Председательствующий: Дело №33а-3160/2020
судья Петров А.В.
(1-я инст. №2а-1125/2020)
УИД 75RS0023-01-2020-000981-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чита 07 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.,
судей Каверина С.А., Жилинского А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назарчук О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-3 УФСИН России Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанностей,
по апелляционным жалобам начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю Цыденжапова Д.-Н.Э. представителя УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России - Рыбакова В.А.,
на решение Черновского районного суда г.Читы от 27 мая 2020 года, которым постановлено:
«Требования административного искового заявления прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края удовлетворить:
обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, создать для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочие места с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду;
обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН России по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств, организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» необходимого количества рабочих мест;
обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» в течение месяца произвести расчёт необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных трудоустроенных в хозяйственной обслуге ФКУ ИК-3 и направить указанную потребность в УФСИН России по Забайкальскому краю;
обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН России по Забайкальскому краю по указанной потребности направленной ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение трех месяцев выделить необходимое количество ставок и финансирование их деятельности для нормальной работы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю;
обязать ФКУ ИК-3, в течение месяца с момента выделения ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю необходимых ФКУ ИК-3 для нормального функционирования исправительного учреждения ставок хозяйственной обслуги, внести соответствующие изменения в штатное расписание ХО ФКУ ИК-3 и трудоустроить осужденных на открывшиеся ставки ХО ФКУ ИК-3».
Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
07 апреля 2020 года прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Пучковский М.Г., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, указывая на результаты проведенной спецпрокуратурой проверки в сфере развития пенитенциарного производства и трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, просил:
обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, создать для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочие места с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду;
обязать ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств, организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю необходимого количества рабочих мест;
обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение месяца произвести расчёт необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных, трудоустроенных в хозяйственной обслуге ФКУ ИК-3, и направить указанную потребность в УФСИН России по Забайкальскому краю;
- обязать ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по указанной потребности, направленной ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, в течение трех месяцев выделить необходимое количество ставок и финансирование их деятельности для нормальной работы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- обязать ФКУ ИК-3, в течение месяца с момента выделения ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю необходимых ФКУ ИК-3 для нормального функционирования исправительного учреждения ставок хозяйственной обслуги, обслуги, внести соответствующие изменения в штатное расписание ХО ФКУ ИК-3 и трудоустроить осужденных на открывшиеся ставки ХО ФКУ ИК-3. (л.д.6-16)
Судом постановлено приведенное выше решение. (л.д.165-172)
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю Цыденжапов Д.-Н.Э. выражает несогласие с решением районного суда, поскольку, по его мнению, при рассмотрении дела судом нарушены нормы материального права, решение суда противоречит Постановлению Правительства РФ от 06 апреля 2018 года №420 «О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018-2026 годы)». По состоянию на 01 мая 2020 год среднесписочный вывод на оплачиваемые работы составил 165 человек (с учетом осужденных трудоустроенных на должности хозяйственно-лагерной обслуги), среднесписочная численность осужденных, подлежащих привлечению к труду, составляет 275 человек. Выполнение данного целевого показателя с учетом осужденных, трудоустроенных на должности хозяйственно-лагерной обслуги, составляет 60%, что выше общероссийского показателя (30,2%) на 29,8% и выше дальневосточного показателя (21,6%) на 38,4%.
По состоянию на 01 мая 2020 год среднесписочный вывод на оплачиваемые работы составил 90 человек (без учета осужденных трудоустроенных на должности хозяйственно-лагерной обслуги), среднесписочная численность осужденных, подлежащих привлечению к труду, составляет 275 человек. Выполнение данного целевого показателя с учетом осужденных, трудоустроенных на должности хозяйственно-лагерной обслуги, составляет 32,73%, что выше общероссийского показателя (30,2%) на 2,53% и выше дальневосточного показателя (21,6%) на 11,13%.
Указание в исковом заявлении о снижении количества ставок хозяйственно-лагерной обслуги в период с 2016 года по настоящее время с 87 до 75 ставок не повлияло на выполнение целевого показателя №3.
Судом не учтено, что создание рабочих мест напрямую связано с количеством поступивших обращений от сторонних организаций с целью приобретения изготовляемых в ФКУ ИК-3 изделий; не исследовался вопрос о наличии возможности осуществить оборудование помещений колонии дополнительными комнатами, учитывая техническое состояние здания; не исследовался вопрос о наличии возможности оборудовать помещения колонии дополнительными комнатами, учитывая техническое состояние здания.
Обращает внимание, что имеющиеся в исправительной колонии здания не позволяют оборудовать новые рабочие места, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая еще не утверждена Правительством РФ; отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных комнат длительных свиданий, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.
Ссылаясь на п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314, а также указывая на невозможность исполнения решения суда в установленный в нем срок, поскольку бюджет на 2020 год заложен в 2019 году, просит решение Черновского районного суда г.Читы от 27 мая 2020 года отменить либо изменить полностью, по делу принять новый судебный акт. (л.д.175-178)
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю - по доверенности Рыбаков В.А., оспаривая выводы суда в части создания рабочих мест для осужденных в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указывает, что рабочие места (кроме ставок хозяйственного обслуживания) в ФКУ ИК-3 формируются исходя из количества заказов хозяйствующих субъектов, в связи с чем, количество рабочих мест можно определить только на конкретный момент на основании заказов, имеющихся в настоящее время. В дальнейшем это количество может уменьшаться либо увеличиваться в зависимости от уменьшения или увеличения заказов. Между ФКУ ИК-3 и сторонними организациями заключены договоры на выполнение работ (поставку товара), в соответствии с которыми ФКУ ИК-3 обязуется выполнить в соответствии с заданиями заказчика работы (изготовить товар) и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить в размере и сроки, указанные в договорах. Поскольку наличие и количество данных рабочих мест определяется наличием соответствующих заказов, количество которых не является постоянным, а сама деятельность ФКУ ИК-3 представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждения, у суда не имелось правовых оснований для обязания ответчиков увеличить объемы осуществления указанной деятельности путем создания постоянных рабочих мест в ФКУ ИК-3, за счет средств федерального бюджета. Указывает, что УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 года №5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не содержат норм, императивно предписывающих обеспечить 100-процентное наличие рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание.
Ссылаясь на положения ст.103 УИК РФ, ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит доводы, что: количество осужденных постоянно меняется, поэтому невозможно обеспечить 100-процентное наличие рабочих мест; ФКУ ИК-3 не является коммерческой организацией, а создание дополнительных рабочих мест, извлечение прибыли не являются основными видами деятельности; рабочие места в исправительных учреждениях создаются за счет привлечения средств сторонних организаций (денежные средства, оборудование, сырье, материалы и др.); несмотря на подписанные соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Управления (в том числе в интересах ФКУ ИК-3) с Правительством Забайкальского края, Торгово-промышленной палатой Забайкальского края, регулярные встречи с представителями коммерческих организаций, размещением информации (рекламы), невозможно обеспечить оплачиваемым трудом всех трудоспособных осужденных в ФКУ ИК-3; в настоящее время ни в одной исправительной колонии на территории РФ количество трудоустроенных не приближается к 100% от общего числа; количество рабочих мест находится в прямой зависимости от заказов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; ФКУ ИК-3 и УФСИН России по Забайкальскому краю не вправе принимать решения о создании дополнительных рабочих мест для осужденных за счет средств федерального бюджета, поскольку не являются главными распорядителями средств федерального бюджета. Выражает несогласие с выводом суда о том, что УФСИН России по Забайкальскому краю имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, поскольку учредителем всех учреждений уголовно-исполнительной системы является ФСИН России.
Ссылаясь на ст.10 Конституции Российской Федерации, Определение Верховного Суда РФ по конкретному делу, а также практику Нижегородского областного суда по аналогичным искам, указывает, что УФСИН России по Забайкальскому краю лишь перенаправляет денежные средства от ФСИН России в ФКУ ИК-3, и не имеет возможности самостоятельно финансировать исправительную колонию.
Обращает внимание, что ФСИН России доводит до УФСИН России по Забайкальскому краю лимит численности персонала уголовно-исполнительной системы, финансируемый за счет средств федерального бюджета, на календарный финансовый год.
ФСИН России установлен на 2020 год УФСИН России по Забайкальскому краю лимит персонала из числа осужденных, задействованных на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, и СИЗО в объеме 602 единицы; в ФКУ ИК-3 доведен лимит численности персонала, финансируемый за счет средств федерального бюджета, на 2020 год в количестве 75 человек; приказом ФКУ ИК-3 утверждено штатное расписание работников из числа спецконтингента хозяйственной обслуги, согласно которому количество указанных рабочих мест составило 75 единиц; ФКУ ИК-3, в рамках доведенных до них лимитов, полностью выполнили обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства осужденных; в последние годы численность осужденных в ФКУ ИК-3 меньше установленного лимита, в связи с чем, планируется уменьшение лимита в учреждении; в настоящее время в ФКУ ИК-3 не требуется увеличение количества ставок для хозяйственной обслуги (за счет федерального бюджета); исправительная колония обслуживается должным образом, сбоев в работе нет. Считая, что суд не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность административных ответчиков, просит решение Черновского районного суда г.Читы отменить, по делу вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. (л.д.188-190)
Относительно доводов апелляционной жалобы и.о. Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Кулибаба А.Г. поданы письменные возражения. (л.д.216-221)
В заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю – Мальцев А.А., УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России – Рыбаков В.А., действующие по доверенности, доводы апелляционных жалоб поддержали, при этом, каждый в отдельности, дополнительно пояснили, что в целях реализации Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06 апреля 2018 года №420, для учреждений уголовно-исполнительной системы Забайкальского края на 2020 год выделены денежные средства в размере 8841,00 тысяч рублей, используемые по целевому назначению. По состоянию на 01 октября 2020 года в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю среднесписочная численность осужденных, подлежащих трудоустройству, составляет 269 человек; по состоянию на 01 октября 2020 года трудоустроено 184 осужденных на должности ЦТАО и ХО, что составляет 68,4% от среднесписочной численности осужденных, подлежащих трудоустройству. В подтверждение позиции стороны административных ответчиков по делу, сослались на заключенные ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю и УФСИН России по Забайкальскому краю Соглашения с различными организациями Забайкальского края, предметом которых является сотрудничество сторон, на безвозмездной основе, в решении задач по созданию и развитию экономических, технологических, производственных, сбытовых связей в целях создания и обеспечения взаимодействия между учреждениями уголовно-исполнительной системы и конкретными учреждениями края, предоставив судебной коллегии копии соответствующих соглашений.
В заседании судебной коллегии от 30 сентября 2020 года прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячкова Ж.В., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просила в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Представитель Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив доказательства, выслушав позицию представителей административных ответчиков, участвующего в деле прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных в уголовно-исполнительной системе функционирует производственный сектор, в который входят 574 центра трудовой адаптации осужденных, функционирующие при исправительных колониях, 69 учебно- и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, функционирующих при воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.
Согласно раздела 7 Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018-2026 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06 апреля 2018 года №420, в рамках Программы в Дальневосточном федеральном округе планируется:
- для приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами - строительство 2 новых следственных изоляторов на 1300 мест, 1 нового режимного корпуса на 250 мест, реконструкция 1 режимного корпуса на 372 места, строительство и реконструкция 2 объектов вспомогательного назначения в следственных изоляторах;
- для приведения условий отбывания наказания в соответствие с законодательством Российской Федерации - реконструкция колонии особого режима, реконструкция 1 общежития в исправительном учреждении строгого режима, строительство 4 общежитий на 950 мест взамен аварийных и непригодных к эксплуатации зданий, 1 дома ребенка, 24 объектов вспомогательного назначения (комнат для длительных свиданий, котельных, бань-санпропускников, столовых, инженерных сетей, складов, очистных сооружений и др.) в исправительных учреждениях;
- для обеспечения установленных санитарно-гигиенических требований и создания благоприятных условий для лечения и реабилитации больных подозреваемых, обвиняемых и осужденных - введение в эксплуатацию 167 новых койко-мест (2 больниц и 1 лечебного корпуса), а также строительство 1 объекта амбулаторно-поликлинического и лечебного профиля;
-для дополнительного трудоустройства 405 осужденных (при организации работы осужденных в 2 смены, за исключением отдельных видов работ), содержащихся в исправительных учреждениях, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, обеспечения процесса их обучения рабочим специальностям и последующего привития и закрепления у них трудовых навыков, мотивации к труду - приобретение 255 единиц техники и оборудования (швейное, сельскохозяйственное, лесопромышленное, металлообрабатывающее), в том числе по таким наиболее перспективным с точки зрения развития и трудоустройства осужденных отраслям, как легкая промышленность - 197 единиц, сельское хозяйство - 12 единиц, металлообработка - 14 единиц, деревообработка - 32 единицы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведённых спецпрокуратурой надзорных мероприятий установлено, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю содержится 270 осужденных, подлежащих привлечению к труду, из них привлечено к труду в ХО - 68 осужденных, в ЦТЛО - 115 осужденных. Среднесписочная численность осужденных, подлежащих привлечению к труду, за 2020 год составила 270 осужденных, трудоустроено 157 осужденных (58,15 %). Приказом начальника ФКУ ИК-3 от 10 января 2020 года №№ос утверждено штатное расписание ЦТАО (ДИБФ) ФКУ ИК-3; в штатном расписании ЦТАО предусмотрено - 138 ставок. Приказом начальника ФКУ ИК-3 от 26 февраля 2020 года №№ос утверждено штатное расписание ХО ФКУ ИК-3; в штатном расписании ХО предусмотрено - 75 ставок. Трудоустроено лиц, имеющих исковые требования, 36,07 % от общего числа осужденных, количество трудоустроенных осужденных имеющих исковые требования - 79.
Суд признал обоснованными доводы административного истца о том, что в деятельности исправительного упреждения усматривается бездействие в части обеспечения осужденных рабочими местами, а также при создании новых рабочих мест.
Так, из пояснений сторон и материалов дела суд установил, что, начиная с 2016 года, по настоящее время произошло снижение количества ставок хозяйственной обслуги в ФКУ ИК-3 (с 87 до 75 ставок), при том, что в ФКУ ИК-3 имеется потребность в увеличении ставок ХО, а не в их уменьшении. Кроме того, штатное расписание осужденных, трудоустроенных в ХО ФКУ ИК-3, не соответствует требованиям ст.52 Конституции РФ, ст.99, 105 УИК РФ, ст.ст.13, 14, 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приложению №10 к приказу ФСИН России от 17 марта 2008 года №154, а также требованиям п. 27, 97, 108 и Приложению № 8 к приказу Минюста России от 15 февраля 2006 года №252-дсп, ввиду нехватки положенного и требуемого количества должностей ХО; для работ ХО либо привлекаются осужденные без официального трудоустройства (в нарушение ст.34, 37 Конституции РФ, ст.2, 4 TК РФ, ч.1 ст. 105, 106 УИК РФ), либо не выводятся вовсе (дневальные отрядов). Таким образом, штатное расписание ХО ФКУ ИК-3 должно быть пересмотрено, в него следует добавить необходимые ХО должности (на объекты жизнеобеспечения). Количество штатных единиц хозяйственной обслуги, положенных для всех исправительных учреждений Забайкальского края, и финансирование заработной платы осужденных определяется ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю распределяет имеющееся количество ставок хозяйственной обслуги между всеми исправительными учреждениями Забайкальского края, а конкретное исправительное учреждение утверждает штатное расписание, согласно ТК РФ, в котором из имеющегося количества ставок определяет количество должностей и количество ставок под них.
Таким образом, по мнению суда, исправительным учреждением не выполняется возложенная на него законом обязанность по созданию условий для привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, в связи с чем, не исполняется возложенная на ФКУ ИК-3 обязанность по проведению воспитательного процесса с осужденными, в том числе путём привлечения к труду, а также нарушаются права потерпевших лиц на возмещение принесённого им материального вреда.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, и разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора. Возлагая на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность создать для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочие места с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду, а на ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю необходимого количества рабочих мест, и т.д., суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, приказами ФСИН России «Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний» от 18 января 2005 года №2, «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» №245 от 19 мая 2006 года, Положением об УФСИН России по Забайкальскому краю, утвержденным приказом ФСИН РФ от 11 июня 2015 года №518, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 года №1314, Уставом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, нормами КАС РФ, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Так, судом первой инстанции констатировано, что, в нарушение положений ст.52 Конституции Российской Федерации, ст.ст.99, 103-105 УИК РФ, ст.13, 14, 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», не все трудоспособные осужденные в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю привлечены к труду.
Из информации администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю следует, что проекты по созданию новых рабочих мест и развитию производства должны быть дополнены инвестициями, направленными на подготовку и переподготовку персонала, приобретение оборудования и модернизацию.
Вместе с тем, суд нашел обоснованными доводы административного истца о том, что в деятельности исправительного упреждения усматривается бездействие в части обеспечения осужденных рабочими местами, а также при создании новых рабочих мест.
Кроме того, анализируя нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу, что: учреждения, исполняющие наказания, могут организовывать собственные предприятия; имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом или иными правовыми актами; прямого запрета на создание рабочих мест не содержит и Устав ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю; что осуществление необходимого комплекса действий для исполнения обязательств государства по исправлению осуждённых зависит от надлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации системы исполнения наказания и конкретного исправительного учреждения; что на территории Забайкальского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Забайкальскому краю; при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №3 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 06 ░░░░░░ 2018 ░░░░ №420 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (2018-2026 ░░░░)», ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░.░.88); ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 87 ░░ 75 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №3.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.7 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2004 ░░░░ №1314, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░.10 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.308, 309, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░ ░░ 27 ░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: