гражданское дело № 2-164/2021
УИД 66RS0012-01-2020-003813-18
В окончательном виде решение изготовлено 21 апреля 2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский Свердловской области | 14 апреля 2021 г. |
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Шпаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2021 по иску Воронина Александра Дмитриевича к Органу местного самоуправления Администрация Каменск-Уральского городского округа, Министерству финансов Свердловской области, Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о возложении обязанностей, предоставлении жилого помещения,
установил:
Воронин А.Д. обратился с иском к ОМС Администрация Каменск-Уральского городского округа, Министерству финансов Свердловской области о возложении на ОМС Администрация Каменск-Уральского городского округа обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Каменск-Уральском городском округе; о возложении на Министерство финансов Свердловской области выделить ОМС Администрация Каменск-Уральского городского округа субвенцию на обеспечение истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; о возложении на ОМС Администрация Каменск-Уральского городского округа обязанности однократно предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах Каменск-Уральского городского округа Свердловской области, размером не ниже социальной нормы.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, а также принято уточненное требование к данному ответчику о возложении обязанности поставить Воронина А.Д. на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В обоснование заявленного иска указано, что вступившим в законную силу заочным решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.10.2006 родители истца Воронина А.Д., (дата) года рождения, – ФИО и ФИО лишены родительских прав в отношении истца, на содержание истца взысканы алименты. Постановлением Главы города Каменска-Уральского от (дата) № над истцом установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО, при этом за истцом было сохранено право на жилое помещение – квартиру по <адрес>. Указанная квартира является однокомнатной, общая площадь составляет 30,2 кв.м, жилая – 16,4 кв.м, в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО, ФИО, ФИО (мать истца), также зарегистрирован истец. Указано, что истец и его опекун с 2006 г. постоянно обращались к сотрудникам Отдела опеки и попечительства, которые не разъяснили право истца на получение ребенком-сиротой жилого помещения, в связи с чем истец не был своевременно поставлен на учет. Также указано, что в собственности иного жилого помещения истец не имеет, вселиться в закрепленное за ним жилое помещение не имеет возможности, поскольку данная квартира является однокомнатной, на каждого зарегистрированного в квартире приходится менее учетной нормы, а кроме того с проживающими в квартире родственные отношения не поддерживаются. При обращении с заявлением о включении в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Управлением социальной политики в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в письме от 18.11.2020 № 2338-оп было отказано по причине достижения возраста более 23 лет. Пропуск срока обращения с заявлением о включении в указанные списки истец полагает что произошел по уважительным причинам, поскольку Управлением социальной политики в г. Каменске-Уральском и Каменском районе не было разъяснено такое право истцу, напротив, истец был введен в заблуждение относительно наличия у него такого права. Просил указанный срок восстановить.
В судебном заседании истец Воронин А.Д. заявленные требования поддержал по изложенным в нем доводам, указав, что школу закончил в 2012 г., после чего на льготных условиях как ребенок-сирота поступил в УрГЭУ, где проучился 1 год, после чего ушел в армию, по возвращению из армии в 2014 г. учебу не продолжил, привлекался к уголовной ответственности, но наказание не отбывал, был освобожден по амнистии, после устроился на работу, в августе 2017 г. исполнилось 23 года, все это время проживал с опекуном – бабушкой ФИО Пояснил, что с матерью общается редко, что она со своими родителями пьют; что помимо бабушки-опекуна в квартире проживают его тетя, дядя, отец, в настоящее время в связи с работой проживает в г. Екатеринбурге; что о праве на жилое помещение узнала бабушка от знакомых, начали собирать документы; что впервые с заявлением обратился в 2019 г. и было отказано, до этого обращался устно, отказывали также устно.
Представитель ответчика ОМС Администрация Каменск-Уральского городского округа в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие с учетом письменного отзыва, в котором указано, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску.
Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать в виду отсутствия у Министерства соответствующих полномочий.
Представитель ответчика Управления социальной политики в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании против удовлетворения заявленного иска возражала, поддержав доводы представленного в материалы дела письменного отзыва, в котором указано, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии на учет для последующего обеспечения жилым помещением не обращался, а после достижения указанного возраста не представил доказательств уважительности причин пропуска срока на реализацию такого права. Также указано, что истец не мог быть поставлен на учет, поскольку за ним закреплено до настоящего времени жилое помещение, при этом отсутствуют доказательства невозможности проживания в нем.
Представитель третьего лица Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве указал, что предоставление жилых помещений категории граждан из детей-сирот носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец же с таким заявлением обратился в 2020 г. при достижении возраста 26 лет, при этом стороной истца не представлено доказательств объективных и исключительных причин, препятствующих своевременному обращению в уполномоченный орган.
Представитель третьего лица ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца, исследовав о оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.03.2005) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статьи 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воронин А.Д., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО и отец ФИО лишены родительских прав заочным решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от (дата).
Согласно постановлению Главы г. Каменска-Уральского от 01.11.2006 № 1712, над несовершеннолетним Ворониным А.Д. установлена опека, опекуном назначена ФИО При этом за Ворониным А.Д. сохранено право на жилую площадь по <адрес>.
Из справки с места жительства от (дата) №, выписки из реестра муниципального имущества следует, что квартира по <адрес> является муниципальной, однокомнатной, общая площадь составляет 30,2 кв.м, жилая – 16,4 кв.м. В квартире на регистрационном учете состоит наниматель ФИО (дедушка истца) с (дата) постоянно, ФИО (бабушка истца) с (дата) постоянно, ФИО (мать истца) с (дата) постоянно, истец Воронин А.Д. с (дата) постоянно.
В июле 2019 г. и в октябре 2020 г. истец обращался с заявлениями в Управление социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с целью постановки его на учет для предоставления жилья по договору специализированного найма на основании Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решениями от 20.08.2019 № 2033-оп от 18.11.2020 № 2338-оп истцу отказано во включение в соответствующий список в виду достижения возраста 23 лет и не обращение с заявлением в период с 01.01.2013 по 08.08.2017.
Воронин А.Д. достиг возраста 18 лет (дата), 23 лет – (дата).
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм, отсутствие Воронина А.Д. на учете нуждающихся в жилом помещении, а также то обстоятельство, что он не встал на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований. В таком случае необходимо установить причины, по которым истец не мог реализовать свое право.
Из ответов на судебные запросы в БТИ и Управление Росреестра по Свердловской области следует, что в собственности истца Воронина А.Д. жилые помещения отсутствуют.
После оформления опеки и до подачи настоящего иска истец проживал по месту жительства опекуна ФИО: <адрес> в настоящее время истец снимает жилое помещение, фактически проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, истец в собственности жилья не имел и не имеет.
Сторонами не оспаривается, что истец не состоит на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В качестве причин несвоевременного обращения для постановки на учет для получения жилья истцом указано на не разъяснение такого права Органами опеки и попечительства, на введение в заблуждение относительно наличия такого права.
Действительно, на момент достижения Ворониным А.Д. совершеннолетия ((дата)), действовали положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняли на него права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения.
Законный представитель несовершеннолетнего Воронина А.Д. – его бабушка ФИО, работники Органов пеки и попечительства были осведомлены о том, что сохраняемое за несовершеннолетним жилое помещение не отвечает установленным законом требованиям, как по учетной норме предоставления площади жилого помещения (в квартире общей площадью 30,2 кв.м зарегистрировано 4 человека), так и проживании в данном жилом помещении матери, лишенной родительских прав, что исключало их совместное проживание в одном жилом помещении.
В соответствии со статьями 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилым помещением Воронина А.Д., и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное Законом право в установленный срок.
Кроме того, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства и законным представителем, который в свою очередь был введен в заблуждение об отсутствии правовых оснований для обеспечения подопечного жилым помещением при наличии у него вышеуказанного жилого помещения, обязанностей по защите жилищных прав истца, разъяснению права на получение жилья, также явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в связи с чем, причины, по которым истец обратился в настоящее время с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на его предоставление, также следует рассматривать как уважительные.
Так, как следует из показаний свидетеля ФИО при обращении в Органы опеки и попечительства в 2013 г. ей было разъяснено право на льготы при поступлении в ВУЗ, относительно прав на предоставление жилого помещения разъяснений не было. При последующих устных обращениях указывалось на отсутствие такого права в виду закрепленного в пользование жилого помещения по <адрес>.
Согласно пунктам 1, 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 11.06.2009 № 599 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский в размере 15 кв.м общей площади на одного человека.
В правоприменительной практике по делам данной категории Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что если при рассмотрении дела будет установлено, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то данное обстоятельство является основанием для удовлетворения требований детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди.
Более того, изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступили в законную силу 01.01.2013, в указанный период времени истцу исполнилось 18 лет, до достижения 23-летнего возраста опекун ФИО как указано выше обращалась по вопросу льгот для поступления в ВУЗ, право на обращение с заявлением о постановке истца на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, ей не было разъяснено.
Также если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, то за детьми-сиротами признается право на обеспечение жилой площадью вне очереди независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими. (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Таким образом, при рассмотрении данного дела установлено, что истцу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющему закрепленное за ним жилое помещение, в котором проживает мать, лишенная в отношении заявителя родительских прав и при наличии общей площади жилого помещения 30,2 кв. м с учетом 4-х зарегистрированных, что менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Каменск-Уральского городского округа, которая составляла 15 кв.м, Воронин А.Д. не был обеспечен жилым помещением и не поставлен на соответствующий учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения, из государственного специализированного жилищного фонда.
Изложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Воронину А.Д. своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области обязанности поставить Воронина А.Д. на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части требований надлежит отказать, поскольку иные требования заявлены к ненадлежащим ответчикам. Судом неоднократно разъяснялось истцу право на уточнение состава ответчиков и требований (с учетом представленных в материалы дела отзывов, в которых указана процедура предоставления жилых помещений лицам из категории детей-сирот), возможность обращения за юридической помощью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Воронина Александра Дмитриевича к Органу местного самоуправления Администрация Каменск-Уральского городского округа, Министерству финансов Свердловской области, Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о возложении обязанностей, предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области обязанность поставить Воронина Александра Дмитриевича на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева