Дело № 2-5471/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жильцовой М. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными решений, возложении обязанности включить в сводный список участников и получателей жилищных сертификатов, выдать жилищный сертификат,
установил:
Жильцова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решений жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности включить ее в сводные списки участников и получателей государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности на ФСИН Р. выдать государственный жилищный сертификат согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в поселке <адрес> Архангельской области, <адрес>. Указанная квартира принадлежит ей по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. После включения в список граждан-участников подпрограммы, истец была включена в сводный список участников УФСИН Р. по Архангельской области и поставлена в очередь в хронологическом порядке. Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов в связи с фактическим не проживанием участника основного мероприятия и членов его семьи в поселке учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области ей было отказано во включении в сводный список граждан-участников. Считает отказы незаконными, не соответствующими действующему законодательству. Указывает, что в жилищном деле имеется обязательство о сдаче квартиры, в которой она зарегистрирована, муниципальному образованию, справки, подтверждающие проживание на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности. Считает, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата и должна быть включена в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов.
Истец Жильцова М.А., ее представитель Зайцев А.Е. в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков УФСИН Р. по Архангельской области, ФСИН Р. Д. В.А. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо федеральное казенное учреждение Колония-поселение № с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, письменных возражений не представило.
Третьи лица Калина Н.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Калина К.С., Амосова Л.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Амосова А.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жильцова М.А. обратилась в ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН Р. по Архангельской области с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как граждан, подлежащих переселению с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Решением жилищно–бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН Р. по Архангельской области, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи 4 человека была включена в число граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ Жильцова М.А. с составом семьи 4 человека включена в сводный список граждан-участников подпрограммы по У..
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Амосов А. А., 2010 г.р. признан членом семьи Жильцовой М.А..
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Калин К. С., 2014 г.р. признан членом семьи Жильцовой М.А.
ДД.ММ.ГГГГ Жильцова М.А. обратилась с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> с составом семьи 5 человек, включая дочерей – Амосову Л.Н. и Калину Н.А., внуков – Амосова А.А. и Калина К.С.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Жильцовой М.А. отказано во включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов в связи с фактическим не проживанием участника основного мероприятия и членов его семьи в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Жильцовой М.А. (состав семьи 5 чел.) отказано во включении в сводный список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году по УФСИН Р. по Архангельской области. Основания для отказа во включении: не соответствие граждан требованиям пп. «а» п.22 Правил – несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил (не являются гражданами, подлежащими переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, в связи с их не проживанием в указанном поселке).
Разрешая заявленные истцом требования о признании незаконными указанных решений, возложении обязанности включить в сводный список участников и получателей жилищных сертификатов, выдать жилищный сертификат, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» от 21 марта 2006 года № 153 (далее - подпрограмма) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
Так, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в частности, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Приказом Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе, далее - Инструкция (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ).
С 26.03.2018 вступил в силу Приказ ФСИН России от 02.03.2018 N 181 "Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе".На основании подпункта «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью социальной выплаты по такому основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с учреждением с особыми условиями хозяйственной деятельности, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
<адрес> Архангельской области внесен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
Из анализа положений приведенных нормативно-правовых актов следует, что основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является постоянное проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными правовыми актами, должно иметь место не только на момент включения в список участников подпрограммы, но и в период реализации непосредственно самого права.
Согласно пп. «а» п. 22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные доказательства не позволяют суду сделать вывод о том, что Жильцова М.А. с семьей фактически проживают в <адрес> Архангельской области.
Как следует из материалов дела, истец и ее дети Амосова Л.Н. и Калина Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, а ее внуки Амосов А.А., Калин К.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в <адрес> Архангельской области на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с муниципальным образованием «Междуреченское».
Указанное обстоятельство подтверждается справкой администрации МО «Междуреченское» от ДД.ММ.ГГГГ, копией поквартирной карточки, актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы учетного дела Жильцовой М.А. представлены также обязательства о сдаче вышеуказанного жилого помещения в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки начальника филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Жильцова М.А. работает в медицинской части, которая расположена по адресу: н. Архангельск, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в соответствии с графиком, ежемесячно согласованным начальником учреждения СИЗО-4 и утвержденным начальником ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р.: два рабочих дня – два выходных. Первый рабочий день (11.75) : с 07 час. 45 мин. до 20.00 час., второй рабочий день (9.00): с 10 час. 30 мин. до 20.00 час.
Как пояснила истец, жилое помещение, расположенное в <адрес> Архангельской области является ее постоянным местом жительства, между сменами она приезжает туда на поезде или на автомобильном транспорте.
Дочери истца Амосова Л.Н. и Калина Н.Н. осуществляют трудовую деятельность в городе Архангельске в ФГБУ станция Агрохимической службы «Архангельская» и с мая 2017 по август 2018 в ООО «Титан-девелопмент», соответственно.
Из ответа Министерства здравоохранения Архангельской области следует, что Амосова Л.Н. прикреплена для обслуживания к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №», где указаны адреса проживания: <адрес> Архангельская область <адрес> г. Архангельск, <адрес>, Калина Н.Н. прикреплена для обслуживания к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №», где указаны адреса проживания: <адрес> Архангельская область <адрес> г. Архангельск, <адрес>.
Кроме того у супруга Амосовой Л.Н., Амосова А.А. на праве общей долевой собственности имеется 8/49 доли на жилое помещение <адрес>. 10 по <адрес>, а также на праве собственности жилое помещение - <адрес>, г. Архангельск.
Согласно материалам дела Амосову А.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Внук истца Амосов А.А., согласно материалам дела обучается во 2А классе МБОУ МО «Город Архангельск» «Архангельская средняя школа Соловецкий юнг», расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, д. <адрес>.
Внук истца Калин К.С. посещает МБДОУ МО «Город Архангельск» детский сад общеразвивающего вида № «<данные изъяты>», который расположен по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>.
Амосов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время прикреплен для медицинского обслуживания к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №».
Калин К.С. с ДД.ММ.ГГГГ прикреплен для медицинского обслуживания к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №»
В материалах дела имеется справка МБОУ «Междуреченская средняя школа №», согласно которой Амосов А.А. посещал данное структурное подразделение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посещал детский оздоровительный лагерь на базе школы.
Между тем, в материалах дела имеется справка МЮОУ «Карпогорская средняя школа №» о том, что Амосов А.А. и Калин К.С. в списках обучающихся и воспитанников образовательной организации и структурных подразделений школы не числились и не числятся.
Также, согласно материалам дела, по адресу регистрации – <адрес> КВ.7 услуги водоснабжения и водоотведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказаны лишь
в объеме 20 м. куб. (при регистрации в жилом помещении 5 человек), оплата по коммунальным услугам (централизованное отопление) производилась по счетчикам.
Вышеизложенное не позволяют сделать вывод о том, что истец вместе с членами своей семьи постоянно проживают в <адрес> Архангельской области, т.е. по месту регистрации, следовательно, оснований для отнесения истца к числу граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной детальности, не имеется.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей достаточными доказательствами факта постоянного проживания Жильцовой М.А. с семьей в <адрес> Архангельской области не являются, опровергаются письменными материалами дела.
Таким образом, установленными данными не подтверждается факт постоянного проживания истца в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, следовательно, она не относится к категории граждан, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 вышеуказанных Правил.
В связи с тем, что истец не соответствовал требованиям пп. «б» п. 5 Правил и не мог быть отнесен к числу граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, стороной ответчика правомерно ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении истца в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, а также ДД.ММ.ГГГГ во включении в сводный список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
На основании изложенного решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Жильцовой М.А. во включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, а также решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в сводный список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», являются законными.
Оснований для включения истца в списки участников и получателей государственных жилищных сертификатов не установлено. Соответственно не имеется и оснований для возложения на ФСИН Р. обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата, т.к. к числу лиц, имеющих право на получение соответствующей меры социальной поддержки, реализуемой путем выдачи данного сертификата, она (истец) отнесена быть не может.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░