Судья Верховская Е.Н. Дело № 33-16683/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2015 года апелляционную жалобу Гребцова В.С., Карачуна В.А., Юмашева Н.С. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу по заявлению Гребцова Владимира Сергеевича, Карачуна Виктора Александровича, Юмашева Николая Станиславовича о признании незаконными действий Главы администрации городского поселения Мытищи Московской области, признании недействительными результатов публичных слушаний в части, обязании главы городского поселения совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Юмашева Н.С., представителя Главы городского поселения Мытищи - Бессоновой Н.И., представителей ООО «Земельные ресурсы» - Пазизина А.А. и Станиславской А.О.,
установила:
Гребцов В.С., Карачун В.А. и Юмашев Н.С. обратились в суд с заявлением (с учетом имевшего место изменения предмета заявленных требований – л.д. 208-215, том 2) о признании незаконными и нарушающими права заявителей действий главы городского поселения Мытищи Казакова А.М., выразившихся в нарушении организации процедуры подготовки и принятия заключений по результатам публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания застроенной территории площадью 176 га по адресу: <данные изъяты>, и по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Мытищи применительно к части территории городского поселения Мытищи – <данные изъяты>; признании результатов вышеуказанных публичных слушаний недействительными в части нарушения процедуры подготовки и принятия заключений; обязании главы городского поселения Мытищи организовать заседания комиссии по проведению публичных слушаний в целях составления и подписания заключений с участием заявителей как членов указанной комиссии.
В обоснование заявленных требований указали, что 17.09.2014 состоялись публичные слушания по вышеуказанным проектам МНПА; заявители как члены ТОС «Восточная Перловка» входили в состав обеих комиссий по проведению публичных слушаний. В нарушение требований закона и муниципальных правовых актов заключения по результатам публичных слушаний были подготовлены и подписаны не членами комиссий, а непосредственно Главой городского поселения Мытищи Казаковым А.М., чем были нарушены их права и интересы как членов комиссии, так как они не смогли принять участие в подготовке заключений по результатам публичных слушаний. Также были нарушены их права как участников публичных слушаний на учет их предложений и замечаний по обсуждаемым на публичных слушаниях проектах.
Явившиеся в судебное заседание заявители Юмашев Н.С. и Карачун В.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Главы городского поселения Мытищи с заявленными требованиями не согласился, не оспаривал, что заключение по результатам публичных слушаний составляет комиссия по проведению публичных слушаний и направляет его главе администрации, однако настаивал, что заключение подписывает именно глава.
Представитель ООО «Земельные ресурсы» требования заявителей не признал по доводам письменных возражений (л.д. 87-90, том 2).
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 27 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований Гребцову В.С., Карачуну В.А. и Юмашеву Н.С. отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Разрешая возникший спор,суд первой инстанции установил, что постановлением Администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области № <данные изъяты> от 20.08.2014 на 17.09.2014 было назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Мытищи применительно к части территории городского поселения Мытищи – <данные изъяты>; была создана комиссия по проведению публичных слушаний, которую возглавил первый заместитель главы администрации городского поселения Мытищи и в состав которой вошли заявители – члены ТОС «Восточная Перловка» (л.д. 8-9, том 2).
Постановлением того же органа № <данные изъяты> от 20.08.2014 на 17.09.2014 было также назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания застроенной территории площадью 176 га по адресу: <данные изъяты>; была создана комиссия по проведению публичных слушаний в том же составе (л.д. 10, том 2).
17.09.2014 публичные слушания по вышеуказанным проектам состоялись, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами публичных слушаний от 17.09.2014.
Из материалов дела следует, что заключения по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Мытищи и по проекту планировки и проекту межевания застроенной территории площадью 176 га по адресу: <данные изъяты>, были подготовлены заместителем начальника управления архитектуры администрации городского поселения Мытищи Сережкиным Д.С. и подписаны Главой администрации городского поселения Мытищи (который одновременно является главой городского поселения) Казаковым А.М. соответственно 14.11.2014 и 07.10.2014 (л.д. 11-12, 46-48).
В силу ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в числе прочего, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1,2 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В силу ч. 12 ст. 30 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно ч. 15 ст. 30 ГрК РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 30 ГрК РФ). Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 17 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 46 (части 5,6) ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 10 ст. 46 ГрК РФ).
В силу ч. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Статьей 16 Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ «О генеральном плане развития Московской области» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что в состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа (далее - комиссия) включаются представители: представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления поселения, городского округа; центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в сфере архитектуры и градостроительной деятельности Московской области (при наличии согласия руководителя уполномоченного органа); общественных организаций. В состав комиссии могут быть включены иные заинтересованные лица. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины от установленного числа членов комиссии. Заседание комиссии ведет ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколами, которые подписываются председателем комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании.
Пунктами 7 и 9 Положения «О проведении публичных слушаний по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий городского поселения Мытищи», утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Мытищи от 07.12.2006 № 16/7, и п. 7 Положения «О проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки на территории городского поселения Мытищи», утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Мытищи от 07.12.2006 № 16/8, предусмотрено, что после завершения публичных слушаний именно комиссия по их проведению составляет заключение о результатах публичных слушаний и направляет его вместе с протоколом публичных слушаний Главе городского поселения Мытищи.
В силу указанных выше нормативно-правовых актов федерального, областного и муниципального уровней, составление заключения о результатах публичных слушаний является исключительной прерогативой комиссии по проведению публичных слушаний, заключительным этапом ее работы. Глава администрации поселения никакого отношения к составлению и подписанию данного заключения не имеет, - он лишь учитывает составленное комиссией заключение и протокол публичных слушаний при утверждении (отклонении) проекта муниципального нормативно-правового акта (МНПА), проект которого выносился на публичные слушания.
В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не было представлено доказательств, что представленные в материалы дела заключения были составлены членами соответствующих комиссий по проведению публичных слушаний, что эти заключения составлялись на заседаниях комиссии, о которых ее участники надлежащим образом извещались и на которых имелся кворум, в том числе и для принятия заключения. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что данные заключения были подготовлены не членами комиссии, а непосредственно главой городского поселения, что не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу ст. 258 ГПК РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Таким образом, данные заключения, к тому же составленные неуполномоченным органом, а также результаты публичных слушаний не нарушают охраняемые законом права и интересы заявителей ни как участников публичных слушаний, ни как членов комиссии по проведению публичных слушаний, состоявшихся 17.09.2014.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных Гребцовым В.С., Карачуном В.А. и Юмашевым Н.С. требований.
Отдельные доводы апелляционной жалобы хотя и заслуживают внимания, однако не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи