное), акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» указано, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Согласно приказу Минздрава России № 28 от 29 января 1999 года, утвердившему перечень хирургических подразделений стационаров лечебнопрофилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное и патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.
Учитывая, что спорные периоды имели место до 1 ноября 1999 года, для включения периодов работы в льготный стаж в соответствии с Правилами и Списком, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, подтверждение выполнения работы на полную ставку не требовалось, истец работала по совместительству врачом-акушером-гинекологом в отделении патологии беременных, то есть врачом-хирургом отделения хирургического профиля стационара, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО3 в указанной части.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периода работы с 02 августа 1993 года по 12 февраля 1995 года в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь», суд первой инстанции отказал ФИО3 в удовлетворении требований.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указывая, что основания для включения в специальный стаж периодов осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении без занятия штатной должности врача-хирурга отделений (палат) хирургического профиля стационаров отсутствуют.
Как указано выше, к периодам работы с 02 августа 1993 года по 12 февраля 1995 года в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации (1 ставка) и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь» (без занятия штатной должности) могут быть применены Список, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ2 года №, а также Список, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в должностях врачей лечебно-профилактических учреждений. То есть условием применения данных Списков является занятие только штатной должности врача, при этом, журналы описания хирургических операций с участием истца в отсутствие сведений об её переводе во время проведения операций в отделения хирургического профиля (замещение должности врача-хирурга в отделениях хирургического профиля) не позволяют зачесть спорный период работы ФИО3 в хирургическом отделении в льготном исчислении.
ФИО3 как врач-хирург гинекологического отделения в спорный период проводила хирургические операции пациентам, госпитализированным в гинекологическое отделение, находящимся на стационарном лечении без занятия штатной должности, при этом то, что она принимала личное участие в оперативных хирургических вмешательствах в разные отдельные дни в разном количестве, не подтверждает того обстоятельства, что в указанный период истец на постоянной основе являлась оперирующим врачом в отделении хирургического профиля, при наличии в нем своего полного штата сотрудников врачей-хирургов и не может являться основанием для включения указанного периода в льготный стаж, так как просто факта проведений операций недостаточно для учета стажа, дающего право на досрочное назначение в льготном исчислении.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога женской консультации и оперирующего врача акушера-гинеколога акушерского физиологического отделения стационара медсанчасти ЧМК, позднее БУЗ ВО «МСЧ «Северсталь», в связи с чем отменил решение суда в данной части.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые сторонами в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Несогласие заявителя с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу апелляционного определения, либо отвергнутых судом апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Череповецкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.