УИД 51RS0018-01-2022-000051-44
Дело № 2-82/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 29 марта 2022 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Давыдовой А.Н.,
с участием помощника прокурора Ковдорского района Мурманской области Горбатюка О.Н., представителя ответчика государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» Баитова П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» об установлении ограждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (далее ГОАУЗ МЦРБ) об установлении ограждения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ковдорского района по поручению прокуратуры Мурманской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму объектов потенциальных террористических посягательств в сфере здравоохранения, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в части обеспечения безопасности объекта здравоохранения – филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница. Установлено, что до настоящего времени не выполнено ограждение территории объекта здравоохранения.
Полагают, что в связи с бездействием ответчика не обеспечена антитеррористическая безопасность в деятельности филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница, не обеспечена надлежащая защита от терроризма пациентов и медицинского персонала.
По указанным основаниям просит признать бездействие ГОАУЗ МЦРБ незаконным, обязать ответчика обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность филиала Ковдорская больница путем установки ограждения территории этого объекта здравоохранения до <дд.мм.гг>.
Определением суда от <дд.мм.гг> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Мурманской области.
Помощник прокурора Горбатюк О.Н. в судебном заседании исковые требования уточнил просил обязать Министерство здравоохранения Мурманской области в срок до <дд.мм.гг> профинансировать мероприятия по установке ограждения территории объекта здравоохранения – филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница с целью обеспечения антитеррористической защищенности и комплексной безопасности, а также обязать ГОАУЗ МЦРБ обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность филиала Ковдорская больница путем установки ограждения территории этого объекта здравоохранения до <дд.мм.гг>.
Представитель ответчика ГОАУЗ МЦРБ Баитов П.Г. с иском согласен.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве указал, что не является надлежащим ответчиком по делу, так как Министерство здравоохранения Мурманской области как распорядитель средств областного бюджета, выполнило действия направленные на устранение нарушений, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно в региональном бюджете на 2022 год в государственной программе «Здравоохранение» на установку ограждения на территории Ковдорской больницы предусмотрено <данные изъяты> млн. руб., которые будут распределены ГОАУЗ «МЦРБ» на основании служебной записки от <дд.мм.гг> согласованной с заместителем министра.
Заслушав прокурора Горбатюка О.Н., представителя ответчика ГОАУЗ МЦРБ Баитова П.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – пациентов, иных посетителей, сотрудников учреждения, на обеспечение их безопасности, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Из положений части 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года).
Согласно пункту 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению терроризма относятся, наряду с другими, организационно-технические меры - разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В пункте 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта Постановление Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Так, согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
На основании пункта 2 вышеуказанных Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе, путем: инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны объектов (территорий), а также технического обслуживания инженерно-технических средств охраны объектов (территорий); обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
На основании пункта 23 Требований, инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).
В соответствии с пунктом 1 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Госстроя СССР от 26 мая 1972 года № 99 утверждены Строительные нормы 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».
Из содержания пункта 4 Строительный норм 441-72* следует, что при возведении ограждений высоту и вид ограждения следует принимать в соответствии с таблицей. Пунктом 7 таблицы регламентирована высота ограждения больниц - 1,6 метра, вид ограждения - стальная сетка или железобетонное решетчатое ограждение.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Ковдорского района Мурманской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму объектов потенциальных террористических посягательств в сфере здравоохранения, по результатам которой установлено, что в нарушение действующего законодательства не выполнено ограждение территории филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно пункта 1.5 Устава ГОАУЗ МЦРБ является юридическим лицом.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области и иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами Мурманской области, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранение Мурманской области, а также настоящим уставом (п. 1.6 Устава).
Учреждение имеет филиал – филиал ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница (п. 1.9 Устава).
Согласно пункту 1.9.2 Устава филиалы являются обособленными подразделениями учреждения, не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени Учреждения и действуют в соответствии с Положением о филиалах (представительствах). Ответственность за деятельность филиалов (представительств) несет Учреждение (л.д. 9-19).
Земельный участок с разрешенным использованием под объекты здравоохранения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с расположенным на участке зданием <№> находится в собственности ГОАУЗ МЦРБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дд.мм.гг> (л.д. 20).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество за ГОАУЗ МЦРБ зарегистрированы следующие объекты, расположенные по адресу <адрес> – терапевтическое отделение ЦРБ с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; амбулаторно-поликлинический комплекс с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; хозяйственный корпус ЦРБ с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; главный корпус ЦРБ с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; блок гаражей с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; блок гаражей с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м; здание морга с инженерными сетями, площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. 21-27).
Согласно сведениям, указанным в ЕГРН, данные объекты зарегистрированы за ГОАУЗ МЦРБ на праве оперативного управления в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от <дд.мм.гг> <№>.
Согласно сообщению и.о. начальника филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница от <дд.мм.гг>, направленного и.о. прокурора Ковдорского района, подготовка документов на установку ограждения территории филиала ведется (л.д. 31-32).
Согласно акту комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница от <дд.мм.гг> <№> объекту присвоена 2-я категория места массового пребывания людей, комиссией установлено не соответствие требованиям организации охраны территории учреждения; в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности указано, в том числе ограждение периметра территории, требуемое финансирование на данные цели составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 37-42).
Из информации, представленной Министерством здравоохранения Мурманской области, следует, что в рамках государственной программы «Здравоохранение» на мероприятия по антитеррористической защищенности в 2022 году предусмотрено финансирование в сумме <данные изъяты> млн. рублей. В настоящее время осуществляются работы по корректуре данных мероприятий, планируется выделение финансирования на установку ограждения территории филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница в сумме <данные изъяты> млн. рублей (л.д. 90).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на территории филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница, являющегося медицинским учреждением города с массовым пребыванием граждан, в нарушение приведенных норм права отсутствует ограждение, в связи с чем на территорию учреждения имеется свободный доступ посторонних лиц.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда, осуществление деятельности филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница в отсутствие ограждения территории не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что работы по установке ограждения территории филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница необходимы в целях защиты прав и законных интересов граждан в области антитеррористической защищенности, суд считает возможным установить срок для выполнения указанных работ в срок до <дд.мм.гг>.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В статье 5.1 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 12 Закона Мурманской области от 20 декабря 2001 года № 324-01-ЗМО «О Правительстве Мурманской области» Правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Постановление Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 года № 54-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Мурманской области (далее Положение).
Согласно пункту 2.2.3.52. Положения, Министерство здравоохранения Мурманской области организует и осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий.
Пунктом 2.2.3.51. Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Мурманской области осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных организаций, в том числе автономных учреждений, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
В соответствии с пунктами 2.2.3.60., 2.2.3.57. Положения, Министерство здравоохранения Мурманской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также обеспечивает в пределах своей компетенции централизацию закупок при размещении заказов на поставку одноименных товаров для государственных нужд Министерства и подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
Согласно пункту 1.3 Устава ГОАУЗ МЦРБ учредителем и собственником имущества учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Мурманской области, полномочия собственника имущества учреждения осуществляют Правительство Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Мурманской области.
Имущество учреждения является собственностью Мурманской области (п. 3.1. Устава).
Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются, в том числе регулярные и единовременные поступления от учредителя (п. 3.9. Устава).
Государственное задание для учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. 3.10. Устава).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем (п. 3.13 Устава).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждение осуществляет в виде субсидий из бюджета Мурманской области и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 3.14 Устава).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Мурманской области, как главного распорядителя средств областного бюджета, обязанности профинансировать мероприятия по установке ограждения территории объекта здравоохранения – филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница с целью обеспечения антитеррористической защищенности и комплексной безопасности.
Учитывая, что в рамках государственной программы «Здравоохранение» на мероприятия по антитеррористической защищенности в 2022 году предусмотрено финансирование и Министерством здравоохранения Мурманской области планируется выделение финансирование на установку ограждения территории филиала ГОАУЗ МЦРБ – Ковдорская больница, суд считает возможным установить срок для выполнения указанной выше обязанности по финансированию до <дд.мм.гг>.
Поскольку прокурор Ковдорского района освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ГОАУЗ МЦРБ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Ковдорский район, учитывая, в том числе и то, что Министерство здравоохранения Мурманской области, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ковдорского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Мурманской области об установлении ограждения – удовлетворить.
Обязать государственное областное автономное учреждение здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» обеспечить антитеррористическую защищенность и комплексную безопасность филиала государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» - Ковдорская больница, расположенного по адресу: <адрес>, путем установки ограждения территории в срок до <дд.мм.гг>.
Обязать Министерство здравоохранения Мурманской области профинансировать мероприятия по установке ограждения территории объекта здравоохранения – филиала государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» - Ковдорская больница в срок до <дд.мм.гг>.
Взыскать с государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход бюджета муниципального образования Ковдорский район Мурманской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ковдорский районный суд.
Председательствующий Т.В. Толстова