...

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мицкевич А.С.,

с участием:

помощника прокурора г. Ноябрьска Рубцовой О.Н.,

представителя ответчика Галимовой С.С., действующей на основании доверенности от 18 января 2019 г. № 83 (сроком по 1 февраля 2021 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1883/2019 по иску прокурора города Ноябрьска в защиту неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

установил:

прокурор города Ноябрьска выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (деле – АО "СК "СОГАЗ-Мед") о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Прокуратурой города Ноябрьска по поручению прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности АО "СК "СОГАЗ-Мед". На территории муниципального образования город Ноябрьск по улице <адрес> расположен Ямальский филиал указанной страховой компании. В ходе проверки было установлено, что в указанном филиале на табличке с информацией об организации и времени работы отсутствует дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; вход не оборудован пандусом либо иными средствами доступа для маломобильных групп населения. Из представленной на запрос прокуратуры информации следует, что акционерным обществом приняты меры по установке кнопки вызова персонала при входе в помещение страховой компании, организовано индивидуальное обслуживание по обязательному медицинскому страхованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на инвалидов, по оформлению заявлений и выдачи полисов ОМС на дому или в месте нахождения заинтересованного лица. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском. Прокурор г. Ноябрьска просил обязать АО "СК "СОГАЗ-Мед" устранить нарушения, выявленные в Ямальском филиале, расположенном по адресу: <адрес>, требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" путем установления информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"; установления пандуса (в соответствии с п. 5.1. "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"), а в случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта здания – посредством приобретения подъемного устройства.

В судебном заседании помощник прокурора Рубцова О.Н. на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Галимова С.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что страхования медицинская организация не является собственником занимаемых помещений, расположенных на первом этаже в здании "Вычислительный центр и инженерно-лабораторный комплекс" по адресу: <адрес>. Данные помещение переданы ответчику во временное владение и пользование в соответствии с условиями заключенного с АО "Газпромнефть-ННГ" договора аренды нежилых помещений от 24.09.2012. В связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на их собственников. 15.07.2019 в адрес арендодателя было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о возможности оборудовать центральный вход в помещение в соответствии с установленными требованиями законодательства или сообщить о других возможных мерах, которые смогут обеспечить удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, которое находится на рассмотрении. Согласно техническому паспорту арендуемые ответчиком помещения, находятся на первом этаже здания 1990 года постройки. Приведенные в обоснование требований иска положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, к коим здание, в котором ответчик арендует помещение, не относится. Кроме того, при проведении проверки прокуратурой не учтено, что в здании имеется вход, доступный для маломобильных групп с поверхности земли, который находится рядом с арендуемыми ответчиком помещениями, а на центральном входе в здание имеется звонок с выведенной кнопкой вызова и информационной табличкой, осуществляется взаимодействие с управлением социальной защиты населения, назначены лица, ответственные по обслуживанию данной категории жителей города Ноябрьска. Полагают, что ответчиком принимаются меры по обеспечению доступности для маломобильных групп населения с оказываемым страховой медицинской организацией услугам.

Представитель третьего лица АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" в судебном заседании не участвовал, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве разрешение иска оставлено на усмотрение суда. Вместе с тем указано, что при заключении договора аренды арендатору было известно о назначении здания и соответствующих помещений. При выборе помещения для расположения и заключения договора аренды организация должна учитывать все предъявляемые законодательством Российской Федерации требования, отсутствие же письменного разрешения арендодателя на выполнение перепланировок и переоборудования арендуемого имущества, вызванных потребностями арендатора, относится к рискам деятельности арендатора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Ноябрьска на основании поручения прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа была проведена проверка Ямальского филиала АО "СК "СОГАЗ-Мед" на предмет соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проверки составлен, в котором зафиксировано, что вход в помещение филиала не оборудован пандусом или иным устройством, табличка с информацией об организации и времени работы не содержит дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, что препятствует свободному доступу инвалидов в здание указанной организации.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Декларации о правах инвалидов (утв. резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975) инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду иди к его семье. Статья 8 данной Декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

В соответствии с пунктом 5.1.14. СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, а в силу пункта 6.5.9 - информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:

- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

Данные требования законодательства не обусловлено наличием или отсутствием на определенной территории инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, подлежит исполнению в безусловном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (арендодатель) и АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (арендатор) заключен договор аренды, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование переданы нежилые помещения на первом этаже в здании "Вычислительный центр и инженерно-лабораторный комплекс", расположенный по адресу: <адрес>.

В силу статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Договор аренды заключен для размещения офиса Ямальского филиала АО "СК "СОГАЗ-Мед".

В соответствии с Уставом АО "СК "СОГАЗ-Мед", являющимся общедоступным и размещённом на официальном сайте организации (https://www.sogaz-med.ru) общество создано для осуществления страховой деятельности и организации страховой защиты физических и юридических лиц, наиболее полного удовлетворения потребностей физических лиц в медицинских страховых услугах, а также получения прибыли (пункт 6.1).

Целевое назначение арендованных помещений определено в качестве объекта социальной инфраструктуры, таким образом, обязанность по оборудованию помещения средствами подъема должна быть возложена на арендатора.

Арендатор АО "СК "СОГАЗ-Мед" использует данные помещения под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями его деятельности и не принял надлежащих мер по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски, и по зрению) для беспрепятственного доступа.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, пандусы или иные средства подъема при входе в помещения АО "СК "СОГАЗ-Мед", равно как и информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения отсутствуют, чем нарушаются права инвалидов на социальную защиту, гарантированную статьей 7 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом судом отклоняются доводы ответчика о том, что обязанность по созданию таких условий для инвалидов возложена исключительно на собственника помещения как противоречащий требованиям действующего законодательства.

Выбор же помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самого общества.

Доказательства принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об инвалидах в материалы дела не представлены.

Ссылка ответчика о наличии в помещении входа, доступного для маломобильных групп населения, с поверхности земли, также не принимается судом и не свидетельствует о соблюдении обществом требований законодательства в данной части, поскольку доказательств тому, что данный вход оборудован для инвалидов, в материалах дела не имеется, на центральном входе отсутствует информации о наличии такого входа, равно как и в месте самого входа.

Предоставление же инвалидам страховых медицинских услуг по месту их жительства, наличие в АО "СК "СОГАЗ-Мед" кнопки вызова специалиста, а также ответственного сотрудника, оказывающего необходимую помощь инвалиду, указание ответчика на то, что при обращении в страховую компанию, в то числе с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации, данное заявление подается лично или через своего представителя, не освобождает учреждение от исполнения требований законодательства в рассматриваемой сфере.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Свода правил данный нормативный документ предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями равные условия жизнедеятельности.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, указанный свод правил распространяется не только на здания, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, но также и на здания, которые надлежит приспособить для нужд маломобильных групп населения. При этом ответчиком не представлены доказательства невозможности приспособления объекта и приведения его в соответствии с требованиями законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для нужд маломобильных групп населения ввиду конструктивных особенностей объекта.

Кроме того, предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме ответчиком ни с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории города Ноябрьска, не согласовано.

Доводы ответчика о том, что прокурором при проведении проверки прокурором не было внесено представление об устранении нарушений закона не свидетельствуют о нарушении в ходе проверки, поскольку не является обязательным и является один из возможных актов прокурорского реагирования.

Иные доводы, изложенные ответчиком в качестве своих возражений относительно предъявленных требований, сводятся лишь к несогласию с соблюдением положений действующего законодательства и не могут повлечь за собой отказ в удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры от судебных расходов по заявлениям в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц освобождены, а исковые требования признаны судом обоснованными, с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования г. Ноябрьск.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░-░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.11.1995 № 181-░░ "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6.5.9 "░░ 59.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001"; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.1.14. "░░ 59.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001"), ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░-░░░" ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1883/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
АО "СК "Согаз-Мед" в лице Ямальского ф-ла "СК "Согаз-Мед"
Другие
АО "Газпромнефть-ННГ"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Авдеенко Юлия Олеговна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
22.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее