Решение по делу № 2-770/2024 от 16.09.2024

Дело №2-770/2024

УИД: 58RS0009-01-2024-001627-15

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2024 года                                 г. Заречный

Зареченский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Шандрина Р.В.,

при секретаре Климчук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Пензенской области к Давыдову Д.В. о признании действий по продаже табачной продукции противоправными,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в защиту неопределенного круга потребителей обратилось в суд с вышеназванным иском к ИП Давыдову Д.В., указав, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области – территориальным органом федерального органа исполнительной власти, которое в силу ст.40 Закона о защите прав потребителей вправе обращаться с настоящим иском в суд.

26.07.2024     в период с 13:00 до 13:30 по адресу: (Адрес), на основании задания заместителя руководителя Управления от 16.07.2024    №390-3 и в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №248-ФЗ) проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в период с 01.07.2024 по 16.07.2024 в разделе отклонения «Разрешительный режим» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее - ГИС МТ).

В результате проведенного мероприятия получены сведения о зафиксированных в ГИС МТ систематических отклонениях, связанных с 1035 случаях розничной продажи табачной продукции ИП Давыдовым Д.В. без проверки кода маркировки реализуемого товара на кассе путем направления запроса в ГИС МТ в соответствии с правилами направления и получения информации из указанной государственной информационной системы (с нарушением «Разрешительного режима»).

Составлен акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № 390-3/6 от 25.07.2024г.

Зафиксированы факты розничной продажи табачной продукции без проверки кода маркировки в системе ГИС МТ, т.е. участником оборота табачной продукции не соблюдены требования о проведении проверок допустимости продажи табачной продукции совместимого с режимом запрета продажи на кассе, допущена продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в режиме реального времени, не прошедших проверку в рамках разрешительного режима на определение установленных запретов розничной продажи таких товаров на основании информации, полученной из государственной информационной системы мониторинга за их оборотом, что возможно в случаях, когда участником оборота не обеспечена установка необходимого программного обеспечения ККТ, а также не исключается техническая возможность отмены обязательной блокировки кассы при работе по «Разрешительному режиму», и продажа товаров с кодом маркировки в нарушение обязательных требований Правил применения запрета продажи.

Систематические нарушения Правил применения запрета продажи товаров конкретным участником оборота подтверждаются наличием в ГИС МТ (вкладка «Разрешительный режим» раздел «Отклонения») сведений о неоднократных случаях нарушений, фиксируемых системой как «ПРОДАЖА ТОВАРА БЕЗ ПРОВЕРКИ КМ» и «Проведение проверки - НЕТ».

Управлением объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 19.07.2024 №429- ПР/4.2 и предложено ИП Давыдову Д.В. принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: обеспечить представление в информационную систему мониторинга достоверных сведений о выводе из оборота табачной продукции в соответствии с правилами маркировки, в том числе сведений, представляемых посредством запросов на проверку кода маркировки в целях применения запретов розничной продажи указанной продукции; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ.

27.08.2024 в период с 15:00 до 15:30 на основании задания заместителя руководителя Управления от 27.08.2024 №471-3 и в соответствии со ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в период с 10.08.2024 по 27.08.2024 в разделе отклонения «Разрешительный режим» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее - ГИС МТ).

В результате проведенного мероприятия получены сведения о зафиксированных в ГИС МТ систематических отклонениях, связанных с 952 случаями розничной продажи табачной продукции ИП Давыдов Д.В. без проверки кода маркировки реализуемого товара на кассе путем направления запроса в ГИС МТ в соответствии с правилами направления и получения информации из указанной государственной информационной системы (с нарушением «Разрешительного режима»).

Составлен акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № 471-3/2 от 27.08.2024.

Зафиксированы факты розничной продажи табачной продукции без проверки кода маркировки в системе ГИС МТ.

Таким образом, фактически полученное ИП Давыдовым Д.В. предостережение от 26.07.2024    №429- ПР/4.2 оставлено без внимания, не предпринято никаких действий по устранению ранее установленных нарушений.

Управлением по выявленным данным вновь объявлено предостережение от 28.08.2024    №523-ПР/4.2 о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства.

Управлением приняты необходимые меры профилактического характера в целях стимулирования добровольного соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, но ИП Давыдов Д.В. продолжает систематически осуществлять розничную реализацию табачной продукции с нарушениями без учета рекомендаций Управления.

Признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при реализации табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ («разрешительного режима»), предусмотренного Постановлением №1944, является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.

В нарушение обязательных требований Правил применения запрета продажи товаров пользователь кассы может продать товар с кодом маркировки, не прошедшим проверку в рамках разрешительного режима, что возможно в случаях, когда участником оборота не обеспечена установка необходимого программного обеспечения ККТ, а также не исключается техническая возможность отмены обязательной блокировки кассы при работе по «Разрешительному режиму».

Не исполнение продавцом положений о разрешительном режиме на кассе свидетельствует об умышленном нежелании соблюдать обязательные требования, которые нацелены конкретно на обеспечение продажи легальной продукции.

Уклонение продавца от соблюдения предусмотренной процедуры проверки продукции непосредственно перед ее передачей покупателю на кассе исключает принятие продавцом решения об отклонении продажи сомнительной продукции.

Усматривается наличие существенной угрозы общественным отношениям, которая в данном случае заключается в розничной реализации продукции, без принятия продавцом мер к обеспечению ее безопасного оборота. Бездействия продавца содержат признаки угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей путем высокой вероятности приобретения контрафактной продукции, в отношении которой не обеспечено подтверждение соответствия ее безопасности в установленном порядке.

Продажа потребителям продукции, вызывающей сомнения в легальности происхождения, ее качестве и безопасности, указывает на признаки угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей, так как дальнейшее использование продукции «из теневого оборота» с высокой степенью вероятности может привести к наступлению крайне неблагоприятных последствий для здоровья потребителей.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований, фиксируемых ГИС МТ как «продажа товара без проверки кода маркировки», определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку не обеспечивает качество и безопасность продукции, возможность правильного выбора товаров.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ст. 40 и ст. 46 Закона № 2300-1, истец просит суд:

1. Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчика - ИП Давыдова Д.В. по продаже табачной продукции с нарушением правил вывода из оборота, систематической розничной реализации табачной продукции без применения на кассе обязательного «разрешительного режима» (неоднократные «продажи товара без проверки кода маркировки»);

2. Обязать ответчика - ИП Давыдова Д.В. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в реализации табачной продукции без представления в информационную систему мониторинга достоверных сведений о выводе из оборота табачной продукции в соответствии с правилами маркировки, в том числе сведений, представляемых посредством запросов на проверку кода маркировки в целях применения запретов розничной продажи указанной продукции; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ.

3. Обязать ответчика - ИП Давыдова Д.В. в случае удовлетворения искового заявления довести до сведения неопределенного круга потребителей резолютивную часть решения суда в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом в месте осуществления деятельности по адресу: (Адрес).

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, действующего в защиту неопределенного круга потребителей, на основании доверенности Хазова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, не возражала против вынесения заочного решения.

Ответчик ИП Давыдов Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известил.

Суд, с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ст. 45 Конституции РФ.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части 3HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=373290&dst=41" \h статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

В соответствии с пунктом 18 Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования.

Правовой основой системы цифровой маркировки товаров "Честный ЗНАК" является Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу п. 5, п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Исходя из п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515, - участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В соответствии с п. 26 Правил № 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Исходя из п.2 Правил № 515:

"вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;

"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации)    кода    маркировки,    содержащегося    в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 N 224 утверждены Правила маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции.

В соответствии с и. 41 Правил № 224 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку.

Согласно пп. «г» п. 4 Постановления № 224 участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении розничной продажиТабачной продукции с 1 июля 2019 года, в отношении всех действий по обороту табачной продукции с 01 июля 2020 года.

В соответствии с п. 10 Постановления № 224 на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) допускается до 1 июля 2020 г., а табачной продукции, указанной в разделе II приложения к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. N 224, допускается до 1 июля 2021 г.

В соответствии с п. 3 Правил №224 табачная продукция до ее ввода в оборот на территории Российской Федерации подлежит обязательной маркировке средствами идентификации.

В соответствии с п. 10 Правил № 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров; если один и тот же код считывается два и более раза.

В случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров и считывается два и более раза, продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ. Повторное сканирование кода- идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте. Товары считаются немаркированными, если сведения о них (в том числе сведения о нанесенных средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота табачной продукции, представляющие информацию.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона № 2300-1 предусмотрено, что изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации».

При розничной продаже табачной продукции, используя мобильное приложение «Честный знак», потребитель может проверить легальность нахождения в обороте, не сомневаться в легальности приобретаемых товаров, отследить путь товара с момента его изготовления и до продажи в торговой точке, а также узнать практически всю информацию о товаре: наименование, вид табачной продукции, (в том числе: с фильтром или без), место и дату её производства, информацию о движении товара от завода-изготовителя, с указанием его наименования, до конечной точки розничной продажи, (сведения об импортере для продукции, произведенной за пределами территории РФ), сведения о документе, подтверждающем соответствие продукции требованиям технических регламентов (дата регистрации декларации о соответствии и ее регистрационный номер), дату и место продажи, сведения о продавце товара. Если уникальный код - DataMatrix на товаре подтверждён системой Честный ЗНАК, то потребитель купил подлинный товар.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

В соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Как видно из материалов дела и установлено судом Давыдов Д.В. с 18.07.2022 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП (Номер), основным видом его деятельности является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

26.07.2024 в период с 13:00 до 13:30 по адресу: (Адрес), на основании задания заместителя руководителя Управления от 16.07.2024    №390-3 и в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №248-ФЗ) проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в период с 01.07.2024 по 16.07.2024 в разделе отклонения «Разрешительный режим» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее - ГИС МТ).

В результате проведенного мероприятия получены сведения о зафиксированных в ГИС МТ систематических отклонениях, связанных с 1035 случаях розничной продажи табачной продукции ИП Давыдовым Д.В. без проверки кода маркировки реализуемого товара на кассе путем направления запроса в ГИС МТ в соответствии с правилами направления и получения информации из указанной государственной информационной системы (с нарушением «Разрешительного режима»).

Составлен акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № 390-3/6 от 25.07.2024г.

Зафиксированы факты розничной продажи табачной продукции без проверки кода маркировки в системе ГИС МТ, т.е. участником оборота табачной продукции не соблюдены требования о проведении проверок допустимости продажи табачной продукции совместимого с режимом запрета продажи на кассе, допущена продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в режиме реального времени, не прошедших проверку в рамках разрешительного режима на определение установленных запретов розничной продажи таких товаров на основании информации, полученной из государственной информационной системы мониторинга за их оборотом, что возможно в случаях, когда участником оборота не обеспечена установка необходимого программного обеспечения ККТ, а также не исключается техническая возможность отмены обязательной блокировки кассы при работе по «Разрешительному режиму», и продажа товаров с кодом маркировки в нарушение обязательных требований Правил применения запрета продажи.

В случае, если участник оборота, осуществляющий розничную продажу табачной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, не выполняет обязательные требования, предусмотренных Постановлением № 1944, по передаче в информационную систему маркировки сведений при сканировании средства идентификации на товаре на кассе (посредством запросов на проверку кода маркировки и получения сведений о соответствии маркированного товара установленным требованиям) и автоматизированных обращений в информационную систему маркировки (в целях формирования и актуализации у участника оборота баз данных кодов идентификации), то это означает фактическое невыполнением запрета продажи на кассе товара, не прошедшего установленную проверку.

Систематические нарушения Правил применения запрета продажи товаров конкретным участником оборота подтверждаются наличием в ГИС МТ (вкладка «Разрешительный режим» раздел «Отклонения») сведений о неоднократных случаях нарушений, фиксируемых системой как «ПРОДАЖА ТОВАРА БЕЗ ПРОВЕРКИ КМ» и «Проведение проверки - НЕТ».

Указанные действия (бездействие) приводят к нарушениям следующих обязательных требований, а именно:

1)    ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №3 81 -ФЗ),

2)    п. 11(1) Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (далее - Правила №515),

3)    пп.1-6 раздела 1 Перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, п.п. 6,9,13,14 Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за., оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации," или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации цз указанной государственной информационной системы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от21.11.2023 №1944 (далее-Постановление №1944).

С учетом вышеизложенного Управлением объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 19.07.2024 №429- ПР/4.2 и предложено ИП Давыдову Д.В. принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: обеспечить представление в информационную систему мониторинга достоверных сведений о выводе из оборота табачной продукции в соответствии с правилами маркировки, в том числе сведений, представляемых посредством запросов на проверку кода маркировки в целях применения запретов розничной продажи указанной продукции; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ.

27.08.2024 в период с 15:00 до 15:30 на основании задания заместителя руководителя Управления от 27.08.2024 №471-3 и в соответствии со ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в период с 10.08.2024 по 27.08.2024 в разделе отклонения «Разрешительный режим» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее - ГИС МТ).

В результате проведенного мероприятия получены сведения о зафиксированных в ГИС МТ систематических отклонениях, связанных с 952 случаями розничной продажи табачной продукции ИП Давыдов Д.В. без проверки кода маркировки реализуемого товара на кассе путем направления запроса в ГИС МТ в соответствии с правилами направления и получения информации из указанной государственной информационной системы (с нарушением «Разрешительного режима»).

Составлен акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № 471-3/2 от 27.08.2024.

Зафиксированы факты розничной продажи табачной продукции без проверки кода маркировки в системе ГИС МТ.

Таким образом, фактически полученное ИП Давыдовым Д.В. предостережение от 26.07.2024    №429- ПР/4.2 оставлено без внимания, не предпринято никаких действий по устранению ранее установленных нарушений.

Управлением по выявленным данным вновь объявлено предостережение от 28.08.2024    №523-ПР/4.2 о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства.

Управлением приняты необходимые меры профилактического характера в целях стимулирования добровольного соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, но ИП Давыдов Д.В. продолжает систематически осуществлять розничную реализацию табачной продукции с нарушениями без учета рекомендаций Управления.

В соответствии со ст. 46 Закона №2300-1 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (егр территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при реализации табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ («разрешительного режима»), предусмотренного Постановлением №1944, является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ст. 45 Конституции РФ.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

ГИС МТ (система «Честный ЗНАК») - это государственная информационная система мониторинга товаров, созданная на базе «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ) и предназначенная для маркировки и прослеживания товаров.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы, являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

В соответствии с обязательным требованием ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона №381-Ф3 участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.

Согласно п. 26 Правил №515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Особенности маркировки табачной и никотинсодержащей продукции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224 «Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, а также об особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции» (далее - Постановление Правительства РФ №224).

Указанные правила маркировки устанавливают порядок маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции, порядок представления участниками оборота информации об обороте указанных товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации, требования к участникам оборота, получающим технические средства идентификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 №1944 (далее - Постановление №1944) утверждены «Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной „ маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров» (далее - Перечень. случаев), а также «Правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы» (далее - Правила применения запрета продажи товаров), согласно которых поэтапно вводится запрет продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации содержащейся в информационной системе маркировки.

Пунктами 1-6 раздела 1 Перечня случаев установлен ряд оснований, которые запрещают продажу табачной и никотинсодержащей продукции, а именно:

-    сведения о коде Data Matrix в ГИС МТ отсутствуют;

-    продукт выведен из оборота;

-    продажа запрещена надзорными органами;

-    нет сведений о вводе в оборот средства идентификации;

-    цена выше максимальной или ниже минимальной;

-    код Data Matrix не соответствует характеристикам средства идентификации, в том числе структуре и формату.

Таким образом, разрешительный режим на ККТ введен, чтобы блокировать на кассе продажу маркированных товаров, у которых есть проблемы с кодами Data Matrix, истек срок годности или цена не соответствует установленному государством порогу, что не исключает их нахождение в нелегальном обороте.

Запрет розничной продажи товаров на основании полученных данных из информационной системы мониторинга на территории Российской Федерации действует с даты, установленной в перечне для отдельных товаров (п. 5 Правил применения запрета продажи товаров), в отношении табачной и никотинсодержащей продукции такой запрет определен с 01.04.2024 (раздел 1 Перечня случаев).

Конкретные действия продавца в объекте розничной продажи при реализации продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации, в отношении которой действует Постановление № 1944, определены Правилами применения запрета продажи товаров, в том числе:

-    пунктом 6, согласно которого, продавец не вправе осуществлять розничную продажу товара при наличии одного или нескольких случаев, указанных в перечне.

-    пунктом 9, согласно которого, продавец должен соответствовать всем требованиям, установленным правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка, к участникам оборота товаров, а также иметь программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен сведениями и (или) электронными документами с информационной системой мониторинга в соответствии с форматами и протоколами информационного обмена, опубликованными на официальном сайте оператора информационной системы мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в части, касающейся определения случаев запрета продажи товаров.

-    пунктом 13, согласно которого, проверка кода маркировки при розничной продаже товара осуществляется в момент непосредственно перед такой продажей путем направления электронного запроса в информационную систему мониторинга в режиме проверки онлайн, за исключением случаев розничной продажи товаров в режиме офлайн, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

-    пунктом 14, согласно которого, в целях проверки кода маркировки в режиме проверки онлайн продавец идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами средство идентификации, нанесенное на товар, и направляет электронный запрос в информационную систему мониторинга (далее - запрос на онлайн - проверку).

Однако, в нарушение обязательных требований Правил применения запрета продажи товаров пользователь кассы может продать товар с кодом маркировки, не прошедшим проверку в рамках разрешительного режима, что возможно в случаях, когда участником оборота не обеспечена установка необходимого программного обеспечения ККТ, а также не исключается техническая возможность отмены обязательной блокировки кассы при работе по «Разрешительному режиму».

В случае, если участник оборота, осуществляющий розничную продажу табачной и никотинсодержащей продукции с использованием контрольно-кассовой техники, не выполняет обязательные требования, предусмотренных Постановлением № 1944, по передаче в информационную систему маркировки сведений при сканировании средства идентификации на товаре на кассе (посредством запросов на проверку кода маркировки и получения сведений о соответствии маркированного товара установленным требованиям) и автоматизированных обращений в информационную систему маркировки (в целях формирования и актуализации у участника оборота баз данных кодов идентификации), то это означает фактическое невыполнение запрета продажи на кассе товара, не прошедшего установленную проверку.

В таком случае нарушения прав потребителей на качество и безопасность приобретаемой продукции выражается в следующем:

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона №2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона №2300-1 предусмотрено, что изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Маркировка «Честный знак» обеспечивает проверку законности нахождения маркированной продукции в обороте для того, чтобы не сомневаться в легальности приобретаемых товаров: можно отследить путь товара с момента его изготовления и до продажи в торговой точке, а также узнать практически всю информацию о товаре: наименование, вид табачной продукции, (в том числе: с фильтром или без), место и дату её производства, информацию о движении товара от завода-изготовителя, с указанием его наименования, до конечной точки розничной продажи, (сведения об импортере для продукции, произведенной за пределами территории РФ), сведения о документе, подтверждающем соответствие продукции требованиям технических регламентов (дата регистрации декларации о соответствии и ее регистрационный номер), дату и место продажи, сведения о продавце товара.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Если уникальный код - Data Matrix на товаре подтверждён системой Честный ЗНАК, то потребитель купил подлинный товар.

Не исполнение продавцом положений о разрешительном режиме на кассе свидетельствует об умышленном нежелании соблюдать обязательные требования, которые нацелены конкретно на обеспечение продажи легальной продукции.

Уклонение продавца от соблюдения предусмотренной процедуры проверки продукции непосредственно перед ее передачей покупателю на кассе исключает принятие продавцом решения об отклонении продажи сомнительной продукции.

Усматривается наличие существенной угрозы общественным отношениям, которая в данном случае заключается в розничной реализации продукции, без принятия продавцом мер к обеспечению ее безопасного оборота. Бездействия продавца содержат признаки угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей путем высокой вероятности приобретения контрафактной продукции, в отношении которой не обеспечено подтверждение соответствия ее безопасности в установленном порядке.

Продажа потребителям продукции, вызывающей сомнения в легальности происхождения, ее качестве и безопасности, указывает на признаки угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей, так как дальнейшее использование продукции «из теневого оборота» с высокой степенью вероятности может привести к наступлению крайне неблагоприятных последствий для здоровья потребителей.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований, фиксируемых ГИС МТ как «продажа товара без проверки кода маркировки», определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку не обеспечивает качество и безопасность продукции, возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона №2300-1 за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований.

В соответствии с Законом №2300-1 потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости защиты прав потребителей при продаже табачной продукции ИП Давыдовым Д.В.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что ИП Давыдовым Д.В. не было исполнено предостережение Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 26.07.2024    №429- ПР/4.2, вновь допущена реализация табачной продукции без проверки кода маркировки в системе ГИС МТ в нарушение положений вышеуказанных законов, в связи с чем, в его адрес вынесено повторное предостережение от 28.08.2024    №523-ПР/4.2, а также, учитывая, его намерения в дальнейшем реализовывать табачную продукцию, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения о возложении обязанности на ответчика принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при реализации табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, не допускать реализацию табачной продукции без представления в информационную систему мониторинга достоверных сведений о выводе из оборота табачной продукции в соответствии с правилами маркировки, в том числе сведений, представляемых посредством запросов на проверку кода маркировки в целях применения запретов розничной продажи указанной продукции; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ, является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск УправленияРоспотребнадзора по Пензенской области к Давыдову Д.В. о признании действий по продаже табачной продукции противоправными – удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ИП Давыдова Д.В. (ИНН (Номер), ОГРН (Номер)) по продаже табачной продукции с нарушением правил вывода из оборота, систематической розничной реализации табачной продукции без применения на кассе обязательного «разрешительного режима» (неоднократные «продажи товара без проверки кода маркировки»).?

Обязать ИП Давыдова Д.В. (ИНН (Номер), ОГРН (Номер)) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в реализации табачной продукции без представления в информационную систему мониторинга достоверных сведений о выводе из оборота табачной продукции в соответствии с правилами маркировки, в том числе сведений, представляемых посредством запросов на проверку кода маркировки в целях применения запретов розничной продажи указанной продукции; не допускать передачу покупателям табачной продукции без применения проверки легальности нахождения в обороте товара с использованием доступа в ГИС МТ.

Обязать ИП Давыдова Д.В. (ИНН (Номер), ОГРН (Номер)) довести до сведения неопределенного круга потребителей резолютивную часть решения суда в течение десяти дней с момента вступления его в законную силу через средства массовой информации или иным способом в месте осуществления деятельности по адресу: (Адрес)

Не явившийся в судебное заседание ответчик в течение семи дней со дня получения копии заочного решения, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление о его отмене.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2024 года.

Судья                             Шандрин Р.В.

2-770/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области
Ответчики
Давыдов Дмитрий Владимирович
Суд
Зареченский городской суд Пензенской области
Судья
Шандрин Роман Владимирович
Дело на сайте суда
zarechensky.pnz.sudrf.ru
16.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2024Передача материалов судье
20.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее