№5-329/2021
УИД-42RS0042-01-2021-001665-56
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новокузнецк 02 июня 2021 года
Судья Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Страшников А.И., изучив в порядке подготовки к судебному заседанию материалы дела о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об АП Лапина С.А..
УСТАНОВИЛ:
В Новоильинский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области поступило дело о привлечении лапина С.А. к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об АП.
Суд, изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, полагает, что оно не может быть принято в производство на основании следующего.
Согласно п.п.3,4 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли оформлены и составлены протоколы, предусмотренные КРФобАП и оформлены иные материалы дела и в случае неправильного оформления материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, возвращает материалы дела должностному лицу их составившему.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об АП в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об АП. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении №....., Лапину С.А. вменяется нарушение ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об АП, из протокола об административном правонарушении следует, что ..... в 16-58 часов по адресу: ..... у ....., был выявлен гр. Лапина С.А., который допустил нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в период угрозы распространения заболевания COVID-2019, а именно не обеспечил ношение гигиенической маски для защиты органов дыхания в общественном транспорте (общественном транспорте, такси), чем нарушил требование п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения CОVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в период действия режима повышенной готовности, установленного Распоряжением Губернатора Кемеровской области № 21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 03.04.2020 года.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об АП, характеризуется совершением хотя бы одного из следующих незаконных действий: нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления не соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), - либо не выполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства на: общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественные отношения в области общественного порядка и общественной безопасности, связанные с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения граждан и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно Распоряжения Губернатора Кемеровской области от 14.03.2020 № 21-РГ О введении режима повышенной готовности на территории Кемеровской области и мерах по противодействию распространения (COVID – 2019), от 11.05.2020 года №62-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID – 2019) и внесении изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020г. №21-РГ «О введении режима повышенной готовности на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространения (COVID – 2019)»,
Положениями вышеуказанного Распоряжения регламентировано гражданам, находящимся на территории Кемеровской области-Кузбасса соблюдать масочный режим (использование средств индивидуальной защиты органов дыхания, плотно прилегающих к лицу, закрывающих рот, нос и подбородок, не оставляя зазоров между лицом и средством индивидуальной защиты органов дыхания): при нахождении во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об АП как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Между тем, при описании события административного правонарушения, должностное лицо не указывает, в чем именно заключается совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об АП, ссылаясь лишь на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 года № 31, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Распоряжение Губернатора Кемеровской области № 21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 03.04.2020 года.
Подобное описание события административного правонарушения не позволяет квалифицировать действия Лапина С.А. по ч.2 ст. 6.3 КРФобАП, противоречит требованиям ст. 28.2 и ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об АП и нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, от предъявленного обвинения, поскольку лишает возможности знать, в чем он конкретно обвиняется.
Кроме того, из представленных материалов не ясен субъект правонарушения, привлекаемый к ответственности (как физическое лицо, либо как должностное лицо), не указано, что Лапин С.А. находился при исполнении должностных обязанностей, осуществлял управление общественным транспортном или был в нём в качестве пассажира, не представлены документы о возложении на Лапина С.А. (как на должностное лицо – водителя автобуса) обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм.
Данные нарушения невосполнимы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку влекут нарушение права на защиту участников административного судопроизводства и делают невозможным рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Лапина С.А. по существу, в связи с чем, протокол об административном правонарушении и прилагающийеся к нему документы подлежат возвращению должностному лицу, их составившему для устранения допущенных нарушений.
Кроме того, настоящий протокол определением Новоильинского районного суда от ..... уже возвращался для устранения указанных нарушений, однако без изменения, вновь был направлен в суд.
Что касается разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ..... от ....., то их применением невозможно в связи с допущенными и неустранимыми недостатками, имеющимися в протоколе об административном правонарушении №.....
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КРФ об АП, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №..... ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░