УИД 19RS0001-02-2023-003457-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-3171/2023
г. Абакан 12 июля 2023 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Жидковой Л.О.,
с участием представителя истца Рамишвили Е.В., представителя третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району Логиновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Алтайского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» о возложении обязанности произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия (далее – Прокурор) обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (далее – ГКУ РХ «Хакасавтодор», Учреждение) о возложении обязанности произвести определенные действия, мотивируя требования тем, что Прокуратурой Алтайского района в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по обращению депутата Совета депутатов Алтайского района Республики Хакасия ФИО4 совместно с госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на автомобильной дороге «Рыбзавод - Изыхские Копи» (95-ОП-М3-95Н-103) протяженностью 3 км. в районе ул. Заводская п. Изыхские Копи Алтайского района Республики Хакасия, в результате которой установлено, что указанная автомобильная дорога не соответствует требованиям п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, поскольку на указанном участке дороги стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки отсутствуют. По сведениям ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району указанный участок автомобильной дороги «Рыбзавод - Изыхские Копи» проходит в пределах населенного пункта, относится к автомобильным дорогам III категории с твердым покрытием. За период с 2019 года по 2021 год на указанном участке дороги произошло 2 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых водители не справились с управлением и допустили съезд в кювет. Учитывая изложенное, ГКУ РХ «Хакасавтодор», в ведении которого находится указанный участок дороги, обязанности по его содержанию не исполняются надлежащим образом. В связи с выявленным нарушениями 13.12.2022 прокуратурой района директору ГКУ РХ «Хакасавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Согласно поступившему ответу директора ГКУ РХ «Хакасавтодор» от 21.12.2022 для реализации всех мероприятий, в том числе по установке улично-дорожной сети, пешеходных дорожек на указанном участке автомобильной дороги требуется более длительный период, чем три года. Таким образом, нарушения закона не устранены, стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки на указанном участке автодороги не оборудованы, что может повлечь создание аварийных ситуаций, угрозу безопасности жизни и здоровью граждан при движении транспортных средств. В связи с чем прокурор просит обязать ответчика оборудовать на автомобильной дороге «Рыбзавод - Изыхские Копи» в соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 07.06.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс РХ).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Алтайского района Рамишвили Е.В. поддержал исковые требования по доводам и основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснил, что до настоящего времени нарушения законодательства, которые нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, ответчиком не устранены. Просил исковые требования удовлетворить, полагая, что заявленный срок 6 месяцев является обоснованным и достаточным для установления стационарного электрического освещения и пешеходных дорожек на спорном участке дороги. Ответчиком не приведено объективных причин, по которым указанные действия не могут быть выполнены в шестимесячный срок.
Представитель третьего лица ОМВД России по Алтайскому району Логинова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на иск, указав в нем, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
Представители ответчика ГКУ РХ «Хакасавтодор», третьего лица Минтранса РХ в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом. Представитель Минтранса РХ по доверенности Манишева И.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ответчик о причинах неявки не сообщил. С учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями ч. ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном возражении на иск представитель ГКУ РХ «Хакасавтодор» по доверенности Дьяченко Е.Ю. указала, что Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из средств республиканского бюджета согласно смете, не имеющей своих финансовых средств. Для достижения целей и задач Учреждение выступает государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Расходование денежных средств производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством. Мероприятия по безопасности дорожного движения реализуются в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства РХ от 01.11.2016 № 532 за счет дорожного фонда Республики Хакасия в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом на 2023 год. Протяженность участка автомобильной дороги «Рыбзавод – Изыхские Копи», на котором необходимо оборудовать стационарное освещение и пешеходные дорожки, составляет 1,1 км. Для освещения данного участка требуется монтаж не менее 44 опор линии электропередач, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, что, в совокупности с устройством пешеходных дорожек, возможно только при проведении реконструкции участка дороги. Согласно Перечню первоочередных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, утвержденному Минтрансом РХ 14.09.2022, проектирование и реконструкция автомобильной дороги «Рыбзавод – Изыхские Копи» не запланированы. Не предусмотрено выполнение соответствующих работ по реконструкции данной автомобильной дороги и Перечнем объектов строительства для республиканских государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 г.г., утвержденным постановлением Правительства РХ от 19.01.2023 № 38. Указывая, что исковые требования в части шестимесячного срока выполнения работ со дня вступления решения суда в законную силу являются невыполнимыми по объективным причинам, представитель ответчика Дьяченко Е.Ю. просила иск прокурора удовлетворить частично, установив срок для исполнения требований не менее 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В письменном отзыве на иск представитель Минтранса РХ Манишева И.А. указала, что автомобильные дороги общего пользования Республики Хакасия, в том числе спорный участок дороги, являются государственной собственностью республики и переданы в оперативное управление ГКУ РХ «Хакасавтодор». Как следует из содержания п. 12 ст. 3 Федерального закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии существующих объектов автодороги. Таких объектов как стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки на указанном в иске участке автомобильной дороги не существует, в связи с чем фактические обстоятельства, установленные прокуратурой, не обосновывают заявленные требования к ответчику. Кроме того, протяженность спорного участка дороги 1,1 км, а не 3 км, как указано прокурором. Работы по устройству стационарного электрического освещения и пешеходных дорожек выполняются путем строительства указанных объектов и неизбежно повлекут изменение параметров указанного участка автомобильной дороги, что возможно выполнить только при осуществлении комплекса работ по её реконструкции. В соответствии с нормами градостроительного законодательства Российской Федерации для проведения работ по реконструкции автомобильной дороги необходима разработка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, получение разрешения на осуществление реконструкции, проведение закупочных процедур для определения подрядчика на разработку ПСД и выполнение запроектированных работ, выполнение самого строительства, осуществление технического контроля за качеством выполнения работ, приемка и ввод в эксплуатацию объекта и пр. Финансирование вышеуказанных мероприятий, не предусмотрено Программой на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.01.2023 № 38, в Перечень первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, утвержденных Минтрансом РХ 14.09.2022, данный объект также не включен. В указанном Перечне сроки исполнения мероприятий предусмотрены до 2028 года. Устройство стационарного освещения и пешеходных дорожек на спорном участке автомобильной дороге возможно не ранее 2028 года.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи с чем, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) определены задачи названного федерального закона, такие как: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, требуется обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог, в том числе путем их надлежащего содержания и обслуживания.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательства акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Республики Хакасия от 17.11.2006 № 310 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия. Из указанного перечня усматривается, что автомобильная дорога «Рыбзавод - Изыхские Копи», идентификационный номер автомобильной дороги – 95-ОП-М3-95Н-103, протяженностью 3 км. является дорогой общего пользования межмуниципального значения Республики Хакасия и относится к государственной собственности Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.12.2007 № 410 создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (ГКУ РХ «Хакасавтодор»).
Пунктом 1.1 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор» предусмотрено, что Учреждение создано для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия (далее – автомобильные дороги общего пользования Республики Хакасия), и обеспечения работы автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения путем изменения типа существующего Государственного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия».
В соответствии с п. 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Хакасия, организацией дорожной деятельности и дорожного движения на этих автомобильных дорогах, оказанием услуг, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия и использованием придорожных полос этих автомобильных дорог, и обеспечением работы автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения.
Основной целью деятельности ГКУ РХ «Хакасавтодор» является в том числе, поддержание автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия в надлежащем эксплуатационном состоянии в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и грузов.
Таким образом, автомобильные дороги общего пользования Республики Хакасия являются государственной собственностью Республики Хакасия и переданы в оперативное управление ГКУ РХ «Хакасавтодор», в связи с чем суд считает данное учреждение надлежащим ответчиком по делу.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывает, что ГКУ РХ «Хакасавтодор» не исполняет надлежащим образом обязанность по содержанию вышеуказанного участка автодороги.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, в соответствии с п. 4.6.1.1 которого стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Пунктом 4.5.1.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в Прокуратуру Алтайского района поступило обращение депутата Совета депутатов Алтайского района Республики Хакасия ФИО4 по вопросу строительства пешеходной дорожки с освещением вдоль дороги «Абакан - Изыхские Копи» от ул. Заводской до п. Изыхские Копи.
Письмом от 16.11.2022 № 7-12-2022 и.о. прокурора Алтайского района обратился к начальнику ОГИБДД МВД России по Алтайскому району с предложением провести совместное обследование указанной дороги с применением технических средств измерения.
Из акта обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги от 07.12.2022, подписанного госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району ФИО8 и помощником прокурора Алтайского района ФИО9, следует, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, Федерального закона № 196-ФЗ, ГОСТР Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, а именно: на объекте не в полном объеме предусмотрены пешеходные дорожки; отсутствует стационарное уличное освещение. Данные недостатки улично-дорожной сети влияют на аварийность и могут служить непосредственными, а также сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий.
Информация, указанная в акте, подтверждается приложенным фотоматериалом.
Из справки госинспектора ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району следует, что с 01.01.2019 по настоящее время на участке автодороги «Рыбзавод – Изыхские Копи» в районе ул. Заводская произошло два дорожно-транспортных происшествия 11.09.2019 в 19 час. 40 мин. и 11.08.2021 в 23 час. 50 мин., при которых водители допустили съезд в кювет. Указанная автомобильная дорога находится в пределах населенного пункта Изыхские Копи, имеет твердое асфальтобетоне покрытие и относится к дорогам 3 категории.
02.12.2022 и.о. прокурора Алтайского района обратился к директору ГКУ РХ «Хакасавтодор» (исх № 689ж-2022 от 02.12.2022) с просьбой предоставить сведения о поступлении в Учреждение обращения депутата ФИО4 по вопросу строительства пешеходной дорожки с освещением вдоль дороги «Абакан - Изыхские Копи» от ул. Заводской до п. Изыхские Копи с указанием результатов его рассмотрения в случае поступления, а также сообщить, рассматривался ли вопрос по обустройству на данном участке дороги пешеходной дорожки и уличного освещения.
Из отобранного помощником прокурора у ведущего эксперта ГКУ РХ «Хакасавтдор» ФИО10 объяснения от 13.12.2022 следует, что на вышеуказанном участке дороги пешеходные дорожки и электроосвещение отсутствует, учитывая важность вопроса, мероприятия по их обустройству будут запланированы с учетом финансирования на данные цели.
Письмом от 14.12.2022 № 2353-ис/А директор Учреждения сообщил и.о. прокурора Алтайского района, что ФИО4 по вопросу обустройства пешеходной дорожки и уличного освещения на указанном участке автомобильной дороги не обращалась; такой вопрос Учреждением не рассматривался.
13.12.2022 прокурором внесено представление на имя директора Учреждения об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ответ на представление директор Учреждения сообщил (исх. № 2418-ис/А от 21.12.2022), что для реализации всех мероприятий, в том числе по установке улично-дорожной сети, пешеходных дорожек на указанном участке автомобильной дороги требуется более длительный период, чем три года.
Таким образом, выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения до настоящего времени ГКУ РХ «Хакасавтодор» не устранены, стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки на участке автодороги «Рыбзавод - Изыхские Копи» не оборудованы, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
При изложенных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, а потому считает необходимым возложить на ГКУ РХ «Хакасавтодор» обязанность оборудовать на автомобильной дороге «Рыбзавод - Изыхские Копи» в соответствии с пунктами 4.6.1.1., 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение и пешеходные дорожки.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и вышеприведенных правовых норм, разрешая требование о сроках совершения действий по устранению нарушения в сфере безопасности дорожного движения, суд учитывает пояснения представителей ГКУ РХ «Хакасавтодор» и Минтранса РХ, характер необходимых работ для исполнения решения суда, порядок финансирования таких работ, финансовую нагрузку, и приходит к выводу, что устранить указанные выше нарушения ответчику необходимо в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Алтайского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» оборудовать на автомобильной дороге «Рыбзавод-Изыхские Копи» в соответствии с пунктами 4.6.1.1., 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение, пешеходные дорожки в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2023 г.
Судья М.Г. Земба