Дело № 2-721/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронков Р.Е.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием представителя Генеральной прокуратуры РФ в лице прокуратуры Смоленской области Хорошиловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова А. Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области и МО МВД России «Вяземский» о компенсации морального вреда в порядке реабилитации в связи с незаконным уголовным преследованием,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование своих требований Никифоров А.Н. указал, что постановлением ст. следователя МО МВД России «Вяземский» от 26 октября 2021 года прекращено уголовное преследование в отношении него в связи с отсутствием состава преступления. В ходе расследования уголовного дела ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Смоленской области с 18.02.2020 по 16.10.2020, в результате чего ему были причинены моральные страдания и переживания, а также имущественный вред.
На момент заключения под стражу занимался вольнонаемным трудом в Москве и Московской области, получал среднемесячную зарплату 30 000 рублей. Таким образом, упущенная выгода составила 240 000 рублей. Моральный вред оценивает в 800 000 рублей, исходя из 100 000 рублей за каждый месяц, проведенный под стражей.
Родственниками ему передавались продукты питания и табачные изделия на сумму 7 000 рублей. Таким образом, ему причинен имущественный ущерб в размере 56 000 рублей.
Моральный вред, причиненный ему уголовным преследованием, оценивает в 400 000 рублей, исходя из 50 000 рублей в месяц за каждый месяц привлечения к уголовной ответственности.
Просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 200 000 (800 000 + 400 000) рублей, и имущественный вред в размере 296 000 (240 000 + 56 000) рублей.
В порядке подготовки дела к слушанию в качестве третьего лица привлечена Генеральная прокуратура РФ в лице прокуратуры Смоленской области (л.д. 2).
Согласно определению суда от 22.08.2023 прекращено производство по делу в части исковых требований о взыскании имущественного вреда в пользу истца в размере 296 000 руб., а именно упущенного заработка в размере 240 000 рублей, а также расходов на продукты питания и табачные изделия в размере 56 000 рублей.
Никифорову А.Н. разъяснено право на обращение в суд с заявлением о возмещении ему имущественного вреда в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
В судебное заседание истец Никифоров А.Н. не явился по причине отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, не воспользовался своим правом на представление интересов через представителя.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил суду возражения, согласно которым исковые требования не признал в полном объеме, указав, что доказательств обращения истца к врачам, психологам и другим специалистам, а также документов, свидетельствующих о действительности перенесенных страданий истца, суду не представлено, в связи с чем размер исковых требований не обоснован истцом. Несмотря на то, что незаконное уголовное преследование и применение мер пресечения неизбежно вызывает тяжкие душевные страдания и переживания, суду необходимо выяснить характер таких страданий, их глубину и тяжесть с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред истцу. Истец, требуя возместить причиненный моральный вред, не обосновывает его наличие, степень, а также размер суммы компенсации никакими подтверждающими доказательствами. Компенсация морального вреда в размере 1 200 000 рублей завышена, не отвечает фактическим обстоятельствам, не соответствует принципам разумности и справедливости (л.д. 31-34).
Представитель ответчика в лице МО МВД России «Вяземский» в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица - Генеральной прокуратуры РФ в лице прокуратуры Смоленской области Хорошилова О.В. полагал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, поддержав доводы, изложенные представителем ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Заслушав представителя прокуратуры Хорошилову О.В., исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела и материалы уголовного дела ХХХ (номер уголовного дела на стадии предварительного следствия -11901660003000981), суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 34 статьи 5 УПК РФ под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 УПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 133 УПК РФ право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
В соответствии с ч. 5 ст. 133 УПК РФ в иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
В силу ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 03.12.2019 возбуждено уголовное дело № 11901660003000981 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, то есть по факту тайного хищения имущества на сумму 17 400 рублей, принадлежащего А.Р. в период времени с 25.11.2019 по 26.11.2019 из квартиры № ХХХ, расположенной в доме <адрес> (л.д. 1 т. 1 уг. дело ХХХ).
03.02.2020 из материалов уголовного дела № 11901660003000981 выделены в отдельное производство материалы по факту тайного хищения 26.11.2019 имущества А.Р. на сумму 40 000 рублей с банковской карты (л.д. 97-98 т. 1 уг. дело ХХХ).
03.02.2020 предварительное следствие по уголовному делу приостановлено в связи с неустановлением лиц, совершивших преступление (л.д. 99 т. 1 уг. дело ХХХ).
Согласно протоколу явки с повинной от 18.02.2020 Никифоров А.Н. сознался в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, по факту которого было возбуждено уголовное дело (л.д. 104-105 т. 1 уг. дело ХХХ). 18.02.2020 Никифоров А.Н. дал объяснения, согласно которым сознался в совершении преступления (л.д. 106-108 т. 1 уг. дело ХХХ).
18.02.2020 предварительное следствие возобновлено (л.д. 109 т. 1 уг. дело ХХХ).
18.02.2020 в 14.00 час. Никифоров А.Н. задержан в качестве подозреваемого (л.д. 111-112 т. 1 уг. дело ХХХ). В этот же день Никифоров А.Н. допрошен в качестве подозреваемого, свою вину признал (л.д. 121-122 т. 1 уг. дело ХХХ).
18.02.2020 Никифорову А.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (л.д. 128-130 т. 1), Никифоров А.Н. допрошен в качестве обвиняемого, свою вину признал (л.д. 131-134 т. 1 уг. дело ХХХ).
19.02.2020 в отношении Никифорова А.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (л.д. 142-144 т. 1).
05.03.2020 срок содержания Никифорова А.Н. под стражей продлен до 18.05.2020 (л.д. 188-190 т. 1 уг. дело ХХХ).
16.04.2020 уголовное дело № 11901660003000981 соединено с уголовным делом № 112001660003000140 (л.д. 201 т. 1 уг. дело ХХХ).
12.05.2020 уголовное дело № 11901660003000981 соединено с уголовным делом № 12001660010000035 (л.д. 46-47 т. 2 уг. дело ХХХ).
16.01.2020 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ (л.д. 53 т. 2 уг. дело ХХХ).
14.05.2020 срок содержания Никифорова А.Н. под стражей продлен до 18.07.2020 (л.д. 136-138 т. 2 уг. дело ХХХ).
30.06.2020 Никифоров А.Н. дополнительно допрошен в качестве обвиняемого (л.д. 147-148 т. 2 уг. дело ХХХ).
14.07.2020 срок содержания Никифорова А.Н. под стражей был продлен до 18.09.2020 (л.д. 62-64 т. 3 уг. дело ХХХ).
30.07.2020 Никифоров А.Н. допрошен в качестве обвиняемого, свою вину в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, признал (л.д. 200-203 т. 3 уг. дело ХХХ).
Согласно справки-характеристики, выданной УУП МО МВД России «Вяземский», Никифоров А.Н. характеризуется неудовлетворительно, не работает, склонен к совершению противоправных деяний, злоупотребляет спиртными напитками (л.д. 57 т. 4 уг. дело ХХХ).
По состоянию на 19.02.2020 Никифоров А.Н. на учете у психиатра и врача-нарколога не состоит (л.д. 60, 61 т. 4 уг. дело ХХХ).
Никифоров А.Н. с 13.03.2020 по 23.04.2020 находился на излечении в медико-санитарной части № 67 с диагнозом: <данные изъяты> (л.д. 63 т. 4 уг. дело ХХХ).
Никифоров А.Н. является отцом Е.А., дд.мм.гггг. года рождения (л.д. 65 т. 4 уг. дело ХХХ).
16.09.2020 срок содержания Никифорова А.Н. под стражей продлен до 18.10.2020 (л.д. 27-30 т. 5 уг. дело ХХХ).
16.10.2020 мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Никифорова А.Н. изменена на подписку о невыезде и надлежащим поведении (л.д. 76-81, 82-83, 84 т. 5 уг. дело ХХХ).
28.09.2020 Никифорову А.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (л.д. 100-102 т. 5), Никифоров А.Н. был допрошен в качестве обвиняемого, свою вину не признал (л.д. 103-106 т. 5 уг. дело ХХХ).
26.10.2020 уголовное преследование в отношении Никифорова А.Н. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, прекращено в связи с непричастностью к совершению данного преступления, за Никифоровым А.Н. признано право на реабилитацию, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащим поведении отменена (л.д. 138-139 т. 5 уг. дело ХХХ).
В настоящее время Никифоров А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области.
Учитывая, что постановление о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в отношении Никифорова А.Н. выносилось, правовые основания, предусмотренные главой 18 УПК РФ, влекущие право на реабилитацию, у Никифорова А.Н. наличествуют, а моральный вред подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в связи с незаконным уголовным преследованием.
Таким образом, МО МВД России «Вяземский» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска к данному ответчику.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда подлежат оценке конкретные незаконные действия органов дознания, предварительного следствия в соотношении с тяжестью причиненных истцу физических и нравственных страданий, индивидуальными особенностями его личности, иными обстоятельствами, заслуживающими внимания.
При определении размера компенсации Никифорову А.Н. морального вреда суд учитывает длительность процедуры привлечения Никифорова А.Н. к уголовной ответственности (с 18.02.2020 - задержание по подозрению в совершении преступления, по 20.12.2020 - день прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, итого 307 календарных день), содержание Никифорова А.Н. под стражей с 18.02.2020 по 16.10.2020 - 242 дня, избрание в отношении Никифорова А.Н. меры пересечения в виде подписки о невыезде с 16.10.2020 по 20.12.2020 - 65 дней. Кроме того, суд учитывает данные о личности Никифорова А.Н., собранные органом предварительного расследования, согласно которым Никифоров А.Н. имеет среднее образование, состоял в браке, имеет на иждивении малолетнего ребенка, не работал до момента привлечения его к уголовной ответственности, характеризовался неудовлетворительно, ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности.
Таким образом, определяя размер денежной компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая обстоятельства привлечения Никифорова А.Н. к уголовной ответственности, категорию преступления, в котором он подозревался и обвинялся, длительность привлечения к уголовной ответственности и нахождения Никифорова А.Н. под стражей, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, состояние здоровья Никифорова А.Н., поскольку Никифоров А.Н. с 13.03.2020 по 23.04.2020 находился на излечении в медико-санитарной части № 67 с диагнозом: <данные изъяты>, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 120 000 рублей, исходя из расчета: 480 рублей за каждый день содержания под стражей в ходе привлечения к уголовной ответственности, итого 116 160 (480 руб. * 242 дн.) руб., и 3 840 руб. за 65 дней нахождения под подпиской о невыезде в ходе привлечения к уголовной ответственности, не находя оснований для взыскания компенсации в большем размере.
Таким образом, исковые требования Никифорова А.Н. подлежат частичному удовлетворению.
Доводы представителя ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области о необоснованности заявленных требований суд находит неубедительными, поскольку необходимость обращения истца к врачам, психологам и другим специалистам не является необходимым условием причинения истцу морального вреда, а перенесенные страдания истца, связанные с незаконным уголовным преследованием и применением мер пресечения, неизбежно вызывают тяжкие душевные страдания и переживания, что не отрицалось самим ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Никифорова А. Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области и МО МВД России «Вяземский» о компенсации морального вреда в порядке реабилитации в связи с незаконным уголовным преследованием удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Никифорова А. Н. (паспорт <данные изъяты>) денежную компенсацию морального вреда в размере 120 000 (Сто двадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований в большем объеме отказать за необоснованностью.
Отказать в удовлетворении исковых требований Никифорова А. Н. к МО МВД России «Вяземский» в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Е. Воронков
Мотивированное решение составлено 29.08.2023.
Вступает в законную силу 02.10.2023.