Гр.дело № 2-469/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Рулевой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Белозерского района по заявлению С.Ю.., на территории Антушевского сельского поселения Белозерского района выявлена несанкционированная свалка при подъезде к населенному пункту <адрес>.
Прокурор Белозерского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования Антушевское. В обоснование заявления указано, что в ходе проверки по заявлению С.Ю. установлено, что на земельном участке в границах кадастрового квартала №, на расстоянии в 111 метров на северо-запад от дома <адрес> обнаружена свалка твердых бытовых отходов, площадь которой составляет более 60 кв.м. Несанкционированная свалка располагается на землях сельхозназначения государственной неразграниченной собственности. Ответчик, как собственник земельного участка, обязан не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать меры пожарной безопасности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде. Администрация района допустила засорение отходами вышеуказанной территории. Меры по ликвидации несанкционированной свалки не принимаются.
В судебном заседании прокурор Капитонова А.Г. заявленные требования поддержала по указанным в заявлении основаниям. Просила установить срок для исполнения решения суда - до 1 мая 2019 г.
Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района Марова Е.В. исковые требования признала. Суду пояснила, что администрация района планировала ликвидировать свалку до рассмотрения дела судом, но сделать это не успела. В связи с зимним периодом времени, а также закрытием дорог на весенний период просила установить срок для устранения свалки до 1 августа 2019 г.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокурором Белозерского района по заявлению Становой Ю.А. специалистами администрации Белозерского муниципального района проведен осмотр территории сельского поселения Антушевское на подъезде к Ватаманово и составлен акт №№ от 24 октября 2018 г., из которого следует, что в ходе осмотра выявлено скопление бытового мусора вблизи автомобильной дороги «<адрес>» 6 м на 10 м = 60 квадратных метров. Данный факт подтвержден и актом осмотра, проведенного помощником прокурора Белозерского района 2 ноября 2018 г.
Из объяснения ведущего специалиста-эксперта Росреестра по Вологодской области М.М.. следует, что выявленная свалка расположена с правой стороны подъезда к <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения государственной неразграниченной собственности, в границах кадастрового квартала №. Данный участок к землям лесного фонда не относится.
В силу ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ; запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Аналогичные требования содержаться и в ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с требованиями ч.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых бытовых отходов.
В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Как установлено ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В силу п.2 ч.3.3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
Администрация Белозерского муниципального района как ответственный распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена, несет ответственность за обеспечение экологической безопасности на данных землях. Учитывая, что земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка относится к землям сельхозназначения государственной неразграниченной собственности, имеются основания для возложения на администрацию Белозерского муниципального района обязанности по её ликвидации.
Прокурором в исковом заявлении предложен срок исполнения решения суда – до 1 мая 2019 г. Представителем ответчика заявлено ходатайство о предоставлении срока ликвидации свалки до 1 августа 2019 г. учитывая зимний период времени, а также закрытие дорог на весенний период. Суд полагает обоснованным доводы представителя администрации района относительно сложности исполнения решения в срок до 1 мая 2019 г. в силу объективных причин, в связи с чем полагает необходимым установить срок для ликвидации свалки до 15 июня 2019 г.
Учитывая, что администрация поселения не имеет лицензии и условий на утилизацию мусора, следует обязать их ликвидировать несанкционированную свалку путем вывоза отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявленные требования прокурора Белозерского района Вологодской области.
Обязать администрацию Белозерского муниципального района в срок до 15 июня 2019 г. ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории сельского поселения Антушевское Белозерского района справа от автомобильной дороги – подъезд к <адрес> в границах кадастрового квартала №, путем вывоза отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 11 декабря 2018 г.
Судья Н.С. Михеев