Дело 2-267/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО6,
с участием истицы ФИО5, её представителя ФИО13, представившего доверенность <адрес>1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к администрации Черниговского сельсовета, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности поставить недвижимое имущество на кадастровый учет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Черниговского сельсовета, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности поставить недвижимое имущество на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель истицы ФИО5, действовавший по доверенности, ФИО13 на заявленных требованиях настаивал, и в их обоснование требований пояснил, что родители истицы ФИО1 и ФИО2 проживали в <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>. Вместе с родителями проживали и дети ФИО7, ФИО8, ФИО15 (ФИО14) М.В.
В 1970 году совхоз «Новодомиканский» <адрес> передал родителям истицы дом для проживания, который был построен хозяйственным способом, и в котором родители проживали по день смерти. Затем дом и приусадебный участок содержала и содержит истица и её семья, пользуется приусадебным участком, каждый год делает косметический ремонт дома.
Согласно выписке из похозяйственной книги Черниговского сельсовета, в книге имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой отцу истицы в пользование был выделен земельный участок, общей площадью 0,30 га, расположенный по адресу: пер. Зерновой, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истицы ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1
При жизни родители не оформляли право собственности на дом и земельный участок, хотя отец проживал в этом <адрес> год. Согласно справке администрации Черниговского сельсовета дом на балансе не состоит, муниципальной собственностью не является.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровый номер земельного участка – 28:08:010102:39.
Брат истицы ФИО9 и сестра Баранова Е.В. отказались от оформления наследства на дом и земельный участок в её пользу.
В настоящее время истица хочет оформить право собственности на дом и земельный участок в порядке наследования, так как это дом её родителей, они выросла в этом доме, после учебы всегда приезжали домой, до настоящего времени она осуществляет уход за домом.
Просит признать за ФИО5 право собственности на жилой дом, общей площадью 40,2 кв. м. и земельный участок площадью 0,30 га с кадастровым номером 28:08:010102:39, находящихся в <адрес>, пер. Зерновой, <адрес> в порядке наследования.
Возложить обязанность на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность поставить недвижимое имущество – жилой дом общей площадью 40,2 кв.м. на кадастровый учет.
Представитель ответчика – администрации Черниговского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных ФИО5 требований, при этом по заявленным исковым требованиям пояснил, что дом по адресу: <адрес>, переулок Зерновой, <адрес>, на балансе сельсовета не состоит, муниципальной собственностью не является. ФИО5 использует дом по вышеуказанному адресу с 2011 года.
Представитель ответчика – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, считает, что заявленные требования о возложении обязанности на Управление осуществить государственный кадастровый учет главой 22 КАС РФ не предусмотрены, какие-либо действия Управления также не обжалуются.
В связи с этим полагает, что привлечение Управления в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, поскольку оно не нарушало права и законные интересы Заявителя.
Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации (соответствующее заявление о внесении или ашгулировании записи в ЕГРН), следовательно, решение суда не может быть исполнено без соответствующего заявления заинтересованного лица.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Таким образом, Управление полагает, что требование о возложении обязанности осуществить кадастровый учет преждевременно, поскольку в случае удовлетворения первого требования, истец с целью постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости вправе самостоятельно обратиться в Управление с заявлением и техническим планом.
Третье лицо – нотариус Архаринского нотариального округа <адрес> ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, возражений, относительно заявленных ФИО5 требований, не представила.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.
Право на наследование, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
Указанные нормы конкретизированы в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании»: под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом, такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Для приобретения наследства наследник должен его принять; принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.п. 1 и 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии со справкой администрации Черниговского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, дом, принадлежащий ФИО1 и ФИО2, был построен в 1970 году хозяйственным способом совхозом «Новодомиканский» и передан работника хозяйства ФИО1 и ФИО2 в 1970 году, которые проживали в этом доме. Дом содержался в порядке, территория благоустроена. После смерти ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) дом содержался детьми. Документов о строении жилого дома не имеется.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок администрации Черниговского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>, принадлежал на праве пользования земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,30 га, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>, назначение земельного участка «Земли поселений» (для приусадебного участка), о чем имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ в похозяйственной книге № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черниговской сельской администрации.
Как следует из справки администрации Черниговского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ) на момент смерти действительно проживали по адресу: <адрес>, переулок Зерновой, <адрес>.
В соответствии со справкой администрации Черниговского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес>, переулок Зерновой, <адрес> на балансе сельсовета не состоит, муниципальной собственностью не является.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ отдела по управлению муниципальным имуществом, информация о жилом <адрес>, расположенном в <адрес>, отсутствует в реестре муниципальной собственности <адрес>.
Из сведений, предоставленных ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» следует, что сведения о наличии зарегистрированных прав на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с.<адрес> Зерновой,1, отсутствуют.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 28:08:010102:39, находящемся по адресу: <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>, площадью 3 000 кв.м. При этом, информация о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствует.
Сведений о жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Данный жилой дом не стоит на кадастровом учете.
Акт регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним возникшего в установленном специальном законом порядке права собственности на квартиру в рамках Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» означает публичную констатацию государством законности возникшего права и создает презумпцию осведомленности о факте.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорное недвижимое имущество принадлежало ФИО1 (умершему ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 (умершей ДД.ММ.ГГГГ), несмотря на то, что их право собственности не было зарегистрировано в установленном на то законом порядке.
После их смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка пo адресу: <адрес>, пер. Зерновой, <адрес>.
В соответствии со сведениями, предоставленными нотариусом Архаринского нотариального округа к имуществу умерших ФИО1 (умершему ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 (умершей ДД.ММ.ГГГГ) наследственное дело не открывалось, наследников не имеется
После смерти родителей истица ФИО11 ухаживала и ухаживает за спорным жилым помещением, обрабатывает приусадебный участок, пользуется наследным имуществом, как своим собственным, ухаживает за домом и приусадебным участком, производит ремонт.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, предоставленными администрацией Черниговского сельсовета о том, что после смерти ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) дом содержался детьми (справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), о том, что ФИО5 использует дом по вышеуказанному адресу с 2011 года (отзыв на исковое заявление).
На данный жилой дом имеется технический паспорт помещения, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что фактически истица ФИО5 приняла наследство после смерти своих родителей, поскольку совершила такие действия, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его.
Как следует из свидетельства о смерти серии I-ОТ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истица ФИО5 является дочерью умершего ФИО1 (решение Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
Из искового заявления и показаний истца следует, что после смерти отца она в установленный законом срок со дня открытия наследства в нотариальную палату с заявлением о принятии наследства не обращалась, тем не менее, с момента смерти отца с 2011 года пользуется данным наследственным имуществом, производит ремонт, обрабатывает огород.
Однако, ФИО5 не имеет возможности надлежащим образом оформить данное имущество в собственность, поскольку право собственности родителей на данное имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
При установленных обстоятельствах, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО5 о признании права собственности в порядке наследования.
Требования ФИО5 о возложении обязанности поставить недвижимое имущество на кадастровый учет также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерально закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В частности, судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 264-268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО5 к администрации Черниговского сельсовета, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности поставить недвижимое имущество на кадастровый учет удовлетворить.
Признать за ФИО5 право собственности на жилой дом общей площадью 40,2 кв.м. и земельный участок площадью 0,30 га с кадастровым номером 28:08:010102:39, находящиеся в <адрес>, пер. Зерновой, <адрес> в порядке наследования.
Возложить обязанность на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность поставить недвижимое имущество – жилой дом общей площадью 40,2 кв.м., находящийся в <адрес>, пер. Зерновой, <адрес> на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.С. Дьячкова
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ