Дело №
УИД: 91RS0№-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Давлетовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Симферопольскому городскому совету, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Симферопольскому городскому совету о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>ю <адрес>, площадью 0,08га, кадастровый №.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении застройки приусадебных участков в районе <адрес>» ФИО1 было дано разрешение на застройку земельного участка площадью 0,08 га по адресу: <адрес>. Вместе с тем, в указанном решении была допущена ошибка в написании его имени – «Тальят», вместо «ФИО1». Данное решение было принято на основании приказа совхоза «Дубки» № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также была допущена ошибка в написании его отчества «Велиьевич», вместо «ФИО2». Указанные ошибки стали основанием для отказа Госкомрегистром в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. Кроме того, основанием для отказа в госрегистрации послужило отсутствие документов подтверждающих наличие или возникновение права собственности.
Протокольным определением к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
От представителя Симферопольского городского совета Республики Крым поступили письменные пояснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие. Аналогичные ходатайства заявлены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Иные лица в судное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены согласно ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представили, явку уполномоченных представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда <адрес> Республики Крым.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении застройки усадебных участков в районе <адрес>» ФИО1 Тальяту (без указания отчества) на основании приказа директора совхоза «Дубки» № от ДД.ММ.ГГГГ была разрешена застройка земельного участка по ул. У. <адрес>ю 0,08га после получения строительного паспорта в УГА <адрес>. Также указано на необходимость застройщику заключить в Симферопольском УЖКХ договор о пользовании земельным участком.
Согласно справке (без даты) И.о. нач. ППАПБ <адрес> ФИО4 ФИО1 на основании решения Симферопольского РИК № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено строительство индивидуального жилого дома размерами 10,5*12,0 в <адрес>.
Из сообщения администрации Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрации шнуровая книга откормсовхоза «Дубки» отсутствует. Предоставить выписку о закреплении за ФИО1 земельного участка на основании приказа с/х «Дубки» по адресу: <адрес> не представляется возможным.
Из сообщения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивный отдел (муниципальный архив) администрации <адрес> земельно-шнуровые книги как самостоятельные документы на хранение не передавались.
Из сообщения ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Фондах Государственного архива находятся на хранении документы исполнительных органов власти и местного самоуправления Республики Крым за определенный временной период, в том числе протоколы заседаний исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов за 1944-1989гг. Документы исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов за 1991г. и документы откормсовхоза «Дубки» Госагропрома УССР, в том числе за 1990г. на хранение не поступали, в связи с чем, предоставить копию решения № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа директора откормсовхоза «Дубки» № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Из сообщения Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивных материалах, переданных на хранение Госкомрегистру территориальными органами Государственного агентства земельных ресурсов Украины отсутствует техническая документация на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Право собственности не зарегистрировано.
Согласно сообщения филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> инвентаризационное дело на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> отсутствует.
Представитель истца обратился в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Госкомрегистр уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ приостановил государственную регистрацию права до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставленные документы не свидетельствуют о наличии либо возникновении права собственности у заявителя. Кроме того, имеются разночтения в ФИО заявителя и представленных документах.
ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистр отказал в государственной регистрации права собственности на земельный участок за ФИО1
В 2021 году ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> в порядке особого производства с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, а именно приказа директора совхоза «Дубки» № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление было оставлено без рассмотрения ввиду наличия спора о праве.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был документирован паспортом гражданина Украины.
Из копии указанного паспорта следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Указанное, позволяет прийти к вывод о том, что земельный участок на основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа совхоза «Дубки» № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен
под застройку ФИО1.
Согласно положениям ст.8 ГК РФ, акт государственного органа и органа местного самоуправления, является одним из оснований возникновения гражданских прав.
Признание права, в силу положений ст.12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.59 ЗК РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Земельные участки в силу положений ст.130 ГК РФ относятся к объектам недвижимости.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. (п.2 ст.8.1 ГК РФ)
В соответствии с п. 3 ст.1 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Как разъяснено в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае преставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могу быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 ст.8 ГК РФ (п.59 постановления Пленума)
Таким образом, юридическое значение для разрешения спора о праве собственности на земельный участок, которое никогда не было зарегистрировано, имеет, установление в ходе рассмотрения дела обстоятельств возникновения у истца именно прав собственности на спорное имущество, в соответствии с законодательством, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Украинской ССР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные участки или огороды из земель, предназначенных для этой цели, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных участков или огородов производится на основании решения администрации совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений. Колхоз по решению общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) предоставляет приусадебные земельные участки учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в колхозах, совхозах, других государственных сельскохозяйственных предприятиях, организациях и учреждениях, приусадебные участки могут предоставляться соответственно по решению общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) или администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения, утверждаемым исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов. Рабочие, служащие и другие граждане, проживающие в сельской местности, используют предоставленные им приусадебные земельные участки для строительства жилых домов и хозяйственных построек, а также ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 6 ст. 12-1 Земельного кодекса Украинской СССР сельские Советы народных депутатов, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, их исполнительные комитеты в пределах и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законодательными актами, на своей территории утверждают решение общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) или администрации совхоза, предприятия, организации, учреждения о выделении приусадебных участков рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельских населенных пунктах.
Указанные выше обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», <адрес> принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 8-2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" определено, что снованием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что решение исполнительного комитета <адрес> совета № от ДД.ММ.ГГГГ не является документом, подтверждающим передачу, предоставление ФИО1 земельного участка в собственность от органа местного самоуправления, поскольку фактически представляет собой разрешение на строительство, которое должно осуществляться на земельном участке, при условии его отвода лицу на основании решения органа местного самоуправления. Указанный распорядительный акт, по своей сути, является промежуточным, был направлен на инвентаризацию земельных участков, с целью принятия в будущем органами местного самоуправления последующих решений о распределении земельных участков в собственность.
В судебном заседании установлено, что решение о выделении земельного участка ФИО1 на каком-либо праве, не принималось, доказательств обратного суду не представлено. Договор с органами местного самоуправления в отношении спорного земельного участка истец не заключал.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который не должен подменять собой установленный административно-публичный порядок возникновения права собственности.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок у истца еще не возникло и при отсутствии документов, свидетельствующих о праве собственности истца на спорный земельный участок, нарушенные права лица не подлежат защите путем признания права.
Предоставление земельных участков лицам, имеющим право на завершение оформления права на земельный участок, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и при установленных обстоятельствах суд не вправе подменять установленную законом процедуру путем удовлетворения требований о признании права собственности.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований о признании за истом права собственности на спорный земельный участок.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Симферопольскому городскому совету, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.