Дело № 2-497/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
В составе:
председательствующего судьи Лымарева В.И,
при секретаре Бутовской Н.В.,
с участием истца Смирновой Н.Д., представителя истца Смирновой Н.Д. по устному заявлению Смирнова А.А., представителя ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Кириченко А.Г.,
«05» февраля 2019 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Натальи Дмитриевны к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Н.Д. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии.
В обосновании иска указано, что решением УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда от 10 декабря 2018 года № 965561/18 Смирновой Н.Д. отказано в перерасчете страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях», с чем Смирнова Н.Д. не согласна и что явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Смирнова Н.Д., представитель заявителя Смирновой Н.Д. по устному заявлению Смирнов А.А. заявленные требования поддержали, пояснив, что не истец не помнит, обращалась ли она в установленном порядке с заявлением о прекращении гражданства Украины.
Представитель ответчика УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Кириченко А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца Смирнову Н.Д., представителя истца Смирновой Н.Д. по устному заявлению Смирнова А.А., представителя ответчика УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Кириченко А.Г., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
На основании ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с п. 100 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года № 228/271/63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 3 названного Приказа удостоверение по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда от 10 декабря 2018 года № 965561/18 Смирновой Н.Д. отказано в перерасчете страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Основанием к отказу в перерасчете Смирновой Н.Д. страховой пенсии явилось отсутствие у заявителя правоустанавливающего документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Смирнова Н.Д. 01 октября 1960 года рождения является получателем страховой пенсии по старости с 01 октября 2015 года (по достижении возраста 55 лет).
Судом установлено, что согласно паспорта гражданина Украины Смирнова Н.Д. в период с 04 марта 1986 года по 30 мая 1995 года была зарегистрирована по месту жительства в г. Белая Церковь Киевской области республики Украина.
14 ноября 2001 года Смирнова Н.Д. получила паспорт гражданина Российской Федерации в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.
10 апреля 1995 года Смирновой Н.Д. Киевским областным советом Республики Украина выдано удостоверение гражданина, который постоянно проживает на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1993 годах (плотность загрязнения цезием -137 от 1 до 5 км).
Основанием к отказу Смирновой Н.Д. в перерасчете страховой пенсии по по п. 1 ч. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» согласно оспариваемого решения является отсутствие у истца удостоверения установленного образца, выданного в соответствии с требованиями Российского законодательства.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н.
Согласно п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.
В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:
а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11.04.2006 № 228/271/63н, устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как установлено материалами дела, к заявлению о перерасчете досрочной пенсии в качестве документа, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцом предоставлено удостоверение, выданное 15 марта 1995 года на украинском языке, выданное в Украине.
В статье 11 Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Город Белая Церковь Киевской области Украины в данном Перечне не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, в силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Учитывая вышеизложенное, выданное Смирновой Н.Д. А.А. Киевской облгосадминистрацией 10 апреля 1995 года удостоверение гражданина, который постоянно проживает на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1993 годах, не могло быть признано ответчиком в качестве соответствующего документа, с которым закон связывает назначение досрочной пенсии.
Согласно части 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируются: ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года (пункт 2 части 2 статьи 19 Закона № 1244-1); ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года (пункт 4 части 2 статьи 19 Закона № 1244-1).
При этом назначение государственной пенсии не является мерой социальной поддержи гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Частью 5 ст. 16 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Поскольку на момент назначения страховой пенсии по старости (с 01 октября 2015 года) Смирнова Н.Д. не имела право на назначение досрочной пенсии по ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», УПФР оспариваемым решением обоснованно отказал истцу в перерасчете страховой пенсии путем применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Смирновой Натальи Дмитриевны к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от 10 декабря 2018 года № 965561/18 об отказе в перерасчете страховой пенсии, обязании произвести перерасчет страховой пенсии с 04 декабря 2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.И. Лымарев
Мотивированное решение изготовлено «05» февраля 2019 года
Председательствующий В.И. Лымарев
решение не вступило в законную силу
«05» февраля 2019 года
судья Лымарев В.И.