Решение по делу № 33-3917/2013 от 24.09.2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33- 3917

г. Махачкала    11 ноября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Гаджиева Б.Г.,

судей – Алиевой Э.З. и Магадовой А.В.

при секретаре судебного заседания ФИО12Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации МО «<адрес>» ФИО9 на решение суда <адрес> Республики Дагестан от <дата> года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию МО «<адрес>» РД восстановить за порядковым № ФИО1 в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию МО «<адрес>» РД предоставить ФИО1 соответствующее санитарным и техническим требованиям благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства в порядке очередности по списку за счет средств субъекта Российской Федерации Республики Дагестан».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО11, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<адрес> Республики Дагестан в защиту интересов ФИО1 в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» об обязании восстановить ФИО1 за порядковым № в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по договору найма предоставить ей благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. После смерти <дата> её матери-одиночки ФИО2, постановлением главы администрации <адрес> Республики Дагестан от <дата> за № над ней установлена опека ФИО7. С <дата> она, будучи принятой ответчиком в установленном порядке на учет, по 2009-й год состояла в списках лиц, нуждающихся в получении жилья по указанной категории, однако в аналогичный список за 2013-й год ответчиком она незаконно не включена. Согласно справке филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> ФИО1 не имеет своего жилья. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Дагестан ФИО1 не предоставлялась.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора <адрес> РД ФИО8 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать-одиночка ФИО2, <дата> года рождения, умерла <дата> года. До исполнения 23 летнего возраста, т.е. в июле 2005 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Администрацией МО «<адрес>» <дата> она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения под № 9. Однако, впоследующем с указанного списка она была незаконно исключена без предоставления жилого помещения. Она зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: РД, <адрес> в доме, принадлежащем опекуну ФИО7, и не имеет своего жилья для постоянного проживания.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» РД ФИО9 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признал и пояснил, что обязанность по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой, жилого помещения вне очереди возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, которым является администрация муниципального района «<адрес>». Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий список. ФИО1 отсутствует в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденном главой администрации МО «<адрес>» за 2013 год.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. <адрес> не оспаривает право ФИО1 на обеспечение жильем по указанной категории. Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан за № от <дата> « О порядке обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств Республиканского бюджета Республики Дагестан» обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств Республиканского бюджета Республики Дагестан. Ввиду отсутствия денежных средств Администрация МО « <адрес> « не может предоставить ФИО1 соответствующее требованиям закона жилье.

В аналогичных по содержанию возражениях ФИО1 и заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО8 относительно жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции и.о.прокурора <адрес> ФИО10, ФИО1 и представитель администрации МО «<адрес>» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <дата> « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в ред. Федеральных законов от <дата> № 15-ФЗ, от <дата> № 167-ФЗ, от <дата> № 185-ФЗ ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 приведенной нормы, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Законом Республики Дагестан N 57 от 04.12.2008 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 лет до 23 лет.

В целях реализации указанного Закона Правительство Республики Дагестан Постановлением от 2 июня 2009 г. N 161 утвердило Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно которому дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 Порядка, по акту приема-передачи.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом на основании исследованных материалов дела установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. После смерти <дата> её матери - одиночки ФИО2, постановлением главы администрации <адрес> Республики Дагестан от <дата> за № над ней установлена опека ФИО7. С <дата> она, будучи принятой ответчиком в установленном порядке на учет, по 2009-й год состояла в списках лиц, нуждающихся в получении жилья по указанной категории, однако в аналогичный список за 2013-й год ответчиком она незаконно не включена. Согласно справке филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> ФИО1 не имеет своего жилья. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Дагестан ФИО1 не предоставлялась.

Кроме того, как следует из приложенного к делу письма главы администрации МО «<адрес>» от <дата> ( л.д.30), рассмотрев представление прокурора <адрес> РД об устранении нарушений закона в отношении ФИО1, ответчик по делу признал свою ошибку и право ФИО1 улучшить жилищные условия по указанной категории.

Изложенные обстоятельства ответчиком по делу не оспариваются.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из приведенных выше норм права и, с учетом указанных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы представителя ответчика о том, что администрация МО «<адрес> » не может исполнить требования Федерального закона и закона Республики Дагестан, так как по настоящее время не определен порядок предоставления жилья по договорам найма специализированного жилого фонда, поскольку приведенные возражения ответчика, по мнению Судебной коллегии, являются несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на Правительство Республики Дагестан, распоряжающееся средствами республиканского бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенными выше нормами предусмотрено, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

Из решения суда видно, что при рассмотрении дела судом применены нормы закона, подлежащие применению в данном споре, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы и оценены доказательства, представленные сторонами по делу, им дана соответствующая обстоятельствам дела и требованиям закона оценка, нарушений норм процессуального и материального права, в силу которых решение суда могло бы быть отменено или изменено, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение суда <адрес> Республики Дагестан от <дата> по делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО «<адрес>» ФИО9 – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи:

33-3917/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
11.11.2013Судебное заседание
18.11.2013Передано в экспедицию
18.11.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее