Дело №2-945/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2015 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Потякиной А.Н.
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафронова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, ОФК г.Бийска и МУ МВД России «Бийское» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Сафронов А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, ОФК г.Бийска и МУ МВД России «Бийское» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания.
В обоснование исковых требований указывал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он периодически этапировался в изолятор временного содержания г.Бийска, где содержался в условиях, унижающих человеческое достоинство, причиняющих физические и нравственные страдания.
В камере изолятора временного содержания он был вынужден пользоваться туалетом на виду у других сокамерников, отсутствовала зона приватности, в связи с чем испытывал чувство стыда, унижения. Из-за постоянного зловония в камере испытывал тошноту, чувство неполноценности, ему не выдавались средства личной гигиены.
Просил взыскать с компенсацию морального вреда в размере ХХХ руб.
Истец Сафронов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом, отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 по Алтайскому краю, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Ответчик- представитель Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Цыганок М.А., действующая на основании доверенности, возражала против требований истца Сафронова А.В., ссылаясь на их недоказанность. Полагала, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда является завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости. Просила учесть, что с настоящим иском истец Сафронов А.В. обратился спустя продолжительный период после пребывания в изоляторе временного содержания, а также его личность, отбывающего наказание в исправительном учреждении в связи с совершением преступления.
Ответчик- представитель МУ МВД России «Бийское» Кляйкина Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Сафронова А.В. не признала, суду пояснила, что Сафроновым А.В. не доказаны обстоятельства, на которых основаны требования о компенсации морального вреда, а также не доказан факт причинения ему физических и нравственных страданий. Просила в иске отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчиков Цыганок М.А. и Кляйкиной Ю.А., суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст.4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ч.1 ст.15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
В силу ст.23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека; в соответствии с п.43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи; для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдают: мыло хозяйственное, бумагу для гигиенических целей, настольные игры, издания периодической печати, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.
Как следует из п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно ст.9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 50 мин. Сафронов А.В. был задержан на основании протокола следователя отдела СУ при УВД по г.Бийску. В эту же дату был допрошен в качестве подозреваемого.
Из содержания протокола задержания подозреваемого Сафронова А.В. от апреля ....... года следует, что первый был направлен для содержания в ИВС УВД по г.Бийску.
ДД.ММ.ГГГГ Восточным районным судом г.Бийска Сафронову А.В. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и содержание его в учреждении ИЗ-22/2 г.Бийска.
В книге учета лиц, содержащихся в ИВС УВД по г.Бийску в ....... году, указано, что Сафронов А.В. был водворен в ИВС в 21 час. 20 мин. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлен в ИЗ-22/2 г.Бийска.
Сведений об ином периоде нахождения истца Сафронова А.В. в изоляторе временного содержания в материалы дела не представлено.
Таким образом, при разрешении настоящего спора установлен период нахождения Сафронова А.В. в изоляторе временного содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из акта по результатам мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Центром госсанэпиднадзора МСЧ ГУВД по Алтайскому краю, камеры изолятора временного содержания оборудованы в соответствии с требованиями приказа МВД РФ №950, наряду с эти режим приватности не соблюдается.
Вступившим в законную силу решением Бийского городского суда Алтайского края от 23 мая 2012 года по иску прокурора г.Бийска к МУ МВД России «Бийское» о понуждении к совершению действий установлено, что на момент рассмотрения указанного дела камеры ИВС по ул.Советской, 15 в г.Бийске не оборудованы санузлами с соблюдением условий приватности.
Данное обстоятельство является подтверждением доводов истца о том, что в период его содержания в изоляторе временного содержания в ....... году не соблюдались условия приватности, то есть, туалеты в камерах не были специально огорожены.
Сказанное свидетельствует о доказанности факта нарушения при содержании истца Сафронова А.В. в ИВС УВД по г.Бийску (МУ МВД России «Бийское») в указанный период правил размещения санузлов с соблюдением условий приватности.
В то же время суд не может принять во внимание довод Сафронова А.В. о том, что в камере на одного человека приходилось очень мало личного пространства. Так, согласно справке МУ МВД России «Бийское» и акту по результатам мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Центром госсанэпиднадзора МСЧ ГУВД по Алтайскому краю, лимит мест в изоляторе временного содержания составлял 42 человека, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось 28 человек. Таким образом, факт нарушения норм санитарной площади на человека не установлен, а доказательства иного истцом не представлены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что условия содержания истца в изоляторе временного содержания не соответствовали нормам, установленным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Гражданского кодекса РФ).
Обращаясь с иском в суд, истец Сафронов А.В. ссылался на причинение ему морального вреда, связанного с ненадлежащим условиями содержанием в изоляторе временного содержания. Возражая против заявленных требований, ответчики указывали на отсутствие доказательств причинения истцу морального вреда.
Доводы ответчиков суд отвергает, так как сам факт содержания Сафронова А.В. в условиях, не соответствующих установленным требованиям, является нарушением его прав, гарантированных законом, и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний. Содержание истца в камере изолятора временного содержания совместно с иными лицами, где туалет не был специально огорожен, само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
Принимая во внимание изложенное, требования о компенсации морального вреда являются законными и обоснованными
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины причинителя вреда, фактические обстоятельства дела, продолжительность нахождения в изоляторе временного содержания, данные о личности истца, характер причиненных нравственных страданий, требования разумности, справедливости и полагает возможным взыскать в пользу Сафронова А.В. компенсацию морального вреда в размере ХХХ руб.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Следовательно, в рассматриваемом случае, согласно ст.ст.1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, по требованиям истца о компенсации морального вреда надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ и присужденная компенсация морального вреда подлежит взысканию за счет казны РФ.
Учитывая приведенные правовые нормы, не могут являться надлежащим ответчиком по делу МУ МВД России «Бийское», а также ОФК г.Бийска, которое является только отделом УФК по Алтайскому краю и не несет гражданско- правовую ответственность.
В остальной части требования Сафронова А.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сафронова А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сафронова А.В. компенсацию морального вреда в размере ХХХ руб.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н.Потякина